Под руководством Владимира Марченко АЛРОСА реализовала ряд на африканском континенте проектов - в частности, сотрудничество с Зимбабве по поиску новых алмазных месторождений, а также успешно работала в Анголе. Однако международные санкции против российских алмазов привели к тому, что ангольские власти постепенно вытеснили АЛРОСА из совместных предприятий. Согласно заявлению министра минеральных ресурсов Анголы Диамантино Азеведу, ограничения негативно влияют на авторитет Анголы на международном алмазном рынке. В такой ситуации АЛРОСА вынуждена была продать долю в своем главном африканском активе, ангольском предприятии Catoca, оманскому государственному фонду Maaden. Эта сделка может быть закрыта до конца текущего года.
С 1 сентября года в России изменились правила оборота драгоценных металлов: теперь продавать их физическим лицам могут не только коммерческие банки, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели - как агенты аффинажных заводов – в рамках деятельности, подпадающей под код 47.77 ОКВЭД (торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах). Sunlight еще в прошлом году заявила о планах провести IPO и о возможности сотрудничества с участниками финансового рынка по созданию инвестиционных продуктов, связанных с драгоценными металлами. И когда вышло соответствующее постановление правительства РФ, Sunlight быстро запустила продажи слитков 999-й пробы весом до 50 г онлайн и офлайн в магазинах Москвы, а в начале 2025 года планирует распространить этот бизнес и на другие города. По словам коммерческого директора сети Юрия Колерова, Sunlight реализует по агентскому договору золото, произведенное аффинажным заводом «Красцветмет». За 2023–2024 гг. завод произвел 70 тыс. штампованных золотых слитков общим весом почти 1,5 тонны и реализует их как самостоятельно, так и через своих партнеров по всей России.
Джон Лафордж, глава отдела стратегии реальных активов в Wells Fargo, заявил, что в 2025 году не будет придавать большого значения действиям ФРС. Экономисты банка ожидают, что в следующем году американский ЦБ снизит ставку всего один раз. Лафордж считает, что цены на золото будут стимулироваться спросом со стороны Центральных банков развивающихся стран, поскольку государства продолжают диверсифицироваться от доллара США: «Большинство стран с развивающимися рынками, имеющие золото в резервах, до сих пор держат очень небольшой процент, 1–2% максимум. Я думаю, что эта тенденция будет продолжаться».
Тем временем в Индии спрос на золото продолжает расти. Согласно данным Всемирного совета по золоту (WGC), в ноябре индийский импорт золота достиг рекордных значений. В прошлом месяце ввезено золота на сумму около $14,8 млрд. - более чем вдвое больше по сравнению с предыдущим месяцем и более чем в четыре раза выше аналогичного периода прошлого года. С учетом предстоящего неблагоприятного периода для покупок золота спрос на ювелирные изделия в Индии может временно снизиться. Однако, по мнению экспертов, инвестиционный спрос останется устойчивым. В своих прогнозах на 2025 год аналитики WGC подчеркивают, что рынок золота будет более сложным, поскольку инвесторы оценивают состояние мировой экономики. Подробнее: https://gold.ru/news/ceny-na-zoloto-v-2025-prognoz-rosta-do-3000-usd-za-unciyu.html
Капиталовложения в разработку золоторудного проекта Сухой Лог в Иркутской области, принадлежащего крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс», теперь оцениваются в $6 млрд, тогда как в ТЭО 2021 года эта цифра составляла лишь $3,3 млрд. По сообщению компании, в рамках проекта будет построена золотоизвлекательная фабрика, мощностью 34 млн тонн руды в год с объемом производства в 2,3-2,8 млн унций золота в год. Для сравнения, в 2023 году переработка всей группы «Полюс» составила 49 млн тонн руды, а производство — 2,9 млн унций.
Сухой Лог является одним из крупнейших неосвоенных месторождений золота в мире с запасами 43,5 млн унций. Его запуск, запланированный на 2028-2029 годы, и последующий выход на полную мощность увеличит добычу золота в России более чем на 20%, что позволит стране занять лидирующие позиции в мире по добыче золота. Показатели проекта еще будут уточнены по итогам завершения ТЭО в 2025 году, отмечает «Полюс». Компания рассматривает ряд опций финансирования с различным соотношением собственного и заемного капитала. Планируется, что после запуска производства на Сухом Логе, Чульбаткане и Чертовом Корыте к 2030 году «Полюс» удвоит выпуск золота и займет второе место в мире по этому показателю - совокупное производство группы «Полюс» составит 6 млн унций золота в год.
Element Six, компания в составе группы De Beers по производству синтетики, договорилась о совместной деятельности с Lightsynq - технологическим стартапом по квантовым вычислениям, основанрым докторами наук из Гарварда и бывшими руководителями исследований в Центре квантовых сетей Amazon Web Services (AWS). В De Beers заявили, что Lightsynq создает более быстрые и надежные решения для масштабирования квантовых вычислений, позволяя улучшить ряд возможностей в таких секторах, как химия и кибербезопасность. Научные исследования в этой области в последние годы были сосредоточены на отдельных небольших квантовых компьютерах, но их использование в реальных коммерческих приложениях было ограничено из-за проблем, связанных с масштабированием отдельных систем. А разработанные Element Six синтетические алмазы позволят создавать сложные квантовые связи в применяемых решениях.
По заявлению De Beers, это лишь один пример того, как Element Six формирует будущее целого ряда высокотехнологичных отраслей с помощью новых решений на основе синтетических алмазов, которые закладывают основу для их новых применений в передовых технологиях на рынках с высокой добавленной стоимостью. «Синтетические алмазы обладают потенциалом формировать наше будущее - от воды, которую мы пьем, до связи в интернете, на которую полагается наше общество», - сказала генеральный директор Element Six Сиобхан Даффи.
Алмазный клуб диамантеров DiaMondaine разработал программу повышения квалификации, которая предлагает новаторские возможности для начинающих и опытных дизайнеров ювелирных изделий, позволяя им усовершенствовать свое мастерство, получить известность и вывести свой бизнес на новый уровень. Шестимесячная программа начнется в марте 2025 года и предоставляет комплексную основу для того, чтобы направлять мастеров на каждом этапе работы - от дизайна до развития бизнеса и вывода продукта на рынок.
«Программа состоит из шести динамичных этапов, каждый из которых направлен на формирование ключевых навыков и идей. Они помогут дизайнерам не только создавать потрясающие коллекции, но и превращать их в успешный бизнес», - сказала DDC из Дубая Агнес Абдулаху, основательница DiaMondaine Diamantaires Club, DDC. - Эти этапы охватывают все: от поиска и создания прототипов до брендинга, маркетинга и презентации вашего бизнеса глобальным покупателям».
В ходе обучения будет применяться индивидуальное наставничество, глобальное присутствие и практическая поддержка дизайнерам на каждом этапе их пути. «Одним из уникальных аспектов программы является ее гибридный формат, который позволяет дизайнерам участвовать в обучении из любой точки мира, а также посещать очные сессии в таких ключевых городах, как Антверпен, Милан, Париж, Дубай и других, - пояснила Абдулаху. - Эта гибкость гарантирует, что дизайнеры могут участвовать в программе независимо от своего местонахождения, при этом получая преимущества личного общения и наставничества».
Вторая выставка «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство» работала с 15 ноября по 8 декабря. В течение трех недель посетители могли увидеть украшения, настольные композиции, ювелирные миниатюры, ограненные драгоценные камни. Работы современных мастеров экспонировались в контексте исторических образцов ювелирного и камнерезного искусства: экспозиция была приурочена к значимым датам в жизни и деятельности знаменитого камнереза и живописца Алексея Денисова-Уральского: 160-летию со дня его рождения и 120-летию персональной выставки в Москве «Урал и его богатства». С его именем была связана и презентация благотворительной акции по реставрации насыпной иконы «Преображение Господне», в исторической части которой экспонировалась «Горка уральских самоцветов» – подлинная работа Денисова-Уральского из Минералогического музея им. А.Ферсмана.
С 29 ноября в «Амбер Плаза» во второй раз работала специальная экспозиция «Идеи молодых» с участием 20 ювелиров из разных регионов страны. Премьера этого перспективного проекта, состоявшаяся в июне прошлого года, позволила вывести на столичную аудиторию талантливых авторов, которые работают в разных жанрах, экспериментируют с альтернативными материалами. «Идеи молодых» на этот раз представили Ася Трошейкина с фактурными украшениями с текстильным кружевом, кольцами из текстурированного серебра с камнями естественных форм, Александра Лучутенкова с эклектичными кольцами и брошами в русском стиле, Наталья Красноярова и др. Традиционные для «Симфонии самоцветов» образовательные лекции, тематические кинопоказы и мастер-классы, как всегда, послужили привлечению специалистов и широкой публики.
Конкурс входит в программу выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство» - нового проекта выставочной платформы «Симфония самоцветов». Задача творческого соревнования – отметить лучшие ювелирные и камнерезные работы современных художников в том потоке, который ежемесячно обновляется в уютном зале БЦ «Амбер Плаза» на Краснопролетарской, 36. Недостатка в достойных работах не было: 110 авторов и творческих объединений из 20 регионов страны представили на рассмотрение жюри 385 работ в 9 номинациях:
«Ювелирное искусство. Традиционное мастерство». Гарнитур «Вышивка». Лариса Галеева, «Пераскева».
«Ювелирное искусство. Творческий поиск». Серьги «Песнь Дракона». Мария Московская и Елизавета Перетягина, Ювелирный бренд VESNA.
«Камнерезное искусство. Твердый камень». Скульптура «Рыбачок». Руслан Серебренников, камнерезная студия «Рифей».
«Камнерезное искусство. Мягкий камень. Резьба по кости». Миниатюра «Крысы и чернильница». Александр Сидоров.
«Художественный образ в камне». Статуэтка «Перевоплощение». Максим Морозов, Творческий союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона.
«Серебряная галерея». Миниатюра-печать «Мудрость». Творческий союз «Праксит».
«Волшебные грани». Аметрин в авторской огранке «Свеча на ветру». Владимир Силин.
«Мозаика из камня». Икона «Георгий Победоносец». Геннадий Андреев.
«Лучшая работа молодых авторов». Настольная композиция «Воспоминание о Дали». Ярослава Брагина, колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже.
«Лучшая работа молодых авторов». Скульптурная композиция «Год змеи». Игорь Трухин.
Гран-при удостоена коллекция инталий А.С. Пушкин, Александр Невский, Спиридон Тримифунтский. Мастер-интальер Владимир Попович, Ювелирный Дом «Аргентов».
Организатор проекта, компания «Клио», отметила также 12 лучших мастеров, для которых был разработан специальный приз - статуэтка «Муза Клио», имя которой с древнегреческого переводится как «дарующая славу». Дипломы и статуэтка были вручены: династии ювелиров Ивановых – за преемственность поколений в создании авторских произведений ювелирного искусства; художнику-ювелиру Андрею Аввакумову – за воплощение художественных образов в произведениях ювелирного искусства; мастерам художественной огранки Эдуарду и Надежде Ахметшиным – за коллекцию камней с авторской огранкой; мастерской флорентийской мозаики «Мир камня» Андрея Белякова – за уникальное оформление циферблата часов в технике флорентийской мозаики; художнику-ювелиру Ларисе Маховой – за самобытность в создании изделий из многоцветной эмали; художнику-ювелиру Лилии Шадриной – за творческий подход в создании ювелирных украшений; ювелирному производству «Голден блюз» – за творческий подход в создании ювелирных авторских коллекций; творческой студии FILLART – за создание коллекций ювелирных произведений в технике горячей эмали.
Подробнее см.: #мастерароссии, #симфониясамоцветов, #ювелирноеискусство, #камнерезноеискусство, #мозаика. Очередная «Симфония самоцветов» будет работать с 24 по 26 января: #мастерароссии, #симфониясамоцветов, #музаклио, #ювелирныеукрашения #огранка
На площадке популярной московской выставки «Симфония самоцветов» прошло чествование лауреатов и дипломантов конкурса ювелирного дизайна, в ходе которого были рассмотрены работы дизайнеров из России, Армении, Казахстана, Узбекистана, Австрии. Бренд Diamond Line хорошо известен на мировом ювелирном рынке как синоним высокого мастерства и творческого вдохновения. Лауреаты DLDIA делегируются на ведущие зарубежные конкурсы, где получают преференции и часто побеждают. Начиная с 2009 года, благодаря «Золотой ладье» и «Русской бриллиантовой линии» получили известность Ильгиз Фазулзянов, Анна Теплинская, Александра Нескреба, Анна Дмитриева, Наталья и Татьяна Тарасовы: более полутора десятков дизайнеров стали лауреатами и дипломантами в Гонконге, Милане, Сингапуре. Такие победы не только повышают рейтинг, но и создают конкурентное преимущество – например, в виде получения лучших мест на мировых выставках, в престижных салонах и галереях – как, например, «Нью-Арт» и Moiseikin в Design Center на JCK Las Vegas-2017, Sasonko в Design Galleria в Гонконге в 2018 г., Тереза Кутузова в парижской Pshyché Galleri в 2024 г. На DLDIA Тереза представила отмеченные в Милане кольца ADIMA и Harley, благодаря которым она получила приглашение выставиться на французской галерее принять участие в Парижской неделе моды. Кольцо ADIMA из лимонного золота 750 — это ода женщине; оно символизирует самообладание, связь с природой и внутреннее сияние, отражает силу и сверкающую красоту внутри нее. Сердцем кольца является изумруд - камень любви, процветания, изысканности и благородства.
В состав жюри конкурса входят авторитетные зарубежные специалисты, которые рассматривают поданные украшения под призмой актуальных мировых тенденций, тем самым задавая планку требований. Не случайны поэтому два Гран-при Сергея Изместьева на Artistar Jewels Award в 2022 и 2023 гг. Более 40 работ, полученных оргкомитетом DLDIA – 2024 из России, Узбекистана, Армении, Австрии, Казахстана, отразили не только широкую географию, но и заметное обогащение творческого диапазона.
В 2019 году Гран-при РБЛ получил комплект «Пиксели» Галины Коняевой, в котором нашли отражение не только дизайнерский талант и высокое мастерство исполнения, но и художническое предчувствие: буквально через несколько месяцев мир погрузился в пандемию и распался на сегменты… На этот раз самые высокие оценки получила новая работа Галины - подвес-трансформер ручной работы, образованный соединением трех рыбок из потрясающего жемчуга барокко. Золотая жемчужина в желтом золоте олицетворяет Веру. Серебристая, с сиренево-фиолетовым отливом, в белом золоте означает Надежду, а комета розового оттенка в розовом золоте – это Любовь. Они плывут в подвесе друг за другом, образуя непрерывный круговорот. Подвес легко разбирается на три отдельные броши, и каждую можно носить в качестве кулона.
Уникальная форма кольца «Букет осени» Владимира Гончарова точно отражает собранный букет, яркие оттенки осенних листьев и невидимую магию, окутывающую природу и наши чувства в эту пору. Это кольцо — символ перехода, бесконечного цикла жизни, вдохновляющего на творчество. Оно несет в себе философию осени: «Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны».
Открытием конкурса стали ультрасовременные произведения Юлии Кутовой из Ташкента, сочетающие в себе элегантность, символику и древние традиции искусства резьбы по ганчу, материалу из гипса и глины, который веками использовался в архитектуре дворцов и мечетей, известных своими утонченными узорами. Ganch Marquise – кулон в форме маркиза, передающий текстуру резьбы с помощью матового белого золота, которое подчеркивает тонкость и глубину орнамента. Оборотная сторона украшена ажурными деталями из полированного желтого золота, а боковая часть инкрустирована россыпью бриллиантов. Прозрачная эмаль голубого цвета, словно отражение ясного неба над древними куполами, добавляет кулону нежную глубину и спокойствие.
География отражена и в целом ряде других работ. Так, подвеска «Золотые карпы» мастерской Агафоновых, изготовленная вручную из золота 750, украшенная бриллиантами, рубином и росписью по горячей эмали, посвящена популярному на Востоке символу удачи и упорства в достижении цели – поскольку карпы способны плыть против течения. Сергея Изместьева на серию колец «Золотое руно», «Сакартвело» и «Колхида» вдохновила богатая история и культура Грузии, страны на перекрестке цивилизаций. «Золотое руно» отсылает к путешествию аргонавтов в Колхиду, описанному в древнегреческих мифах. А в колье Вольфа Бялончика из Австрии орнаменты древнего Самарканда воспроизведены с помощью уральских демантоидов.
В кольце «Бархат» Ювелирного дома RODIS открывается спектакль драгоценных камней высшей категории, созданный Еленой Минаковой. Центральным элементом композиции выступают аметрины в огранке октагон, которая позволяет насладиться изысканной игрой света. Витражная эмаль нанесена мастером вручную, что делает украшение по-настоящему уникальным. Персонаж из коллекции «Сказочные герои» бренда Liza Borzaya – известный на весь мир «Щелкунчик». В этом кольце из белого и желтого золота, усыпанном бриллиантами, горячая эмаль нанесена на гильоше, орнамент ручной работы, а роспись не покрыта фондоном, благодаря чему вся краска полностью погружается в тонкий слой эмали.
Кольцо «Саадият» компании Natasha Libelle посвящено зданию Perforing Arts Centre на этом острове, которое разработано Захой Хадид - легендой архитектурного мира, первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию. Проекты Хадид выполнены в плавном, тягучем и порывистом движении, с гибкими линиями, зеркальными поверхностями и обилием воздуха. Эти черты вдохновили основательницу ювелирного бренда Наталью Шумакову на создание коллекции «Заха Хадид». Основная техника при этом - витражная эмаль, позволяющая создавать тончайшие полотна с нежными переходами цветов, идеально повторяя линии здания. Отражение реальных сооружений - вообще популярная тема в ювелирном дизайне. Так, на IJDEA 2019 в Гонконге Сара Чжуан получила премию Innovative and Uniqueness Design за набор колец Urban Reflection, изображающих всемирно известный горизонт Гонконга с ультрасовременными небоскребами. Кольца можно носить вместе, демонстрируя всю панораму.
В целях более полного согласования с концепциями партнерских конкурсов жюри установило принцип выявления лучших номинантов по двум категориям: определяются лауреаты (украшения, получившие высокие общие баллы, примерно равные по всем критериям) и победители – работы, отмеченные за особые качества по отдельным критериям или по функциональности. Например, в кольце «Полевой цветочек» Анны Матвеевой члены жюри отметили соответствие стиля и материалов образу украшения, которое передает нежность хрупкого полевого цветка, тронутого ветром. Художница использует фенакит — красивый и редкий минерал, один из самых ценных камней Уральских гор, Фенакит люминесцирует в катодных лучах, а его блеск напоминает бриллиантовый, при том что сам камень похож одновременно и на горный хрусталь, и на апатит, и на топаз.
Кольцо Prison of Light компании Palladin Gold производит впечатление чистотой линий и передовыми материалами. Союз искусства и технологий преодолевает ограничения традиционных сплавов. Кольцо символизирует страсть и тайну, а клетка олицетворяет боль любви, ее заключение и одновременно защиту. А сплав Purentum™ 960 (практически чистое серебро, разработка Kostin's Lab) достаточно прочен, чтобы защитить такое хрупкое явление. Согласно легенде, зачарованный камень меняет цвет с синего, означающего спокойствие, на фиолетовый цвет страсти только в присутствии истинной любви. Такой интересный эффект изменения цвета дает наноситалл при УФ-освещении.
Наталья и Татьяна Тарасовы уже не раз были отмечены за впечатляющие эксперименты с инновационным дизайном, в которых наряду с серебром используют акрил, бумагу и другие нетрадиционные материалы. Их серьги «Барамундия» - плод ярких воспоминаний о невероятной австралийской природе, ее флоре и фауне. Кольцо HARLEY Терезы Кутузовой - это ода страсти и свободе, которые она видит в мотоциклах. Художница считает их символом внутренней силы, сочетающим в себе мощь механики и нежность бьющегося сердца, напоминающим, что каждый новый день — новое путешествие, полное возможностей и открытий. А главное качество ее HARLEY - высокое мастерство исполнения с точной передачей деталей. Кулон Amulet Юлии Кутовой представляет собой совершенный цилиндр, украшенный тончайшими орнаментами среднеазиатской вышивки Сюзане, гармонично объединяющий вековые традиции и современную эстетику. Купол из резного халцедона отражает утонченность архитектуры, символизирует прочность и вечную красоту. Тубус открывается, и в него можно вложить послание на бумаге, строки молитв, клятву.
Cреди украшений интерьера вне конкуренции оказалась статуэтка дракона от Ювелирного дома SHIKO из желтого золота 750 и серебра – прежде всего благодаря богатству и качеству декора с невероятным количеством камней. Чешуйчатое туловище дракона, придающее образу ощущение натуральности и мощи, высечено вручную, а его сверкающую обсыпку образует множество черных бриллиантов (1421 шт., общей массой около 45 ct) и рубинов (3 105 / 49,58 ct). Глазами служат два ограненных по заданным параметрам желтых сапфира массой 0.56 ct. Часть туловища, не покрытая камнями, обработана под фактуру чешуи, а крылья состоят из прожилок, заполненных дымчато-серым обсидианом и красной смальтой. Подставка для дракона выполнена в виде скалы из пегматита, в которую вставлены кристаллы дымчатого кварца, граната, альмандина и пирита.
Интересно отметить, что в 2019 году настольное украшение в форме яйца под названием «Открытие тайны рождения» не только вошло в число лауреатов IJDEA в Гонконге, но было удостоено Гран-при, а его автор, американский дизайнер Александр Маряскин, получил титул Champion of Champions. Все отобранные украшения делегируются на International Jewellery Design Excellence Award - 2025 в равном статусе, что должно повысить шансы на максимальный успех, как и в предыдущие годы. В январе из Гонконга поступит информация об отобранных номинантах, а 3 марта, накануне открытия Hong Kong International Jewellery Show, жюри проведет очный тур и определит лауреатов.
Diamond Line Design International Award – 2024
LAUREATES.
Подвес-трансформер «Вера, Надежда, Любовь»: три броши-три кулона. Галина Коняева
Кольцо «Букет осени». Серебро 925, покрытие родием, сапфиры. Владимир Гончаров
Кулон Ganch Marquise. Желтое и белое золото, бриллианты, прозрачная эмаль. Юлия Кутовая
Подвеска «Золотые карпы». Золото 750, рубин, бриллианты. Горячая эмаль. Мастерская Агафоновых
Кольцо «Золотое руно». Сергей Изместьев, Izmestiev Diamonds
Кольцо ADIMA. Лимонное золото 750, изумруд. Тереза Кутузова
Колье «Самарканд». Белое золото 18 K, желтый турмалин, бриллианты, демантоиды. Вольф Бялончик
Кольцо «Бархат». Золото 750, бриллианты, аметисты, аметрины, витражная эмаль. ЮД «РОДИС»
Кольцо «Щелкунчик». Белое и желтое золото 750, бриллианты. Горячая эмаль, гильоше. ЮД Liza Borzaya
Кольцо Saadiyat. Золото 585, кварц багет, эмаль. Ручная работа. ЮД Natasha Libelle
WINNERS
Кольцо «Полевой цветочек». Белое золото, фенакит, турмалины. Анна Матвеева
Кольцо Prison of Light. Серебро (сплав Purentum™ 960), наноситал. Palladin Gold, ИП Костин С.А.
Кольцо HARLEY. Белое золото 585, сапфиры, бриллианты. Тереза Кутузова.
Серьги «Барамундия». Серебро, акрил, бумага. Наталья и Татьяна Тарасовы, Невский СПб
Кулон Amulet. Желтое золото, халцедон. Литье, ручная обработка, резьба по камню. Юлия Кутовая
Камнерезная композиция «Дракон». ЮД SHIKO, ИП Шалашов И.И.
ЛАУРЕАТЫ IJDEA 2019
Набор колец Urban Reflection. Приз Innovative and Uniqueness Design. Сара Чжуан (Гонконг)
Яйцо «Открытие тайны рождения». Champion of the Champions. Александр Маряскин (США)
В Якутске завершилась республиканская выставка - совместный проект Гохрана РС(Я) и Ассоциации «Ювелиры Арктики». По традиции она начинается 19 ноября, в День ювелирной и алмазогранильной промышленности, и проходит в зале постоянно действующей экспозиции «Сокровищница Республики Саха (Якутия)», где в этом году были представлены украшения как известных брендов, так и начинающих ювелиров, в том числе студентов Якутского художественного училища и Арктического института культуры и искусств.
В торжественном открытии приняли участие министр промышленности и торговли РС(Я) Максим Терещенко и другие официальные лица. Председатель Ассоциации «Ювелиры Арктики» Галина Павлова в своем выступлении подчеркнула, что основная задача выставки заключается в популяризации ювелирного искусства республики, сохранении и продвижении уникальных традиций мастеров Севера, в поддержке молодого поколения ювелиров: «Это отличная возможность не только увидеть уникальные авторские работы наших талантливых ювелиров, но и погрузиться в атмосферу богатого наследия Якутии и Арктики». Руководитель Гохрана РС(Я) Иван Кычкин отметил, что Сокровищница Якутии открыта для новых проектов и новых возможностей и готова консолидировать их во благо жителей и населения республики. Специальным гостем выставки стала Мария Ефимова, победившая с кольцом «Созерцание» в номинации «Исполнительское мастерство: Ювелирные техники» на недавнем конкурсе Гохрана России «Ювелиры России. ХХI век».
Крупнейшим производителем ювелирных изделий в республике является государственный холдинг АО «Комдрагметалл РС(Я)», имеющий сеть ювелирных магазинов «Бриллианты Якутии». В сентябре по заявке холдинга Роспатент зарегистрировал географическое указание «Якутские бриллианты», и теперь исключительное право использовать такое название имеют только предприятия, гранящие алмазное сырье непосредственно в Якутии либо использующие в своих изделиях бриллианты, изготовленные на территории республики. Выделялась также витрина компании «Драгоценности Якутии», которая считается одной из лучших в сегменте эксклюзива. Здесь были серьги «Джамиля» в арабском стиле, навеянные образом Шахерезады, не менее экзотичное бриллиантовое колье «Нария» в античном стиле, подвеска «Валенсия», отражающая магию и страсть древней испанской культуры.
В центре экспозиции можно было увидеть композицию «Дьол Тааһа» («Камень счастья») - проект Ювелирного дома «Киэргэ» и результат многолетнего сотрудничества с модельером Августиной Филипповой. В его основе лежит якутская мифология о трех мирах: Верхний мир символизирует божественное сознание. Головной убор в этом образе отражает высшую духовность и связь с небесами; Средний мир — мир людей и природы, где главной ценностью является труд, и якутские ювелиры создают украшения с камнями, добытыми из недр вечной мерзлоты, из Нижнего мира — сурового царства, скрывающего свои сокровища. Камень счастья доступен только люди с чистым сердцем и благословением свыше.
Интересную коллекцию представила компания УРУУ: талисман «Оҕо уйата», снежные очки «Чарапчы», плеть «Кымньыы» с серебряной рукояткой, шейно-нагрудное женское украшение, выполненное на основе музейного экспоната, и серебряная шкатулка. Каждое изделие отражает семейные ценности и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Позитивные отклики получили изделия компании «ЯЗОЛОТО. Сделано в Якутии». Созданная в 2011 году, фирма с первых дней уделяет большое внимание своеобразному стилю в дизайне, самобытности, оригинальности. Работы мастеров ЯЗОЛОТО представлены в «Сокровищнице Республики Саха (Якутия».
Признанным авторитетом для местного ювелирного сообщества и студентов художественных учебных заведений является Петр Алексеев - дизайнер-модельер, ювелир высшей категории, народный мастер Республики Саха (Якутии), который видит свою миссию в сохранении исконно национальных традиций и воссоздании почти утерянных украшений народа Саха, популяризации традиционных ценностей в современной жизнь населения. «Мастерская Петра Алексеева» представила ряд авторских украшений: серьги «Звезда по имени Солнце» (их прототип Петр увидел в Намском музее села Партизан; Кэлин кэбигэр с цельной витой гривной - необычный дизайн украшения заинтересовал мастера при посещении Гродековского Музея в Хабаровске; Илин Кэлин кэбигэр с плоской гривной, созданный по образу и подобию раритетов в Якутском музее истории и культуры народов Севера.
В совместном заявлении с Технической группой по алмазам G7 сказано, что Ботсвана создаст пункт проверки алмазов при поддержке Антверпенского всемирного алмазного центра, работающего в качестве центра проверки и сертификации алмазов для G7 с 1 марта 2024 года. Это гарантирует, что алмазы российского происхождения больше не получат доступ на рынки G7. «Бельгийский алмазный офис, импортно-экспортный орган, который реализует самые строгие физические и административные меры контроля, признан во всем мире эталоном прозрачности. Это роль, которой мы очень гордимся. Теперь мы делимся этими тщательно отобранными знаниями и техническим опытом с другими странами, такими как Ботсвана. По сути, предлагаем проект, который отвечает сегодняшним требованиям соответствия и прозрачности», - сказала генеральный директор AWDC Карен Рентместерс.
В ходе работы был проведен комплексный анализ существующей системы контроля Ботсваны для выявления областей, где необходимо дальнейшее согласование с требованиями G7, и теперь создается «дорожная карта», чтобы запустить пункт проверки экспорта необработанных алмазов. Другие африканские страны выразили обеспокоенность по поводу создания Европейским союзом и G7 единого узла для проверки и сертификации необработанных алмазов, заявив, что это равносильно «мятежу», поскольку у Кимберлийского процесса уже есть 60 таких узлов для выполнения аналогичной задачи. Председатель КП и исполнительный председатель Дубайского центра биржевых товаров Ахмед бен Сулайем заявил, что действия Европы по проверке и одобрению доступа алмазов из иностранных юрисдикций на свои рынки является «злоупотреблением и превышением полномочий».
В эту партию войдут камни ювелирного качества различных цветовых и качественных характеристик, в том числе самый крупный из добытых в стране за последние 10 лет алмаз весом 390 карат, найденный на участке Эбелях прииска Маят в Якутии в сентябре 2023 года. «Российские алмазы, которые ценятся во всем мире, пополнят главную сокровищницу нашей страны. Намерение Гохрана России приобрести добытые АЛРОСА драгоценные камни демонстрирует уверенность государства в том, что их ценность продолжит расти, поскольку природные алмазы особенно редких и исключительных характеристик с каждым годом становятся все большей редкостью», - прокомментировал сделку генеральный директор АЛРОСА Павел Маринычев. Федеральным бюджетом на 2025-2027 гг. на приобретение Гохраном драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрено до 154,5 млрд руб. (это примерно четверть средней годовой выручки АЛРОСА). Первая такая сделка состоялась в марте 2024 г.
Об этом было сообщено на конференции FACETS 2024 в Антверпене. По словам президента Ботсваны Думу Боко, «обе команды усердно работают над завершением сделки, которая не только улучшит будущее алмазной промышленности Ботсваны, но и обеспечит доверие инвесторов и заинтересованных сторон во всем мире». Генеральный директор De Beers Эл Кук заявил, что приход нового правительства к власти в стране вызвал прилив энтузиазма и настоящее желание сказать: давайте сделаем это: «Давайте заключим эту сделку. Пусть крупнейшая в мире алмазная страна и крупнейшая в мире алмазная компания заключат это соглашение и продолжат работать плечом к плечу со всей отраслью, чтобы двигаться дальше: строить отрасль, строить маркетинг, создавать спрос на алмазы, которые мы производим».
Стороны с опозданием достигли предварительного соглашения в июле 2023 года - после того как бывший президент Мокгвитси Масиси пригрозил прекратить переговоры. На данный момент основные условия сделки согласованы и подписаны, осталось заключить окончательное соглашение о продажах алмазов, согласно которому доля алмазного сырья Debswana, продаваемых через государственную Okavango Diamond Company (ODC), в начале нового контрактного периода ODC получит 30% от объема добычи Debswana против текущих 25%, а к 2033 году постепенно увеличится до 50%.
De Beers запустила новую маркетинговую кампанию Forever Present, чтобы усилить привлекательность природных бриллиантов в ключевой сезон подарков в США. Она возвращает культовый слоган A Diamond is Forever, который вновь использовался в видовом маркетинге природных бриллиантов De Beers в прошлом году. В рекламной кампании показаны различные реальные пары и их истории, иллюстрирующие незабываемые моменты и ключевые вехи в отношениях, которые стоит отпраздновать с самыми особенными людьми в нашей жизни. De Beers обращается к широкой аудитории дарителей подарков в США и демонстрирует классические дизайны ювелирных украшений: серьги с бриллиантами, теннисные браслеты, юбилейные кольца, кольца с тремя камнями и подвески с бриллиантами-солитерами.
Маркетинговые материалы будут демонстрироваться по всей территории США на цифровых платформах, в социальных сетях, включая Instagram и TikTok, и в наружной рекламе, например, в крупных аэропортах. Ресурсы кампании также будут предоставлены бесплатно розничным продавцам, планирующим инвестировать в маркетинг природных бриллиантов в этот праздничный сезон. «Знаменитые видовые маркетинговые кампании De Beers по природным бриллиантам формировали спрос на протяжении многих десятилетий», - сказала Sandrine Conseiller, генеральный директор De Beers Brands, - Мы гордимся тем, что продолжаем эту традицию, возрождая и обновляя один из наших самых легендарных слоганов «Бриллиант навсегда» в этот праздничный сезон. Новая кампания воплощает уникальные качества природных бриллиантов за счет современной чувствительности и игривого разговорного языка, и позиционирует их как идеальный выбор для празднования самых важных жизненных событий».
Ранее De Beers и Signet Jewelers совместно запустили рекламную кампанию по природным бриллиантам под названием «Ожидание того стоит» (Worth the Wait), ориентированную на представителей поколения Y и Z, которые только готовятся к помолвке. Новый же маркетинговый проект рассчитан на дарителей всех возрастов, демонстрируя связь между природными бриллиантами и созданием драгоценных воспоминаний с близкими в этот праздничный сезон.
Lucapa Diamond Company обнародовала проект полномасштабного возобновления работы рудника в 2025 году алмазного рудника Merlin, состоящий из двух этапов. Первая фаза требует финансирования в размере $15 млн и 18 месяцев работ и включает в себя углубление на 15 м от основания пяти существующих карьеров, что позволит добыть 67 000 карат алмазов. Реализация второго этапа, предусматривающего капиталовложения в размере $10 млн и рассчитанного на 27 месяцев, позволит запустить вертикальную добычу руды из карьера и добыть 247 000 карат.
При общих капиталовложениях в размере $25 млн Lucapa может выйти на $110 млн общего операционного денежного потока, в том числе $11 млн на первом этапе и $99 млн – на втором. В настоящее время ведутся переговоры с несколькими заинтересованными партнерами по финансированию и продолжаются геологоразведочные работы с целью дальнейшего освоения кимберлитового месторождения Merlin, которое было обнаружено компанией Ashton Mining в 1985–1995 гг. Ashton и Rio Tinto разрабатывали на этом месторождении 8 из 13 алмазоносных трубок, пока в начале 2000-х рудник не был окончательно закрыт из-за несоответствия инвестиционным порогам крупной компании. Lucapa приобрела Merlin в 2021 году. Возобновление добычи позволит оживить алмазодобывающую отрасль Австралии, остановившуюся после закрытия алмазного рудника Argyle в ноябре 2020 года.