Вторая выставка «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство» работала с 15 ноября по 8 декабря. В течение трех недель посетители могли увидеть украшения, настольные композиции, ювелирные миниатюры, ограненные драгоценные камни. Работы современных мастеров экспонировались в контексте исторических образцов ювелирного и камнерезного искусства: экспозиция была приурочена к значимым датам в жизни и деятельности знаменитого камнереза и живописца Алексея Денисова-Уральского: 160-летию со дня его рождения и 120-летию персональной выставки в Москве «Урал и его богатства». С его именем была связана и презентация благотворительной акции по реставрации насыпной иконы «Преображение Господне», в исторической части которой экспонировалась «Горка уральских самоцветов» – подлинная работа Денисова-Уральского из Минералогического музея им. А.Ферсмана.
С 29 ноября в «Амбер Плаза» во второй раз работала специальная экспозиция «Идеи молодых» с участием 20 ювелиров из разных регионов страны. Премьера этого перспективного проекта, состоявшаяся в июне прошлого года, позволила вывести на столичную аудиторию талантливых авторов, которые работают в разных жанрах, экспериментируют с альтернативными материалами. «Идеи молодых» на этот раз представили Ася Трошейкина с фактурными украшениями с текстильным кружевом, кольцами из текстурированного серебра с камнями естественных форм, Александра Лучутенкова с эклектичными кольцами и брошами в русском стиле, Наталья Красноярова и др. Традиционные для «Симфонии самоцветов» образовательные лекции, тематические кинопоказы и мастер-классы, как всегда, послужили привлечению специалистов и широкой публики.
Конкурс входит в программу выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство» - нового проекта выставочной платформы «Симфония самоцветов». Задача творческого соревнования – отметить лучшие ювелирные и камнерезные работы современных художников в том потоке, который ежемесячно обновляется в уютном зале БЦ «Амбер Плаза» на Краснопролетарской, 36. Недостатка в достойных работах не было: 110 авторов и творческих объединений из 20 регионов страны представили на рассмотрение жюри 385 работ в 9 номинациях:
«Ювелирное искусство. Традиционное мастерство». Гарнитур «Вышивка». Лариса Галеева, «Пераскева».
«Ювелирное искусство. Творческий поиск». Серьги «Песнь Дракона». Мария Московская и Елизавета Перетягина, Ювелирный бренд VESNA.
«Камнерезное искусство. Твердый камень». Скульптура «Рыбачок». Руслан Серебренников, камнерезная студия «Рифей».
«Камнерезное искусство. Мягкий камень. Резьба по кости». Миниатюра «Крысы и чернильница». Александр Сидоров.
«Художественный образ в камне». Статуэтка «Перевоплощение». Максим Морозов, Творческий союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона.
«Серебряная галерея». Миниатюра-печать «Мудрость». Творческий союз «Праксит».
«Волшебные грани». Аметрин в авторской огранке «Свеча на ветру». Владимир Силин.
«Мозаика из камня». Икона «Георгий Победоносец». Геннадий Андреев.
«Лучшая работа молодых авторов». Настольная композиция «Воспоминание о Дали». Ярослава Брагина, колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже.
«Лучшая работа молодых авторов». Скульптурная композиция «Год змеи». Игорь Трухин.
Гран-при удостоена коллекция инталий А.С. Пушкин, Александр Невский, Спиридон Тримифунтский. Мастер-интальер Владимир Попович, Ювелирный Дом «Аргентов».
Организатор проекта, компания «Клио», отметила также 12 лучших мастеров, для которых был разработан специальный приз - статуэтка «Муза Клио», имя которой с древнегреческого переводится как «дарующая славу». Дипломы и статуэтка были вручены: династии ювелиров Ивановых – за преемственность поколений в создании авторских произведений ювелирного искусства; художнику-ювелиру Андрею Аввакумову – за воплощение художественных образов в произведениях ювелирного искусства; мастерам художественной огранки Эдуарду и Надежде Ахметшиным – за коллекцию камней с авторской огранкой; мастерской флорентийской мозаики «Мир камня» Андрея Белякова – за уникальное оформление циферблата часов в технике флорентийской мозаики; художнику-ювелиру Ларисе Маховой – за самобытность в создании изделий из многоцветной эмали; художнику-ювелиру Лилии Шадриной – за творческий подход в создании ювелирных украшений; ювелирному производству «Голден блюз» – за творческий подход в создании ювелирных авторских коллекций; творческой студии FILLART – за создание коллекций ювелирных произведений в технике горячей эмали.
Подробнее см.: #мастерароссии, #симфониясамоцветов, #ювелирноеискусство, #камнерезноеискусство, #мозаика. Очередная «Симфония самоцветов» будет работать с 24 по 26 января: #мастерароссии, #симфониясамоцветов, #музаклио, #ювелирныеукрашения #огранка
На площадке популярной московской выставки «Симфония самоцветов» прошло чествование лауреатов и дипломантов конкурса ювелирного дизайна, в ходе которого были рассмотрены работы дизайнеров из России, Армении, Казахстана, Узбекистана, Австрии. Бренд Diamond Line хорошо известен на мировом ювелирном рынке как синоним высокого мастерства и творческого вдохновения. Лауреаты DLDIA делегируются на ведущие зарубежные конкурсы, где получают преференции и часто побеждают. Начиная с 2009 года, благодаря «Золотой ладье» и «Русской бриллиантовой линии» получили известность Ильгиз Фазулзянов, Анна Теплинская, Александра Нескреба, Анна Дмитриева, Наталья и Татьяна Тарасовы: более полутора десятков дизайнеров стали лауреатами и дипломантами в Гонконге, Милане, Сингапуре. Такие победы не только повышают рейтинг, но и создают конкурентное преимущество – например, в виде получения лучших мест на мировых выставках, в престижных салонах и галереях – как, например, «Нью-Арт» и Moiseikin в Design Center на JCK Las Vegas-2017, Sasonko в Design Galleria в Гонконге в 2018 г., Тереза Кутузова в парижской Pshyché Galleri в 2024 г. На DLDIA Тереза представила отмеченные в Милане кольца ADIMA и Harley, благодаря которым она получила приглашение выставиться на французской галерее принять участие в Парижской неделе моды. Кольцо ADIMA из лимонного золота 750 — это ода женщине; оно символизирует самообладание, связь с природой и внутреннее сияние, отражает силу и сверкающую красоту внутри нее. Сердцем кольца является изумруд - камень любви, процветания, изысканности и благородства.
В состав жюри конкурса входят авторитетные зарубежные специалисты, которые рассматривают поданные украшения под призмой актуальных мировых тенденций, тем самым задавая планку требований. Не случайны поэтому два Гран-при Сергея Изместьева на Artistar Jewels Award в 2022 и 2023 гг. Более 40 работ, полученных оргкомитетом DLDIA – 2024 из России, Узбекистана, Армении, Австрии, Казахстана, отразили не только широкую географию, но и заметное обогащение творческого диапазона.
В 2019 году Гран-при РБЛ получил комплект «Пиксели» Галины Коняевой, в котором нашли отражение не только дизайнерский талант и высокое мастерство исполнения, но и художническое предчувствие: буквально через несколько месяцев мир погрузился в пандемию и распался на сегменты… На этот раз самые высокие оценки получила новая работа Галины - подвес-трансформер ручной работы, образованный соединением трех рыбок из потрясающего жемчуга барокко. Золотая жемчужина в желтом золоте олицетворяет Веру. Серебристая, с сиренево-фиолетовым отливом, в белом золоте означает Надежду, а комета розового оттенка в розовом золоте – это Любовь. Они плывут в подвесе друг за другом, образуя непрерывный круговорот. Подвес легко разбирается на три отдельные броши, и каждую можно носить в качестве кулона.
Уникальная форма кольца «Букет осени» Владимира Гончарова точно отражает собранный букет, яркие оттенки осенних листьев и невидимую магию, окутывающую природу и наши чувства в эту пору. Это кольцо — символ перехода, бесконечного цикла жизни, вдохновляющего на творчество. Оно несет в себе философию осени: «Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны».
Открытием конкурса стали ультрасовременные произведения Юлии Кутовой из Ташкента, сочетающие в себе элегантность, символику и древние традиции искусства резьбы по ганчу, материалу из гипса и глины, который веками использовался в архитектуре дворцов и мечетей, известных своими утонченными узорами. Ganch Marquise – кулон в форме маркиза, передающий текстуру резьбы с помощью матового белого золота, которое подчеркивает тонкость и глубину орнамента. Оборотная сторона украшена ажурными деталями из полированного желтого золота, а боковая часть инкрустирована россыпью бриллиантов. Прозрачная эмаль голубого цвета, словно отражение ясного неба над древними куполами, добавляет кулону нежную глубину и спокойствие.
География отражена и в целом ряде других работ. Так, подвеска «Золотые карпы» мастерской Агафоновых, изготовленная вручную из золота 750, украшенная бриллиантами, рубином и росписью по горячей эмали, посвящена популярному на Востоке символу удачи и упорства в достижении цели – поскольку карпы способны плыть против течения. Сергея Изместьева на серию колец «Золотое руно», «Сакартвело» и «Колхида» вдохновила богатая история и культура Грузии, страны на перекрестке цивилизаций. «Золотое руно» отсылает к путешествию аргонавтов в Колхиду, описанному в древнегреческих мифах. А в колье Вольфа Бялончика из Австрии орнаменты древнего Самарканда воспроизведены с помощью уральских демантоидов.
В кольце «Бархат» Ювелирного дома RODIS открывается спектакль драгоценных камней высшей категории, созданный Еленой Минаковой. Центральным элементом композиции выступают аметрины в огранке октагон, которая позволяет насладиться изысканной игрой света. Витражная эмаль нанесена мастером вручную, что делает украшение по-настоящему уникальным. Персонаж из коллекции «Сказочные герои» бренда Liza Borzaya – известный на весь мир «Щелкунчик». В этом кольце из белого и желтого золота, усыпанном бриллиантами, горячая эмаль нанесена на гильоше, орнамент ручной работы, а роспись не покрыта фондоном, благодаря чему вся краска полностью погружается в тонкий слой эмали.
Кольцо «Саадият» компании Natasha Libelle посвящено зданию Perforing Arts Centre на этом острове, которое разработано Захой Хадид - легендой архитектурного мира, первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию. Проекты Хадид выполнены в плавном, тягучем и порывистом движении, с гибкими линиями, зеркальными поверхностями и обилием воздуха. Эти черты вдохновили основательницу ювелирного бренда Наталью Шумакову на создание коллекции «Заха Хадид». Основная техника при этом - витражная эмаль, позволяющая создавать тончайшие полотна с нежными переходами цветов, идеально повторяя линии здания. Отражение реальных сооружений - вообще популярная тема в ювелирном дизайне. Так, на IJDEA 2019 в Гонконге Сара Чжуан получила премию Innovative and Uniqueness Design за набор колец Urban Reflection, изображающих всемирно известный горизонт Гонконга с ультрасовременными небоскребами. Кольца можно носить вместе, демонстрируя всю панораму.
В целях более полного согласования с концепциями партнерских конкурсов жюри установило принцип выявления лучших номинантов по двум категориям: определяются лауреаты (украшения, получившие высокие общие баллы, примерно равные по всем критериям) и победители – работы, отмеченные за особые качества по отдельным критериям или по функциональности. Например, в кольце «Полевой цветочек» Анны Матвеевой члены жюри отметили соответствие стиля и материалов образу украшения, которое передает нежность хрупкого полевого цветка, тронутого ветром. Художница использует фенакит — красивый и редкий минерал, один из самых ценных камней Уральских гор, Фенакит люминесцирует в катодных лучах, а его блеск напоминает бриллиантовый, при том что сам камень похож одновременно и на горный хрусталь, и на апатит, и на топаз.
Кольцо Prison of Light компании Palladin Gold производит впечатление чистотой линий и передовыми материалами. Союз искусства и технологий преодолевает ограничения традиционных сплавов. Кольцо символизирует страсть и тайну, а клетка олицетворяет боль любви, ее заключение и одновременно защиту. А сплав Purentum™ 960 (практически чистое серебро, разработка Kostin's Lab) достаточно прочен, чтобы защитить такое хрупкое явление. Согласно легенде, зачарованный камень меняет цвет с синего, означающего спокойствие, на фиолетовый цвет страсти только в присутствии истинной любви. Такой интересный эффект изменения цвета дает наноситалл при УФ-освещении.
Наталья и Татьяна Тарасовы уже не раз были отмечены за впечатляющие эксперименты с инновационным дизайном, в которых наряду с серебром используют акрил, бумагу и другие нетрадиционные материалы. Их серьги «Барамундия» - плод ярких воспоминаний о невероятной австралийской природе, ее флоре и фауне. Кольцо HARLEY Терезы Кутузовой - это ода страсти и свободе, которые она видит в мотоциклах. Художница считает их символом внутренней силы, сочетающим в себе мощь механики и нежность бьющегося сердца, напоминающим, что каждый новый день — новое путешествие, полное возможностей и открытий. А главное качество ее HARLEY - высокое мастерство исполнения с точной передачей деталей. Кулон Amulet Юлии Кутовой представляет собой совершенный цилиндр, украшенный тончайшими орнаментами среднеазиатской вышивки Сюзане, гармонично объединяющий вековые традиции и современную эстетику. Купол из резного халцедона отражает утонченность архитектуры, символизирует прочность и вечную красоту. Тубус открывается, и в него можно вложить послание на бумаге, строки молитв, клятву.
Cреди украшений интерьера вне конкуренции оказалась статуэтка дракона от Ювелирного дома SHIKO из желтого золота 750 и серебра – прежде всего благодаря богатству и качеству декора с невероятным количеством камней. Чешуйчатое туловище дракона, придающее образу ощущение натуральности и мощи, высечено вручную, а его сверкающую обсыпку образует множество черных бриллиантов (1421 шт., общей массой около 45 ct) и рубинов (3 105 / 49,58 ct). Глазами служат два ограненных по заданным параметрам желтых сапфира массой 0.56 ct. Часть туловища, не покрытая камнями, обработана под фактуру чешуи, а крылья состоят из прожилок, заполненных дымчато-серым обсидианом и красной смальтой. Подставка для дракона выполнена в виде скалы из пегматита, в которую вставлены кристаллы дымчатого кварца, граната, альмандина и пирита.
Интересно отметить, что в 2019 году настольное украшение в форме яйца под названием «Открытие тайны рождения» не только вошло в число лауреатов IJDEA в Гонконге, но было удостоено Гран-при, а его автор, американский дизайнер Александр Маряскин, получил титул Champion of Champions. Все отобранные украшения делегируются на International Jewellery Design Excellence Award - 2025 в равном статусе, что должно повысить шансы на максимальный успех, как и в предыдущие годы. В январе из Гонконга поступит информация об отобранных номинантах, а 3 марта, накануне открытия Hong Kong International Jewellery Show, жюри проведет очный тур и определит лауреатов.
Diamond Line Design International Award – 2024
LAUREATES.
Подвес-трансформер «Вера, Надежда, Любовь»: три броши-три кулона. Галина Коняева
Кольцо «Букет осени». Серебро 925, покрытие родием, сапфиры. Владимир Гончаров
Кулон Ganch Marquise. Желтое и белое золото, бриллианты, прозрачная эмаль. Юлия Кутовая
Подвеска «Золотые карпы». Золото 750, рубин, бриллианты. Горячая эмаль. Мастерская Агафоновых
Кольцо «Золотое руно». Сергей Изместьев, Izmestiev Diamonds
Кольцо ADIMA. Лимонное золото 750, изумруд. Тереза Кутузова
Колье «Самарканд». Белое золото 18 K, желтый турмалин, бриллианты, демантоиды. Вольф Бялончик
Кольцо «Бархат». Золото 750, бриллианты, аметисты, аметрины, витражная эмаль. ЮД «РОДИС»
Кольцо «Щелкунчик». Белое и желтое золото 750, бриллианты. Горячая эмаль, гильоше. ЮД Liza Borzaya
Кольцо Saadiyat. Золото 585, кварц багет, эмаль. Ручная работа. ЮД Natasha Libelle
WINNERS
Кольцо «Полевой цветочек». Белое золото, фенакит, турмалины. Анна Матвеева
Кольцо Prison of Light. Серебро (сплав Purentum™ 960), наноситал. Palladin Gold, ИП Костин С.А.
Кольцо HARLEY. Белое золото 585, сапфиры, бриллианты. Тереза Кутузова.
Серьги «Барамундия». Серебро, акрил, бумага. Наталья и Татьяна Тарасовы, Невский СПб
Кулон Amulet. Желтое золото, халцедон. Литье, ручная обработка, резьба по камню. Юлия Кутовая
Камнерезная композиция «Дракон». ЮД SHIKO, ИП Шалашов И.И.
ЛАУРЕАТЫ IJDEA 2019
Набор колец Urban Reflection. Приз Innovative and Uniqueness Design. Сара Чжуан (Гонконг)
Яйцо «Открытие тайны рождения». Champion of the Champions. Александр Маряскин (США)
В Якутске завершилась республиканская выставка - совместный проект Гохрана РС(Я) и Ассоциации «Ювелиры Арктики». По традиции она начинается 19 ноября, в День ювелирной и алмазогранильной промышленности, и проходит в зале постоянно действующей экспозиции «Сокровищница Республики Саха (Якутия)», где в этом году были представлены украшения как известных брендов, так и начинающих ювелиров, в том числе студентов Якутского художественного училища и Арктического института культуры и искусств.
В торжественном открытии приняли участие министр промышленности и торговли РС(Я) Максим Терещенко и другие официальные лица. Председатель Ассоциации «Ювелиры Арктики» Галина Павлова в своем выступлении подчеркнула, что основная задача выставки заключается в популяризации ювелирного искусства республики, сохранении и продвижении уникальных традиций мастеров Севера, в поддержке молодого поколения ювелиров: «Это отличная возможность не только увидеть уникальные авторские работы наших талантливых ювелиров, но и погрузиться в атмосферу богатого наследия Якутии и Арктики». Руководитель Гохрана РС(Я) Иван Кычкин отметил, что Сокровищница Якутии открыта для новых проектов и новых возможностей и готова консолидировать их во благо жителей и населения республики. Специальным гостем выставки стала Мария Ефимова, победившая с кольцом «Созерцание» в номинации «Исполнительское мастерство: Ювелирные техники» на недавнем конкурсе Гохрана России «Ювелиры России. ХХI век».
Крупнейшим производителем ювелирных изделий в республике является государственный холдинг АО «Комдрагметалл РС(Я)», имеющий сеть ювелирных магазинов «Бриллианты Якутии». В сентябре по заявке холдинга Роспатент зарегистрировал географическое указание «Якутские бриллианты», и теперь исключительное право использовать такое название имеют только предприятия, гранящие алмазное сырье непосредственно в Якутии либо использующие в своих изделиях бриллианты, изготовленные на территории республики. Выделялась также витрина компании «Драгоценности Якутии», которая считается одной из лучших в сегменте эксклюзива. Здесь были серьги «Джамиля» в арабском стиле, навеянные образом Шахерезады, не менее экзотичное бриллиантовое колье «Нария» в античном стиле, подвеска «Валенсия», отражающая магию и страсть древней испанской культуры.
В центре экспозиции можно было увидеть композицию «Дьол Тааһа» («Камень счастья») - проект Ювелирного дома «Киэргэ» и результат многолетнего сотрудничества с модельером Августиной Филипповой. В его основе лежит якутская мифология о трех мирах: Верхний мир символизирует божественное сознание. Головной убор в этом образе отражает высшую духовность и связь с небесами; Средний мир — мир людей и природы, где главной ценностью является труд, и якутские ювелиры создают украшения с камнями, добытыми из недр вечной мерзлоты, из Нижнего мира — сурового царства, скрывающего свои сокровища. Камень счастья доступен только люди с чистым сердцем и благословением свыше.
Интересную коллекцию представила компания УРУУ: талисман «Оҕо уйата», снежные очки «Чарапчы», плеть «Кымньыы» с серебряной рукояткой, шейно-нагрудное женское украшение, выполненное на основе музейного экспоната, и серебряная шкатулка. Каждое изделие отражает семейные ценности и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Позитивные отклики получили изделия компании «ЯЗОЛОТО. Сделано в Якутии». Созданная в 2011 году, фирма с первых дней уделяет большое внимание своеобразному стилю в дизайне, самобытности, оригинальности. Работы мастеров ЯЗОЛОТО представлены в «Сокровищнице Республики Саха (Якутия».
Признанным авторитетом для местного ювелирного сообщества и студентов художественных учебных заведений является Петр Алексеев - дизайнер-модельер, ювелир высшей категории, народный мастер Республики Саха (Якутии), который видит свою миссию в сохранении исконно национальных традиций и воссоздании почти утерянных украшений народа Саха, популяризации традиционных ценностей в современной жизнь населения. «Мастерская Петра Алексеева» представила ряд авторских украшений: серьги «Звезда по имени Солнце» (их прототип Петр увидел в Намском музее села Партизан; Кэлин кэбигэр с цельной витой гривной - необычный дизайн украшения заинтересовал мастера при посещении Гродековского Музея в Хабаровске; Илин Кэлин кэбигэр с плоской гривной, созданный по образу и подобию раритетов в Якутском музее истории и культуры народов Севера.
В совместном заявлении с Технической группой по алмазам G7 сказано, что Ботсвана создаст пункт проверки алмазов при поддержке Антверпенского всемирного алмазного центра, работающего в качестве центра проверки и сертификации алмазов для G7 с 1 марта 2024 года. Это гарантирует, что алмазы российского происхождения больше не получат доступ на рынки G7. «Бельгийский алмазный офис, импортно-экспортный орган, который реализует самые строгие физические и административные меры контроля, признан во всем мире эталоном прозрачности. Это роль, которой мы очень гордимся. Теперь мы делимся этими тщательно отобранными знаниями и техническим опытом с другими странами, такими как Ботсвана. По сути, предлагаем проект, который отвечает сегодняшним требованиям соответствия и прозрачности», - сказала генеральный директор AWDC Карен Рентместерс.
В ходе работы был проведен комплексный анализ существующей системы контроля Ботсваны для выявления областей, где необходимо дальнейшее согласование с требованиями G7, и теперь создается «дорожная карта», чтобы запустить пункт проверки экспорта необработанных алмазов. Другие африканские страны выразили обеспокоенность по поводу создания Европейским союзом и G7 единого узла для проверки и сертификации необработанных алмазов, заявив, что это равносильно «мятежу», поскольку у Кимберлийского процесса уже есть 60 таких узлов для выполнения аналогичной задачи. Председатель КП и исполнительный председатель Дубайского центра биржевых товаров Ахмед бен Сулайем заявил, что действия Европы по проверке и одобрению доступа алмазов из иностранных юрисдикций на свои рынки является «злоупотреблением и превышением полномочий».
В эту партию войдут камни ювелирного качества различных цветовых и качественных характеристик, в том числе самый крупный из добытых в стране за последние 10 лет алмаз весом 390 карат, найденный на участке Эбелях прииска Маят в Якутии в сентябре 2023 года. «Российские алмазы, которые ценятся во всем мире, пополнят главную сокровищницу нашей страны. Намерение Гохрана России приобрести добытые АЛРОСА драгоценные камни демонстрирует уверенность государства в том, что их ценность продолжит расти, поскольку природные алмазы особенно редких и исключительных характеристик с каждым годом становятся все большей редкостью», - прокомментировал сделку генеральный директор АЛРОСА Павел Маринычев. Федеральным бюджетом на 2025-2027 гг. на приобретение Гохраном драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрено до 154,5 млрд руб. (это примерно четверть средней годовой выручки АЛРОСА). Первая такая сделка состоялась в марте 2024 г.
Об этом было сообщено на конференции FACETS 2024 в Антверпене. По словам президента Ботсваны Думу Боко, «обе команды усердно работают над завершением сделки, которая не только улучшит будущее алмазной промышленности Ботсваны, но и обеспечит доверие инвесторов и заинтересованных сторон во всем мире». Генеральный директор De Beers Эл Кук заявил, что приход нового правительства к власти в стране вызвал прилив энтузиазма и настоящее желание сказать: давайте сделаем это: «Давайте заключим эту сделку. Пусть крупнейшая в мире алмазная страна и крупнейшая в мире алмазная компания заключат это соглашение и продолжат работать плечом к плечу со всей отраслью, чтобы двигаться дальше: строить отрасль, строить маркетинг, создавать спрос на алмазы, которые мы производим».
Стороны с опозданием достигли предварительного соглашения в июле 2023 года - после того как бывший президент Мокгвитси Масиси пригрозил прекратить переговоры. На данный момент основные условия сделки согласованы и подписаны, осталось заключить окончательное соглашение о продажах алмазов, согласно которому доля алмазного сырья Debswana, продаваемых через государственную Okavango Diamond Company (ODC), в начале нового контрактного периода ODC получит 30% от объема добычи Debswana против текущих 25%, а к 2033 году постепенно увеличится до 50%.
De Beers запустила новую маркетинговую кампанию Forever Present, чтобы усилить привлекательность природных бриллиантов в ключевой сезон подарков в США. Она возвращает культовый слоган A Diamond is Forever, который вновь использовался в видовом маркетинге природных бриллиантов De Beers в прошлом году. В рекламной кампании показаны различные реальные пары и их истории, иллюстрирующие незабываемые моменты и ключевые вехи в отношениях, которые стоит отпраздновать с самыми особенными людьми в нашей жизни. De Beers обращается к широкой аудитории дарителей подарков в США и демонстрирует классические дизайны ювелирных украшений: серьги с бриллиантами, теннисные браслеты, юбилейные кольца, кольца с тремя камнями и подвески с бриллиантами-солитерами.
Маркетинговые материалы будут демонстрироваться по всей территории США на цифровых платформах, в социальных сетях, включая Instagram и TikTok, и в наружной рекламе, например, в крупных аэропортах. Ресурсы кампании также будут предоставлены бесплатно розничным продавцам, планирующим инвестировать в маркетинг природных бриллиантов в этот праздничный сезон. «Знаменитые видовые маркетинговые кампании De Beers по природным бриллиантам формировали спрос на протяжении многих десятилетий», - сказала Sandrine Conseiller, генеральный директор De Beers Brands, - Мы гордимся тем, что продолжаем эту традицию, возрождая и обновляя один из наших самых легендарных слоганов «Бриллиант навсегда» в этот праздничный сезон. Новая кампания воплощает уникальные качества природных бриллиантов за счет современной чувствительности и игривого разговорного языка, и позиционирует их как идеальный выбор для празднования самых важных жизненных событий».
Ранее De Beers и Signet Jewelers совместно запустили рекламную кампанию по природным бриллиантам под названием «Ожидание того стоит» (Worth the Wait), ориентированную на представителей поколения Y и Z, которые только готовятся к помолвке. Новый же маркетинговый проект рассчитан на дарителей всех возрастов, демонстрируя связь между природными бриллиантами и созданием драгоценных воспоминаний с близкими в этот праздничный сезон.
Lucapa Diamond Company обнародовала проект полномасштабного возобновления работы рудника в 2025 году алмазного рудника Merlin, состоящий из двух этапов. Первая фаза требует финансирования в размере $15 млн и 18 месяцев работ и включает в себя углубление на 15 м от основания пяти существующих карьеров, что позволит добыть 67 000 карат алмазов. Реализация второго этапа, предусматривающего капиталовложения в размере $10 млн и рассчитанного на 27 месяцев, позволит запустить вертикальную добычу руды из карьера и добыть 247 000 карат.
При общих капиталовложениях в размере $25 млн Lucapa может выйти на $110 млн общего операционного денежного потока, в том числе $11 млн на первом этапе и $99 млн – на втором. В настоящее время ведутся переговоры с несколькими заинтересованными партнерами по финансированию и продолжаются геологоразведочные работы с целью дальнейшего освоения кимберлитового месторождения Merlin, которое было обнаружено компанией Ashton Mining в 1985–1995 гг. Ashton и Rio Tinto разрабатывали на этом месторождении 8 из 13 алмазоносных трубок, пока в начале 2000-х рудник не был окончательно закрыт из-за несоответствия инвестиционным порогам крупной компании. Lucapa приобрела Merlin в 2021 году. Возобновление добычи позволит оживить алмазодобывающую отрасль Австралии, остановившуюся после закрытия алмазного рудника Argyle в ноябре 2020 года.
Аналитики отмечают, что, несмотря на значительные прибыли от золота в этом году, многие инвесторы остались в стороне от этого рынка. Спрос со стороны западных инвесторов начал расти только после того, как ФРС США начала свой текущий цикл смягчения политики. В этой связи Юлия Хандошко утверждает, что недавняя коррекция золота дала инвесторам возможность войти на рынок, и добавила, что распродажа была лишь естественной частью более широкого цикла: «Несмотря на текущие краткосрочные колебания, долгосрочные перспективы для золота остаются неизменными. Основные факторы, способствующие росту золота, такие как геополитическая напряженность, укрепляющаяся роль Востока и инфляция во многих странах мира, остаются прежними и продолжают толкать цену драгметалла вверх. Эти тенденции не изменятся в результате исхода выборов в США. Даже если на таких рынках, как криптовалюты, возникнет краткосрочная эйфория, это не изменит общие тенденции».
Распродажи на рынке золота начались после того, как американцы решительно проголосовали за Дональда Трампа как за следующего президента США. Аналитики отмечают, что предложенная Трампом политика «Америка прежде всего» придала новый импульс доходности американских облигаций и доллару, создав серьезные препятствия для драгоценного металла. Однако позиция ФРС США и общие ожидания по инфляции, по мнению Ю.Хандошко, скорее всего, останутся стабильными: «Трамп может добавить волатильности на рынке, но это не изменит более широкие экономические тенденции. На самом деле повышенная волатильность не обязательно плохо скажется на золоте - в условиях неопределенности золото остается привлекательным активом». Gold.ru
Dubai Multi Commodities Centre опубликовал спецвыпуск отчета «Будущее торговли» (Future of Trade), посвященный торговле золотом и серебром, а также ключевым тенденциям, формирующим мировой рынок драгоценных металлов. В нем предсказывается «азиатский век» для золота после рекордно высоких цен – «учитывая тот факт, что в 2023 году страна обошла Великобританию и стала вторым по величине центром торговли золотом в мире с общим объемом торговли более $129 млрд (рост по сравнению с предыдущим годом составил 36%). Кроме того, прогнозируется развитие нового золотого экономического коридора среди стран БРИКС, включая ОАЭ, который может стать альтернативой традиционным центрам торговли золотом. По словам исполнительного председателя и главного исполнительного директора DMCC Ахмеда бен Сулайема, в последние годы на рынке драгоценных металлов произошел «исторический сдвиг, вызванный западными санкциями, которые заставили центральные банки закупить рекордное количество золота и переосмыслить зависимость многих стран от доллара США. Отчет был обнародован 18 ноября в день открытия в Дубае Конференции DMCC по драгоценным металлам, которая считается важной платформой для решения самых острых проблем, влияющих на отрасль драгоценных металлов. В течение двух дней в конференц-центре JAFZA отраслевые эксперты и руководители предприятий со всего мира обсуждают новые тенденции, технологические достижения и динамику рынка.
Подведены итоги конкурса, в котором в течение 15 лет встречаются победители и дипломанты конкурсов ювелирного дизайна из различных стран. Бренд Diamond Line является синонимом высокого мастерства и творческого вдохновения, поэтому наши лауреаты, делегированные на ведущие зарубежные конкурсы, получают преференции и часто побеждают. Начиная с 2009 года, благодаря «Золотой ладье» и «Русской бриллиантовой линии» получили мировую известность Ильгиз Фазулзянов, Анна Теплинская, Александра Нескреба, Анна Дмитриева, Наталья и Татьяна Тарасовы: более полутора десятков дизайнеров стали лауреатами и дипломантами в Гонконге, Милане, Сингапуре. Такие победы не только повышают рейтинг, но и создают конкурентное преимущество – например, в виде получения лучших мест на мировых выставках («Нью-Арт» и Moiseikin в Design Center на JCK Las Vegas, Sasonko в Design Galleria в Гонконге и др.).
В состав жюри конкурса входят авторитетные зарубежные специалисты, которые рассматривают поданные украшения под призмой актуальных мировых тенденций, тем самым задавая планку требований. Не случайны поэтому два Гран-при Сергея Изместьева на Artistar Jewels Award. А в этом году в Милане были отмечены оригинальные работы Терезы Кутузовой, кольца ADIMA и Harley, благодаря которым она получила приглашение от французской Pshyché Galleri и примет участие в Парижской неделе моды. Почти 40 работ, полученных оргкомитетом DLIDA – 2024 от дизайнеров из России, Узбекистана, Армении, Австрии, Казахстана, отразили не только широкую географию, но и заметное обогащение творческого диапазона.
Дизайнерский талант и высокое мастерство москвички Галины Коняевой воплотились в подвесе-трансформере ручной работы, образованном соединением трех рыбок из потрясающего жемчуга барокко. Уникальная форма кольца «Букет осени» Владимира Гончарова точно отражает собранный букет, яркие оттенки осенних листьев и невидимую магию, окутывающую природу и наши чувства в эту пору. Открытием конкурса стали ультрасовременные произведения Юлии Кутовой из Ташкента, сочетающие в себе элегантность, символику и древние традиции искусства резьбы по Ганчу. География отражена в целом ряде работ. Так, подвеска «Золотые карпы» мастерской Агафоновых, изготовленная вручную из золота 750 пробы, украшенная бриллиантами, рубином и росписью по горячей эмали, посвящена популярному на Востоке символу удачи и упорства в достижении цели – поскольку карпы способны плыть против течения. Сергея Изместьева на серию колец «Золотое руно», «Сакартвело» и «Колхида» вдохновила богатая история и культура Грузии, страны на перекрестке цивилизаций. «Золотое руно» отсылает к путешествию аргонавтов в Колхиду, описанному в древнегреческих мифах. А в колье Вольфа Бялончика из Австрии орнаменты древнего Самарканда воспроизведены с помощью уральских демантоидов.
В кольце «Бархат» Ювелирного дома RODIS открывается спектакль драгоценных камней высшей категории, созданный Еленой Минаковой. Центральным элементом композиции выступают аметрины в огранке октагон, которая позволяет насладиться изысканной игрой света. Витражная эмаль нанесена мастером вручную, что делает украшение по-настоящему уникальным. Персонаж из коллекции «Сказочные герои» бренда Liza Borzaya – известный на весь мир «Щелкунчик». В этом кольце из белого и желтого золота, усыпанном бриллиантами, горячая эмаль нанесена на гильоше, орнамент ручной работы, а роспись не покрыта фондоном, благодаря чему вся краска полностью погружается в тонкий слой эмали.
Кольцо «Саадият» компании Natasha Libelle посвящено зданию Perforing Arts Centre на этом острове, которое разработано Захой Хадид - легендой архитектурного мира, первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию. Проекты Хадид выполнены в плавном, тягучем и порывистом движении, с гибкими линиями, зеркальными поверхностями и обилием воздуха. Эти черты вдохновили основательницу ювелирного бренда Наталью Шумакову на создание коллекции «Заха Хадид». Основная техника при этом - витражная эмаль, которая создает тончайшие полотна с нежными переходами цветов, идеально повторяя линии здания. Отражение реальных сооружений - вообще популярная тема в ювелирном дизайне. Так, на IJDEA 2019 в Гонконге Сара Чжуан получила премию Innovative and Uniqueness за набор колец Urban Reflection, изображающих всемирно известный горизонт Гонконга с ультрасовременными небоскребами. Кольца можно носить вместе, демонстрируя всю панораму.
В целях более полного согласования с концепциями партнерских конкурсов жюри установило принцип выявления лучших номинантов по двум категориям: теперь определяются лауреаты (украшения, получившие высокие общие баллы, примерно равные по всем критериям) и победители – работы, отмеченные за особые качества по отдельным критериям или по функциональности. Например, в кольце «Полевой цветочек» Анны Матвеевой члены жюри отметили соответствие стиля и материалов образу украшения, которое передает нежность хрупкого полевого цветка, тронутого ветром. Художница использует фенакит — красивый и редкий минерал, один из самых ценных камней Уральских гор, Фенакит люминесцирует в катодных лучах, а его блеск напоминает бриллиантовый, при том что сам камень похож одновременно и на горный хрусталь, и на апатит, и на топаз.
Кольцо Prison of Light компании Palladin Gold производит впечатление чистототой линий и передовыми материалами. Союз искусства и технологий преодолевает ограничения традиционных сплавов. Кольцо символизирует страсть и тайну, а клетка олицетворяет боль любви, ее заключение и одновременно защиту. А сплав Purentum™ 960 (практически чистое серебро, разработка Kostin's Lab) достаточно прочен, чтобы защитить такое хрупкое явление. Согласно легенде, зачарованный камень меняет цвет с синего, означающего спокойствие, на фиолетовый цвет страсти только в присутствии истинной любви. Такой интересный эффект изменения цвета дает наноситалл при УФ-освещении.
Наталья и Татьяна Тарасовы уже не раз были отмечены за впечатляющие эксперименты с инновационным дизайном, в которых наряду с серебром используют акрил, бумагу и другие нетрадиционные материалы. Их серьги «Барамундия» - плод ярких воспоминаний о невероятной австралийской природе, ее флоре и фауне. Кольцо HARLEY Терезы Кутузовой - это ода страсти и свободе, которые она видит в мотоциклах. Художница считает их символом внутренней силы, сочетающим в себе мощь механики и нежность бьющегося сердца, напоминающим, что каждый новый день — новое путешествие, полное возможностей и открытий. А главное качество ее HARLEY - высокое мастерство исполнения с точной передачей деталей. Кулон Amulet Юлии Кутовой представляет собой совершенный цилиндр, украшенный тончайшими орнаментами среднеазиатской вышивки Сюзане, гармонично объединяющий вековые традиции и современную эстетику. Купол из резного халцедона отражает утонченность архитектуры, символизирует прочность и вечную красоту. Тубус открывается, и в него можно вложить послание на бумаге, строки молитв, клятву.
Cреди украшений интерьера вне конкуренции оказалась статуэтка дракона от Ювелирного дома SHIKO из желтого золота 750 и серебра – прежде всего благодаря богатству и качеству декора с невероятным количеством камней. Чешуйчатое туловище дракона, придающее образу ощущение натуральности и мощи, высечено вручную, а его сверкающую обсыпку образует множество черных бриллиантов (1421 шт., общей массой около 45 ct) и рубинов (3 105 / 49,58 ct). Глазами служат два ограненных по заданным параметрам желтых сапфира массой 0.56 ct. Часть туловища, не покрытая камнями, обработана под фактуру чешуи, а крылья состоят из прожилок, заполненных дымчато-серым обсидианом и красной смальтой. Подставка для дракона выполнена в виде скалы из пегматита, в которую вставлены кристаллы дымчатого кварца, граната, альмандина и пирита.
Интересно отметить, что в 2019 году настольное украшение в форме яйца под названием «Открытие тайны рождения» не только вошло в число лауреатов IJDEA в Гонконге, но было удостоено Гран-при, а его автор, американский дизайнер Александр Маряскин, получил титул Champion of Champions. Все отобранные украшения делегируются на International Jewellery Design Excellence Award - 2025 в равном статусе, что должно повысить шансы на максимальный успех, как и в предыдущие годы.
Diamond Line International Design Award – 2024
LAUREATES.
Подвес-трансформер «Вера, Надежда, Любовь»: три броши-три кулона. Галина Коняева
Кольцо «Букет осени». Серебро 925, покрытие родием, сапфиры. Владимир Гончаров
Кулон Ganch Marquise. Желтое и белое золото, бриллианты, прозрачная эмаль. Юлия Кутовая
Подвеска Золотые карпы». Золото 750, рубин, бриллианты. Горячая эмаль. Мастерская Агафоновых
Кольцо «Золотое руно». Сергей Изместьев, Izmestiev Diamonds
Кольцо ADIMA. Лимонное золото 750, изумруд. Тереза Кутузова
Колье «Самарканд». Белое золото 18 K, желтый турмалин, бриллианты, демантоиды. Вольф Бялончик
Кольцо «Бархат». Золото 750, бриллианты, аметисты, аметрины, витражная эмаль. ЮД «РОДИС»
Кольцо «Щелкунчик». Белое и желтое золото 750, бриллианты. Горячая эмаль, гильоше. ЮД Liza Borzaya
Кольцо Saadiyat. Золото 585, кварц багет, эмаль. Ручная работа. ЮД Natasha Libelle
WINNERS
Кольцо «Полевой цветочек». Белое золото, фенакит, турмалины. Анна Матвеева
Кольцо Prison of Light. Серебро (сплав Purentum™ 960), наноситал. Palladin Gold, ИП Костин С.А.
Кольцо HARLEY. Белое золото 585, сапфиры, бриллианты. Тереза Кутузова.
Серьги «Барамундия». Серебро, акрил, бумага. Наталья и Татьяна Тарасовы, Невский СПб
Кулон Amulet. Желтое золото, халцедон. Литье, ручная обработка, резьба по камню. Юлия Кутовая
Камнерезная композиция «Дракон». ЮД SHIKO, ИП Шалашов И.И.
На пленарном заседании Кимберлийского процесса Дубае страны-участники проголосовали за отмену десятилетнего запрета на экспорт алмазов из Центральноафриканской Республики. Запрет был введен в 2013 году вследствие вспыхнувшей в ЦАР гражданской войны. Поскольку сейчас производство алмазов в т.н. «зеленых» зонах страны, обеспечивающих треть алмазодобычи, соответствует минимальным стандартам КП и экспорт алмазной продукции из них разрешен, страна обратилась к КП с просьбой о полной отмене эмбарго. Министр горнодобывающей промышленности и геологии ЦАР Руфин Бенам Бельтунгу заявил на пленуме КП, что правительство страны предприняло ряд согласованных мер для восстановления мира и выполнения условий, необходимых для отмены запрета, а также обеспечило соответствие минимальным требованиям по отслеживаемости алмазов.
Отмена торгового эмбарго означает, что ЦАР вновь принята в качестве полноправного члена алмазного надзорного органа. Это стало победой ОАЭ, председательствующих в КП в этом году, и личным достижением исполнительного председателя Дубайского центра биржевых товаров, DMCC Ахмеда бен Сулайема, который посетил ЦАР и настаивал на том, чтобы КП инициировал обзорную миссию для ускорения реинтеграции страны в организацию. «Когда ОАЭ заняли пост председателя КП, мы обязались сделать 2024 год годом значимого прогресса не только на словах, но и на деле, - сказал Сулайем. - Я горжусь тем, что мы коллективно выполнили это обязательство, добившись нескольких знаковых достижений - открытия постоянного секретариата КП в Ботсване, внедрения концепции цифровых сертификатов КП. …Мы в особенности гордимся именно последним достижением в наш «Год результатов» (Year of Delivery). Это укрепляет наши усилия по оказанию помощи странам, где алмазы могут служить силой для обеспечения стабильности, развития и расширения прав и возможностей местного населения». КП также принял Узбекистан в организацию, и теперь общее число членов КП достигло 60 стран.
Об этой этой проблеме на ежегодном конгрессе CIBJO рассказал владелец розничного ювелирного бизнеса из Вулверхэмптона Джон Хенн: у покупателей ювелирных изделий в Великобритании меняются потребительские привычки, количество маркированных изделий с указанием пробы резко сокращается, а центры городов преображаются. К тому же стоимость ювелирных изделий растет из-за недавних рекордно высоких цен на золото. За последние 20 лет число ювелирных изделий с проставленной пробой в Великобритании уменьшилось на 27 млн из-за сокращения количества изделий с маркировкой, использованных в частных сделках в некоторых розничных сегментах, и на фоне увеличения объема онлайн-продаж; при этом некоторые покупатели, возможно, не знают о требованиях простановки пробирного клейма. Объемы продаж помолвочных и свадебных колец Лондоне и других крупных городах снизились вследствие падения числа бракосочетаний.
В конце октября – начале ноября экономическая активность в Индии значительно замедляется в преддверии одного из главных праздников в индуизме – фестиваля огней Дивали. Однако в этом году производители бриллиантов ушли на каникулы досрочно: в ответ на замедление спроса алмазная отрасль значительно сократила производство. Каникулярная пауза может затянуться на месяц в зависимости от ситуации на рынке. В прошлом году праздник Дивали совпал с вводимым с 15 октября по 15 декабря временным мораторием на импорт алмазного сырья, и фабрики приостанавливали работу на срок до двух месяцев. Между тем, по информации Rapaport, торговая статистика указывает на продолжающуюся стабилизацию запасов. В то время как валовой экспорт бриллиантов из Индии упал на 23% в годовом исчислении до $1,29 млрд в сентябре, импорт необработанных камней сократился на 25% до $779 млн, свидетельствуют данные индийского Gem & Jewellery Export Promotion Council. Чистый импорт алмазов и бриллиантов после возврата консигнационных товаров был относительно низким и составил $152 млн за месяц, хотя и вырос по сравнению с $13 млн в августе.
С учетом внутреннего спроса в Индии, составляющего порядка $100 - $150 млн, запасы немного снизились в августе, стабилизировавшись или даже немного повысившись в сентябре. Производители выражают осторожный оптимизм, отмечая нехватку нескольких востребованных товаров, таких как более качественные бриллианты чистоты от VS до SI, которая может усилиться в период праздников. Производство будет приостановлено на более длительный срок, чем продажи, в то время как онлайн-транзакции будут продолжаться. Вместе с тем диамантеры отмечают «неравномерность» запасов: есть категории, на которые спрос значительно ниже предложения, и компании стремятся избавиться от излишков. В январе-феврале, прогнозируют они, одни товары будут в дефиците, а на другие не будет покупателей. По словам трейдеров, причиной умеренной стабилизации и ожидаемого дефицита после Дивали станет снижение производства, а не рост спроса.
На встрече руководителей узбекских компаний Expert One Ltd и Diamonds and Colored Stones Ltd с представителями HRD Antwerp, состоявшейся в Стамбуле при содействии генконсульства Республики Узбекистан, обсуждались вопросы увеличения экспорта ювелирных изделий, производимых в Узбекистан, на рынки Европы и Азии, за счет производства конкурентоспособной продукции. По итогам переговоров было подписано соглашение о подготовке в Узбекистане специалистов для международной сертификации и оценки драгоценных камней и ювелирных изделий, производимых в стране. На начальном этапе процесс сертификации будет осуществляться через компании Expert One и Diamonds and Colored Stones, а в дальнейшем в Узбекистане будет построена специальная лаборатория HRD Antwerp.