Золотой остаток: число ювелирных предприятий России сократилось на треть

19
января
2024

Ювелирная сфера потеряла большое число малых предприятий после перевода на общую систему налогообложения. Теперь отрасль готовится к маркировке. Малые ювелирные предприятия отработали уже год по новым правилам. Раньше большинство из них платили налоги по упрощенной или патентной системе (УСН, ПСН). Однако с 1 января 2023 года их обязали перейти на общую систему и платить НДС. В результате, по данным ФНС РФ, за январь–октябрь 2023 года отрасль потеряла 35% игроков (от кустарных мастеров до крупных производителей).

        Учет потерь
        Предприниматели, с которыми пообщался «Деловой Петербург», отмечают, что прошлый год дался им крайне сложно. Владельцам бизнеса пришлось привлекать квалифицированных бухгалтеров для работы с НДС, поскольку многократно увеличилось количество отчетов, которые необходимо сдавать в налоговую инспекцию ежеквартально.
«В нашем окружении есть как небольшие производства, так и бренды (не имеющие собственных производств), которые не выдержали 2023 год и приняли решение закрыться. Есть те, кто сменил нишу — стал производить ювелирную бижутерию без использования драгоценных металлов», — поделилась основатель бренда Moskvina Jewelry Ольга Москвина. «Я побоялась сильно поднимать цены, плюс не стала снижать зарплаты. Как результат — моя прибыль сократилась примерно в 4 раза и сейчас мы находимся на грани выживаемости. 2023 год был в любом случае экспериментом, и он показал, что цены будут расти и дальше», — говорит основательница ювелирной марки E. Tolstaya Jewelry и мультибрендовых магазинов 47 Store Екатерина Толстая.

        Стоит заметить, что с прошлого года увеличилась нагрузка по работе с ГИИС ДМДК (информационная система учета драгоценных металлов и камней). «Такое ощущение, что у меня не ювелирное производство, а IT–компания, потому что все время приходится общаться с программистами по поводу налаживания процессов в информационной системе», — рассказывает владелец ООО «Диамида» Армен Манукян. Возросшая нагрузка спровоцировала рост цен на изделия, что осложнило и без того острую конкуренцию с крупным бизнесом, который может позволить себе устанавливать более лояльные к покупателям условия. Из относительно положительных моментов можно назвать увеличение спроса у оставшихся игроков. В то же время Армен Манукян считает, что большая часть спроса может удовлетворяться за счет импорта из Индии, Китая, Казахстана. Кстати, ряд предпринимателей, в том числе петербургских, переехали в Казахстан в 2023 году: там условия существования попроще.

        Дороже золота
        Ассоциация малого ювелирного бизнеса совместно с Гильдией ювелиров в 2023 году пытались вернуть УСН хотя бы для предпринимателей, занимающихся серебром. «Этот вопрос удалось поднять на встрече с президентом. Получили в ответ поручение главы государства ввести до августа закон, который позволял бы вернуть на упрощенку производителей и продавцов серебряных изделий. Однако воз и ныне там. Был и круглый стол в Совете Федерации. Там поднимали вопрос про серебро, нам заявили о готовящемся законопроекте, но что это за документ, никто так и не понял», — рассказывает председатель правления ассоциации, владелица бренда «Очень красивое серебро» Анна Романовская. Активисты писали в Минфин письмо с просьбой разъяснить детали готовящегося документа, но ответа так и не получили. К тому же по действующему законодательству перейти на другой налоговый режим можно только один раз за год. «Даже если этот закон в этом году будет доработан, предприниматели смогут воспользоваться возможностью смены налогового режима только к 2025 году, а сколько организаций закроется еще к тому времени — неизвестно», — обращает внимание председатель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина.

        Заклеймить все
        С марта ювелиры столкнутся еще с одной трудностью — вся продукция на территории РФ должна быть снабжена наногравировкой. А с сентября абсолютно все ювелирные изделия должны будут иметь маркировку, хранение без нее будет запрещено. «Чтобы это все обработать, Пробирной палате нужно увеличить штат специалистов. Участники рынка недоумевают — зачем наносить второй код, если он и так есть на бирке?» — указывает Гришина. Маркировка осложняет бизнесу и работу с маркетплейсами. «С китайских производителей онлайн–площадки не требуют ни уникальных идентификационных номеров, ни других документов. Также есть AliExpress, где потребитель может заказать любые изделия. В результате получается, что отечественный производитель зажат в тисках, а китайскому дан зеленый свет. Причём для потребителя эти изделия дешевле: иностранцам не нужно нести расходы, которые легли на наши плечи», — говорит Романовская.
        Между тем если рассматривать крупных участников рынка, то у них растут обороты и картина выглядит весьма презентабельно. «Ведомства жонглируют статистикой как хотят: у Минфина она своя, у крупного бизнеса своя (заявляют об открытии новых точек), у Пробирной инспекции — своя. Не знаю, как они считают, но через ГИИС ДМДК серьги, например, идут как три штуки (хотя пара серег — это одно изделие). И когда говорят об увеличении оборота изделий, эти данные явно не соответствуют действительности», — отмечает Анна Романовская. Она поясняет, что вновь открывшиеся предприятия в большинстве случаев не новички на рынке, а результат деления бизнеса с возможностью работать с применением ст. 145 НК. «Если упрощенку вернут для серебра, то, вероятно, многие ранее закрывшиеся фирмы откроются вновь, и тогда можно будет говорить о росте числа предприятий», — резюмирует эксперт. Деловой Петербург