Генеральный директор Anglo American Дункан Ванблад исключил возможность «резкого разворота» в намерении продать свою 85%-ную долю в De Beers, заявив, что она больше не вписывается в портфель активов группы компаний, и выразил более оптимистичный взгляд на продажу алмазной компании в свете новых мер стимулирования экономики Китая. Выступая на прошлой неделе на саммите по сектору горной добычи, организованном Financial Times в Лондоне, Ванблад заявил, что основной причиной, сдерживающей алмазный рынок, является низкий спрос на бриллианты со стороны Китая – что и породило сомнения среди участников рынка. Но теперь, на фоне долгожданных стимулирующих мер, он выразил оптимизм и сказал, что продажа De Beers может оказаться проще, чем предполагалось ранее.
Несмотря на реальный риск проблем на алмазном рынке в следующем году, Anglo «с низкой вероятностью» будет удерживать De Beers в своем портфеле активов до 2026 года, что уже выходит за рамки установленного ею срока продажи алмазодобытчика: «План состоит в том, чтобы сделать это, ведь De Beers никак не [вписывается] в портфель. Нет никаких шансов на резкий разворот».
Потенциальная задержка с продажей алмазного бизнеса, по мнению, Ванблада, может затянуться на пару месяцев. Также он сказал, что к началу следующего года Anglo может продать свои проекты по добыче угля для металлургической отрасли в Австралии и что июньский пожар на руднике Grosvenor еще больше подтвердил насущную необходимость этого шага: «Сейчас мы находимся на втором этапе, мы проводим несколько тендеров с избранными компаниями, и мы намерены пойти до конца. …Поэтому я надеюсь, что при благоприятных ценах на сырьевые товары мы достигнем подписания соответствующих соглашений к концу этого года или началу следующего».
Anglo также наметила путь для отделения своей дочерней компании Anglo American Platinum (Amplats). Разделение должно завершиться к середине 2025 года, отметил Ванблад, и пояснил, что формирование списка заявок на акции платинового подразделения на сумму 7,2 млрд рандов ($420 млн) привлекло интерес как со стороны южноафриканских, так и международных инвесторов: «Формирование списка заявок несколько недель назад показало, что это превосходный бизнес…. нашей основной целью было ограничить и смягчить часть обратного оттока в результате разделения. Все идет по плану, и мы надеемся завершить процесс к середине следующего года».
Подвеска «Bee My Love», центральное изделие в новой коллекции Chaumet, представляет собой полностью отслеживаемый камень Taille Impératrice (Empress Cut), фирменный бриллиант шестиугольной формы с 88 гранями. Это первый случай в истории Chaumet, когда бренд выпустил полностью отслеживаемый бриллиант. Каждая подвеска сопровождается цифровым отчетом, доступным через QR-код, который демонстрирует путь камня от необработанного алмаза до бриллианта, используя решение для отслеживания Diamond Journey от Sarine. Подробный отчет позволяет потребителям визуально отслеживать различные этапы создания их бриллианта, предлагая понимание происхождения и обработки камня.
«Мы очень рады сотрудничать с таким уважаемым брендом, как Chaumet, входящим в группу LVMH, и использовать наше решение по отслеживаемости в их культовой коллекции «Bee My Love», - заявил генеральный директор Sarine Дэвид Блок. - Поскольку потребители стремятся получить гарантии и быть уверенными в происхождении своих бриллиантов, Sarine готова предоставить клиентам исчерпывающую информацию о происхождении камней. Это еще одна веха в наших усилиях по поддержке прозрачности и инноваций в мировой алмазной промышленности».
Такой шаг Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) предприняла из-за опасений по поводу транзакций с наличными, ускользающих от финмониторинга. Согласно последнему отчету FATF, только 9 500 из 175 000 торговцев драгоценными металлами и камнями зарегистрированы в Совете по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem and Jewellery Export Promotion Council), что подчеркивает значительные риски отмывания денег и финансирования терроризма. Индия является вторым по величине потребителем золота в мире, крупнейшим импортером и ведущим экспортером золотых ювелирных изделий. Ее сектор драгоценных камней и ювелирных изделий, включая производство бриллиантов, вносит около 7% в ВВП страны, и «легкость, с которой драгоценные металлы и камни могут использоваться для перемещения больших сумм без отслеживания владельцев, в сочетании с размером рынка в Индии означает наличие серьезной уязвимости», - говорится в отчете.
В отчете отмечается, что лимит наличных транзакций в Индии, установленный на уровне более $2 392, строже, чем пороговое значение FATF по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, но торговцы драгметаллами и камнями регулируются посредством сочетания налоговых, регистрационных, клейменных и импортно-экспортных требований, а не единой унифицированной стратегии. Требование, чтобы только зарегистрированные в Бюро индийских стандартов (BIS) торговцы маркировали и продавали драгоценные украшения, было введено только в апреле 2023 года. Предприниматели также должны зарегистрироваться в GJEPC и получить уникальный регистрационный номер налогоплательщика (GST). FATF требует от Индии представить более подробный план действий с четкими приоритетами и мерами по устранению рисков отмывания денег в секторе драгоценных металлов и камней.
Продолжается прием заявок на участие в Diamond Line International Award - 2024, на площадке которого по традиции встречаются победители и дипломанты конкурсов ювелирного дизайна, проходивших в постсоветских странах в последние два года. Лауреаты DLIA делегируются на ведущие зарубежные конкурсы (как правило, на льготных условиях), а бренд Diamond Line давно является гарантом высокого мастерства и творческого вдохновения.
Благодаря «Бриллиантовой линии» получили мировую известность и популярность такие мастера, как Ильгиз Фазулзянов, Анна Теплинская, Виктор Моисейкин, Илья Клюев, Анна Дмитриева, Наталья и Татьяна Тарасовы - более полутора десятков дизайнеров, делегированных на мировые дизайнерские форумы, стали их лауреатами и дипломантами. Сегодня конкурсы обретают особое значение как способ повышения рейтинга и создания будущего конкурентного преимущества – например, получения лучших мест на мировых выставках (Moiseikin и Tarutin в Design Center на JCK Las Vegas, Sasonko в Design Galleria в Гонконге и др.).
В состав жюри конкурса входят авторитетные зарубежные специалисты: Синтия Уннинайар — искусствовед, редактор журнала InColor (США); Катерина Перез, международный ювелирный обозреватель (Великобритания); Вольф Бялончик — геммолог, дизайнер (Австрия)); Константин Вильд — владелец известной гранильной компании, издатель Gem Journal (Германия). Лауреаты и финалисты DLIA получают дисконт и другие преференции на участие в других мировых выставках и конкурсах, где часто завоевывают престижные награды. Так, Сергей Изместьев удостоен Гран-при Artistar Jewels Award - 2023, а «Миланская ювелирная неделя» прошлого года ознаменовалась триумфальным успехом Любови Борзенко, Юлии Борзенко и других молодых дизайнеров.
Прием номинантов IDLA - 2024 открыт до 15 ноября, заявки принимаются на E-mail: alex@j-r.ru и reklama@j-r.ru Награждение лауреатов состоится 1 декабря в Президентском культурном центре Казахстана – в рамках ювелирной выставки «Ару-Астана». Подробнее о конкурсе и условиях участия читайте на сайте «Ювелирного обозрении».
* В 2011 году был достигнут первый большой успех конкурсантов РБЛ: Ильгиз Фазулзянов, делегированный в числе других лауреатов в Гонконг на конкурс мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award, получил Гран-при за подвеску «Снегири». Беспрецедентная победа была одержана в творческом соревновании со 108 лауреатами национальных конкурсов из Италии, Франции, США, Таиланда и других стран.
В Астане в отеле Ramada by Wyndham 11 сентября состоялся круглый стол на тему «Диалог бизнеса и правительства: проблемы развития экономики и снятие барьеров для торговли» с участием представителей различных бизнес-ассоциаций страны, объединенных в Национальной палате предпринимателей «Атамекен»: Ассоциации импортеров и реализаторов обувной продукции, Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, Казахстанской Ассоциация независимых аптек, Ассоциации ювелиров ЕАЭС, Лиги ювелиров Казахстана, компании AMWAY Центральная Азия, Молочного союза Казахстана, Масложирового союза Казахстана, Ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана», Ассоциации «КазАлкоТабак».
Главной темой обсуждения стала инициатива правительства по введению обязательной маркировки товаров, которая, по мнению представителей бизнеса, не учитывает интересы профессионального сообщества и может оказать негативное влияние на экономику страны, вызвав рост цен на товары первой необходимости, включая молочные продукты, напитки, лекарства, а также обувь, одежду и ювелирные изделия. Бизнес считает внедрение маркировки формой чрезвычайного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, создает риск незащищенности цифровых данных и возможности продажи коммерческой тайны участников целых отраслей. В условиях непродуманной защиты информации бизнес опасается экономического шпионажа со стороны международных игроков рынка, что может привести к серьезным последствиям для национальной безопасности.
Совещание открыл председатель Лиги ювелиров Казахстана Динмухамед Табылды. Он назвал программу маркировки одним из барьеров, которые мешают развиваться не только отдельным субъектам или отраслям, но и в целом экономике Казахстана: «У нас никто не контролирует стихийные рынки, «барахолки», и миллиардные потоки утекают мимо бюджета государства, а легальным участникам рынка навязывают дополнительную систему контроля, показавшую себя сложной и неэффективной. Нам говорят, что есть положительный опыт, положительная практика, но это не соответствует действительности. ...Мы политикой не занимаемся, но обязаны сказать, что есть стратегические риски попадания Республики Казахстан под санкции, связанные с Российской Федерацией. И нам, как предпринимателям и гражданам, не хотелось бы быть в числе санкционных стран. …Поспешное решение об обязательной маркировке очень серьезно повредит ювелирному сектору экономики Казахстана».
Представитель Ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана» обратил внимание на утверждения чиновников, что якобы 98% стран пользуются маркировкой – все, кроме Казахстана: «Но это ложь. Маркировка в определении соглашения, которое подписал Казахстан в рамках Евразийского экономического Союза означает штрихкод или data matrix, и не в плюс, они через запятую перечисляются. Мы пользуемся штрихкодом, он очень удобен, его читает любой сканер». Другие участники совещания также отмечали, что внедрение маркировки нарушает ряд условий международных соглашений в рамках ВТО и ЕАЭС и может подорвать международный имидж страны, снизить доверие к Казахстану на глобальной арене, а присоединение к российской системе маркировки товаров создаст риски введения международных санкций против Казахстана. Эксперты подчеркнули, что Казахстан сейчас не готов к внедрению этой системы и технически, и с точки зрения наличия кадров, что ставит под сомнение возможность ее реализации. В качестве примера они приводили негативный опыт России, Беларуси, Узбекистана и других стран, где внедрение маркировки привело к серьезным потерям для бизнеса и замедлению развития ключевых отраслей экономики.
Бизнес-сообщество Казахстана обратилось к Президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой вмешаться в ситуацию и защитить интересы предпринимательства, попросив обеспечить выполнение обещанных мер по созданию благоприятного климата для развития казахстанского бизнеса и предотвратить возможные негативные последствия от поспешных решений нынешнего правительства. Этапы внедрения маркировки и системы прослеживаемости товаров будут находиться под контролем Партии ОСДП, что позволит обеспечить прозрачность и взвешенность в реализации этих мер. Обращает на себя внимание солидарность казахстанского бизнеса в оппонировании государству.
Именно такой определенности недостает российскому бизнес-сообществу – начиная с осознания того, что только частная инициатива создает материальные и культурные ценности, а государственный аппарат лишь более или менее грамотно обслуживает потребности общества в регуляции и в этом качестве содействует его саморазвитию либо, наоборот, тормозит прогресс. Иного в природе не существует. Бизнес априори является естественным оппонентом государства, интересы которого никогда не совпадают с интересами государственного аппарата – с чем, к сожалению, фактически согласились российские бизнес-ассоциации. Это при том, что, по мнению руководства Гильдии ювелиров России, чиновники сегодня тормозят развитие отрасли: «В настоящее время опробование, клеймение и маркировка ювелирных изделий производится в подразделениях Федеральной пробирной палаты. Производители несут значительные издержки на логистику и потери от простоя оборота за период осуществления данных операций». В то же время внедрение ГИИС ДМДК «сделало нецелесообразным осуществление клеймения и маркировки ювелирных изделий государством… — отмечается в предложениях по созданию Стратегии, направленных «Гильдией ювелиров» в Минпромторг».
Не случайно «4+ крупнейших компаний, объединившихся в свою ассоциацию, благодаря нормативному удушению малого ювелирного бизнеса заняли долю ушедших на ювелирном рынке. Они утверждают, что выручка от оборота ювелирных изделий в России растет и все у нас на этом рынке прекрасно». Самое время предложить Минфину России заключить официальное соглашение, прописав в нем обязательство передать производителям право нанесения пробирного клейма при условии грамотного внедрения ГИИС ДМДК - на основе УИН и без нанесения Q-кода на изделия. В этой ситуации российские ювелиры найдут надежных союзников в лице казахстанских коллег.
Камень в 1094 карата найден на руднике Karowe в Ботсване, где прошлом месяце был добыт второй по величине за всю историю алмаз весом 2492 карата. Последняя находка имеет поразительное сходство с 692-каратным алмазом, найденным в августе 2023 года, который был огранен HB Antwerp. Из него были получены бриллианты, проданные в сумме более чем за $13 млн. Новый камень весом 1094 карата также будет огранен HB Antwerp в рамках продолжающегося партнерства между двумя компаниями. «Находка этого исключительного алмаза весом 1094 карата является свидетельством выдающегося потенциала Karowe и еще раз подтверждает необходимость инвестиций в проект подземного расширения месторождения, - сказал генеральный директор Lucara Уильям Лэмб - «Постоянные открытия крупных, высокоценных алмазов демонстрируют стабильное качество наших ресурсов и способность приносить существенную прибыль. По мере продвижения в разработке подземной части месторождения мы все больше убеждаемся в способности Karowe производить эти легендарные камни в будущем, что укрепит наши позиции на рынке высококачественных алмазов». Находку второго исключительного алмаза весом более 1000 карат в этом году в компании считают результатом усилий по подземному расширению месторождения, которое продлит срок службы проекта до 2040 года и более.
Миланская ювелирная неделя – 2024, которая пройдет при поддержке Assogemme и CNA с 15 по 20 октября, снова привлечет в город широкую аудиторию экспертов отрасли, дизайнеров и любителей ювелирного дела, желающих открыть для себя последние инновации в итальянском и мировом ювелирном дизайне. Проект, построенный на партнерстве с ведущими организациями*, создает синергию и расширяет профессиональные возможности для более чем 500 участников из 60 стран. Это еще раз утвердит Милан как идеальную площадку для ювелирного искусства, его истории, традиций и инноваций.
Например, Piazza Italia вручит специальный приз выбранному художнику или бренду, помогая им расширить свою аудиторию и повысить глобальную узнаваемость. В этом году также учрежден специальный приз от выставки INHORGENTA, присуждаемый участникам Talent Show – выставки работ молодых дизайнеров из международных школ и академий. Премия «Лучший талант» позволит победителю выставить свои работы на INHORGENTA MUNICH с 21 по 24 февраля 2025 года в новой специальной секции для молодых талантов. В дополнение к Talent Show с 17 по 20 октября во дворце La Pelota пройдет выставка The Jewelry HUB – самая масштабная экспозиция в рамках MJW. У посетителей также будет возможность полюбоваться необычными изделиями от специальных гостей Angry Jewellery и Chong Ho, а также эксклюзивами от избранных брендов, представленных Harper's Bazaar. В течение недели будут организованы многочисленные ознакомительные поездки в различные центры Милана, где брендовые ювелирные компании и дизайнеры предложат своим коллегам и журналистам тематические выставки, мастер-классы, предварительные показы коллекций и коктейльные вечеринки.
Главным событием, вокруг которого и сформировалась Миланская ювелирная неделя, в течение 10 лет является Artistar Jewels Award – самый авторитетный и популярный европейский конкурс ювелирного дизайна, ставший международным ориентиром для современных ювелирных школ и направлений. В число лауреатов AJA в последние годы входили российские участники – Palladin Gold и художница Татьяна Холоднова, Сергей Изместьев со своим брендом Izmestiev Diamonds. Более 230 номинантов AJA-2024 представят свои уникальные творения широкой публике в престижном дворце La Bovara.
На вечере награждения MJW, который состоится 16 октября, будут объявлены лауреаты Artistar Jewels Award, а также вручены более 30 специальных наград художникам и брендам за оригинальность, технику технику исполнения и новизну дизайна в категориях винтажных изделий, украшений с бриллиантами, с цветными драгоценными камнями и др. Каждая выставка отметит самых ярких участников своей экспозиции. Завершат программу доклады, панельные дискуссии и круглые столы, посвященные самым свежим и актуальным темам ювелирного дела и ювелирного дизайна. Они будут проходить в La Pelota и в Scuola Galdus Все мероприятия Milano Jewelry Week открыты для публики по предварительной аккредитации – за исключением некоторых мероприятий, где по усмотрению организаторов могут потребоваться приглашения. Регистрация возможна по ссылке https://visit.milanojewelryweek.com/en Полный календарь мероприятий Миланской ювелирной недели, опубликованный в печатном путеводителе, будет распространяться в ключевых местах по всему Милану.
По мнению специалистов Societe Generale, движение рынка золота будут определять пять основных тем: геополитика, доллар и ставки, покупки Центральных банков, потоки инвесторов и фундаментальные факторы. Но они предупреждают, что, хотя каждый из этих факторов «в подавляющем большинстве случаев позитивен» для цен на золото, «заметно отсутствие неоцененных драйверов роста: «Разворот политики ФРС, который, вероятно, повлияет на ставки и доллар, был широко растиражирован, а геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и в отношениях между США и Китаем также уже давно маячили на горизонте. Фундаментальные факторы, геополитика, ставки и курс доллара США, а также продолжение покупок со стороны Центральных банков - все это способствует дальнейшему росту драгметалла».
В прогнозе распределения глобальных активов на 4 квартал 2024 года, опубликованном 12 сентября, Societe Generale показал, что, когда речь идет о «бычьем» настрое в отношении золота, они вкладывают свои деньги туда, где это наиболее перспективно: золото теперь составляет 100% их товарных активов и 7% от общего распределения активов, что на 40% больше по сравнению с предыдущим кварталом: «За исключением акций развитых рынков, большинство классов активов обеспечили однозначную доходность в 2024 году по сравнению с предыдущим годом. …В этом контексте инвестиционный портфель банка продолжает демонстрировать хорошие результаты с высокой доходностью и низкой волатильностью. Наш фокус на американских акциях, корпоративных кредитах и золоте позволил нашему инвестпортфелю пережить периодические всплески волатильности».
После триумфа на Venice Lido ювелирные изделия Made in Italy теперь сияют в Виченце, где очередная Vicenzaoro началась с большими ожиданиями - благодаря росту экспорта на 30% по сравнению с 2019 годом. Менее чем в часе езды от Виченцы проходит еще одно событие с определенно гламурным оттенком: 81-й Международный кинофестиваль Венецианской биеннале, который запомнится дебютом новой внеконкурсной награды - премии Джины Лоллобриджиды для талантов в области искусства фотографии, живописи, скульптуры, моды, дизайна и, конечно же, кино. На открытии кинофестиваля рядом с Кьярой Сбариджией, президентом Cinecittà, находилась представительница ювелирного мира Клаудиа Пиасерико, президент Confindustria Federorafi. Именно ей было поручено создать статуэтку seventhart, вдохновленную великой кинодивой, скончавшейся в январе 2023 года, и ставшую символом союза между ювелирным делом и кинематографом.
Клаудиа вспомнила этот момент во время церемонии открытия Vicenzaoro, состоявшейся в театре Палладио. Бренд Made in Italy признан во многих секторах, но для ювелирных изделий в рамках этой универсальной концепции еще многое предстоит сделать», — сказала Пиасерико. Президент IEG Маурицио Ренцо Эрмети, со своей стороны, упомянул исключительно высокое представительство на этой выставке — более 1200 брендов из 35 стран, в том числе 40% из-за рубежа, — а затем коснулся основных этапов 70-летней истории Vicenzaoro, новейшая глава которой началась в 2016 году, когда произошло слияние Fiera di Vicenza и Rimini Fiera и возникла Italian Exhibition Group. В целях повышения конкурентоспособности запущен амбициозный проект рестайлинга, который кардинально изменит условия для экспонентов и покупателей. Новый выставочный центр появится в ближайшие месяцы.
После приветствия Джакомо Поссамаи, мэра Виченцы, и Андреа Нардина, президента провинции Виченца, слово взял директор Центра экономической интернационализации итальянского МИД Фабрицио Лобассо, который сосредоточился на термине «роскошь», по умолчанию ассоциируемом с Made in Italy: «Роскошь происходит от luxus, «изобилия красивых вещей», поэтому справедливо будет сказать, что наши компании погружаются в красоту, распространяя позитивный посыл, который министерство со всей ответственностью». Затем последовало выступление Маттео Зоппаса, президента ITA – Итальянского торгового агентства: «Итальянский экспорт в этом году оценивается в 625 млрд евро, как и в 2023 году, что соответствует 30%-ному росту по сравнению с 2019 годом. Производство за рубежом также увеличивается на 10%, что эквивалентно 7 млрд евро». По словам Роберто Маркато, регионального советника по производственной деятельности, в регионе Венето находится один из незаменимых оплотов Made in Italy: «Венето может похвастаться 1 121 активной компанией ювелирного сектора, и 51,4% из них с 5600 сотрудниками находятся в Виченце. С точки зрения экспорта ювелирных изделий это эквивалентно 2,6 млрд евро в год, или +16% по сравнению с 2023 годом».
Новые бизнес-возможности сектора также исходят от учреждений основных золотых округов Made in Italy, искусственного интеллекта и концепции устойчивого развития. Vicenzaoro как площадки для обновления и обучения. Темой выступления в Образовательном центре Джанлука Поцца, руководителя Лаборатории драгоценных металлов Made in Vicenza, и Скотта Уолтера, президента Конвенции о клеймении, стало недавнее присоединение Италии к Венской конвенции о маркировке драгоценных металлов. Они сосредоточились на новых возможностях для итальянских компаний, занимающихся трансграничной торговлей драгоценными металлами с государствами – членами конвенции. Также был представлен недавно сформированный Distretto Orafo Campano, включающий сеть компаний, представляющих всю цепочку поставок ювелирных изделий.
Vicenzaoro является местом обучения и налаживания связей, а также идеальным центром для знакомства с мировыми тенденциями стиля - в первую очередь благодаря работе Паолы Де Люка, основателя и креативного директора Trendvision Jewellery + Forecasting, которая выступит с докладом под названием «Страна чудес, где будущее предметов роскоши и ювелирных изделий формируется инновациями и сотрудничеством». На сцене театра Палладио ее будут сопровождать консультант и тренер по продажам в индустрии роскоши Карло Пиньятаро, основатель и дизайнер Lorraine West Jewelry Лоррейн Уэст и Габриэле Москин, художник искусственного интеллекта. Они изложат революционное видение самовыражения и социальных изменений.
Прослеживаемость и устойчивость — то, что необходимо регулировать, чтобы идти в ногу со временем. В семинарах, организованных CIBJO, примут участие эксперты международного уровня. Модераторами этих встреч будут Эдвард Джонсон, директор по корпоративной ответственности Gemfields Group, и Айрис Ван дер Векен, исполнительный директор Watch & Jewellery Initiative 2030. Для тех, кто не сможет присутствовать лично или не подключен через потоковую передачу на платформе IEG The Golden Jewellery Cloud, семинары будут доступны на YouTube. https://www.vicenzaoro.com/en
Золотодобывающая компания представит обновленное технико-экономическое обоснование месторождения Сухой Лог в четвертом квартале текущего года за счет дополнительной геологоразведки. Как заявил гендиректор ПАО «Полюс» Алексей Востоков, ресурсная база месторождения Сухой Лог по итогам 2023 года выросла с 40 млн унций золота до 43,5 млн. В компании сообщили, что в первом полугодии была завершена программа опережающей эксплуатационной разведки, и на Сухом Логе было осуществлено бурение протяженностью 91,4 км. Во втором полугодии планируется дополнительно пробурить 40 км на флангах месторождения.
Объем добычи руды на Сухом Логе, которое считается одним из крупнейших неосвоенных месторождений золота в мире, в первом полугодии составил 4,172 млн тонн со средним содержанием 0,78 г/т. Востоков также подтвердил производственный прогноз на 2024 год: «Планируем добычу золота на уровне 2,75-2,85 млн унций. В этом году будет небольшая просадка по сравнению с 2023 годом, когда добыча была на уровне 2,9 млн унций. Прогноз по 2025 году сообщим позднее».
Вступили в силу положения ФЗ №607 от 22 декабря 2022 г., касающиеся художников-ювелиров, и теперь впервые в истории современной России индивидуальные мастера становятся полноправными участниками рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Механизм получения этого статуса определяет Постановление Правительства РФ №518 от 22 апреля 2024 года. Теперь можно подать соответствующее заявление через единый портал госуслуг или в ГИИС ДМДК. Соискатель должен «продолжать традиции и развивать новые направления ювелирного мастерства, иметь опыт участия в конкурсах, выставках и других культурных мероприятиях ювелирной отрасли, а также представить не менее трех ювелирных изделий, которые прошли опробование и клеймение государственным пробирным клеймом, изготовлены вручную и обладают оригинальной авторской идеей, высоким профессиональным, художественным и техническим уровнем исполнения».
Решение о присвоении статуса художника-ювелира будет принимать специальная комиссия при Гохране России с участием представителей Минфина, Пробирной палаты и специалистов по культурным ценностям, аттестованных Минкультуры. Для получения экспертных заключений рекомендательного характера будут привлекаться представители творческих и художественных союзов, профессиональных организаций в сфере науки, образования, культуры, производства ювелирных изделий. В постановлении указывается, что в целях снижения административной нагрузки на участников рынка, осуществляющих отдельные операции с драгоценными камнями и металлами, отменяется обязательное требование по их постановке на специальный учет, который ведет Федеральная пробирная палата. Но на практике заявление соискателя сначала придет в пробирную инспекцию по месту жительства, а уже оттуда будет переслано в комиссию Гохрана*.
Не прописаны на данный момент правила опробирования и клеймения изделий художников-ювелиров. Очевидно, что к дорогим эксклюзивным вещам, представляющим художественную ценность, необходим особенно аккуратный подход. В «нулевые» годы в Пробирной палате действовал т.н. Музейный отдел, сотрудники которого обладали соответствующей квалификацией и следили за соблюдением особых стандартов в территориальных инспекциях.
В тексте постановления также отсутствует регламентация коммерческой деятельности художников-ювелиров, т.е. возможностей реализовать свои произведения, и принципов налогообложения, без чего законодательная норма о художниках-ювелирах не может быть реализована на практике. В этой связи Гильдия экспортеров украшений при Московской ТПП направила запрос в Министерство культуры РФ с просьбой сообщить, на каких условиях работают художники в различных сферах искусства, чтобы Минфин РФ на этом основании дал официальные разъяснения по художникам-ювелирам. Департамент правового регулирования Минкультуры оперативно отреагировал, а вот Минфин не сумел дать вразумительного ответа на соответствующий запрос Гильдии. Неопределенность процедур вызывает вопросы у представителей творческого сообщества, поскольку перекрываются реальные каналы сбыта их произведений (см. переписку ниже).
Еще одна коллизия возникла в связи с проведением Гохраном России в этом году очередного конкурса ювелирного дизайна «Россия. XXI век». К сожалению, прием заявок уже закончился 25 августа, и художники как физические лица снова не смогут в нем участвовать. Однако в Государственном историческом музее с октября 2024 по март 2025 года будет организована традиционная выставка работ с участием не только лауреатов конкурса, но и более широкого круга значимых произведений ювелирного искусства, созданных за последние годы. И будет очень символично, если в рамках выставки найдется место для экспозиции художников-ювелиров, которые успеют получить такой статус после 1 сентября.
*Уполномоченный орган (Пробирная инспекция – Ред.) в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления от художника-ювелира документов, указанных в пункте 61 настоящих Правил, для рассмотрения вопроса о признании физического лица художником-ювелиром, направляет в электронном виде в комиссию Гохрана России заявление и документы, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 61 настоящих Правил, с одновременным уведомлением через единый портал или ГИИС ДМДК художника-ювелира о направлении данного заявления в комиссию Гохрана России. Процедура постановки на специальный учет художника-ювелира приостанавливается с момента направления в комиссию Гохрана России заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, до момента поступления в уполномоченный орган электронной выписки из протокола заседания комиссии Гохрана России, содержащей решение о признании физического лица художником-ювелиром или решение об отказе в признании физического лица художником-ювелиром.
Минфин США опубликовал новые правила, разрешающие импорт неоправленных камней и ювелирных изделий российского происхождения, созданных до 1 марта 2024 года, которые до этой даты уже находились за пределами РФ. Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) выдало две новые лицензии на так называемую «унаследованную» (grandfathered) алмазную продукцию. Первая распространяется только на ювелирные изделия с бриллиантами, разрешая импорт тех украшений, которые были приобретены до 1 марта, а вторая - на непромышленные неоправленные бриллианты весом более 1 карата, приобретенные до 1 марта, и более 0,5 карата, приобретенные до 1 сентября.
В то же время введены ограничения в отношении смоленского «Кристалла» и Московского ювелирного завода (Miuz Diamonds) – крупнейших производителей бриллиантов в России. «Кристалл» входит в уже находящуюся под санкциями группу АЛРОСА, а Miuz, имеющий производственные мощности в Москве и Перми и торговую сеть из 300 розничных магазинов, принадлежит группе компаний «Руиз» израильского диамантера Льва Леваева.
Алмаз исключительного качества весом 2 492 карата извлечен на руднике Karowe, принадлежащем канадской компании Lucara Diamond, при переработке руды с кимберлита EM/PK(S). Это основная разновидность кимберлитовой породы, на которую Lucara продолжит ориентироваться в течение первых лет своих подземных горных работ. В Lucara заявили, что алмаз был получен с помощью ее технологии рентгеновского обнаружения и извлечения крупных высокоценных алмазов Mega Diamond Recovery (MDR) X-ray Transmission (XRT), которая начала применяться в 2017 году. «Эта находка не только демонстрирует замечательный потенциал рудника Karowe, но и подтверждает наши стратегические инвестиции в передовую технологию XRT. Возможность извлечь такой огромный высококачественный камень в целости и сохранности демонстрирует эффективность нашего подхода к извлечению алмазов и нашу приверженность максимизации ценности для наших акционеров и заинтересованных сторон», — сказал генеральный директор Lucara Уильям Лэмб.
Ранее на Karowe извлекли еще несколько особо крупных алмазов. Найденный в ноябре 2015 г. Lesedi la Rona, весом 1 190 карат и возрастом более 3 млрд лет, в 2017 г. приобрела британская ювелирная компания Graff Diamonds за $53 млн. В 2019 г. был добыт алмаз массой 1 758 карат Sewelô, что в переводе с местного языка сетсвана означает «редкая находка». В январе 2020 г. его приобрел французский модный дом Louis Vuitton. Вновь найденный камень настолько велик, что его качество невозможно проанализировать с помощью обычного оборудования. «Такое событие случается раз в сотню лет. Это абсолютный геологический феномен. Данную находку можно назвать самой значимой в текущем столетии», — сказал Клиффорд Элфик, бывший руководитель крупнейшей De Beers. Эксперты оценивают стоимость камня более чем в 40 млн долларов. Цена акций компании Lucara Diamond подскочила примерно на 40% после объявления о находке.