сентября
2015
Тема Круглого стола - «Актуальные вопросы рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в современных экономических условиях»
Ситников С.К., губернатор Костромской области
Кострома по праву считается ювелирной столицей России. Уверен, что наш сегодняшний диалог станет очередным шагом в развитии ювелирной отрасли, в реализации новых идей, направлений. Со стороны органов власти Костромской области ведется большая планомерная работа по поддержке органов ювелирного сообщества. Прежде всего, это касается законодательного регулирования. Данный вопрос очень важен ввиду особой специфики отрасли, начиная с госрегулирования, заканчивая технологическим процессом по конечному продукту. Считаю, что здесь важно найти оптимальный баланс между контролем и снятием излишних процедур-барьеров. В этом отношении принятый в мае 2015 года Федеральный закон является очень важным, подчеркну, первым за долгое время шагом в настройке механизма развития отрасли. Предложения администрации Костромской области по внесению изменений в законодательство были учтены. Необходимо и дальше двигаться в этом направлении.
Однако, коллеги, в отрасли остается еще немало проблем, решение которых требует наших совместных усилий. Нынешние экономические условия, безусловно, накладывают отпечаток как на внутреннюю деятельность хозяйствующих субъектов, так и на общие экономические показатели региона.
Со второй половины прошлого года четко отслеживался переход к производству более легковесных изделий. В первую очередь, конечно, из-за значительного роста цен на сырье. Второй момент – это незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней, поддельное клеймение изделий, а также проблемы аффинажа и вторичной переработки лома и отходов. Здесь уже велика роль не только правовой среды, но и прозрачности ведения ювелирного бизнеса. Ювелирные изделия российского производства востребованы на рынке. Допустить замещение нашей ювелирной продукции дешевыми, не всегда качественными, изделиями, на наш взгляд, непростительно.
Мы с вами прекрасно понимаем: жесткое вмешательство государства, особенно когда мы говорим о ювелирной отрасли, по меньшей мере нежелательно, а порой чревато усугублением экономической ситуации. Именно поэтому мы стараемся строить диалог с ювелирным сообществом на основе доверия и взаимоуважения. И здесь я призываю вас, коллеги, активно включиться в работу, высказывать мнение по каждому вопросу. Нам важно сформировать мнение, какие шаги необходимо предпринять в ближайшей перспективе. Наша с вами основная задача – обеспечить более высокий уровень жизни граждан, ваших работников. Прежде всего за счет повышения эффективности государственного управления, качества функционирования экономики. Благодарю вас всех за внимание и хочу пожелать участникам плодотворной работы. Предоставляю слово для выступления заместителю Министра финансов Российской Федерации Моисееву Алексею Владимировичу.
Моисеев А.В., заместитель министра финансов Российской Федерации
Позвольте начать с того, что я благодарен за возможность познакомиться. Я совсем недавно стал заниматься отраслью драгметаллов и драгкамней в целом. До этого и по сей момент я занимаюсь регулированием банков и страховых компаний и прочего, поэтому для меня это очень важный круглый стол, который позволит мне познакомиться с крупнейшими производителями ювелирных изделий. И я очень прошу вас, чтобы все проблемы, которые у вас есть с точки зрения регулирования, с точки зрения вступления в силу нового закона, сейчас прозвучали.
Закон предписывает Министерству финансов разработать разного рода нормативные и подзаконные документов, большинство этих документов находится сейчас в стадии общественного обсуждения на сайте regulations.gov. Сейчас – время, когда вы можете свои замечания присылать. Мы готовимся по-новому начать регулировать ювелирную отрасль. Закон в целом несет дереализацию норм, которые действовали до сих пор, что позволит снять ряд препон со стороны государства. Но, с другой стороны, он вводит ряд норм, которые, наверное, не будут сложными для добросовестных игроков, но для тех, кто пытается найти какие-то обходные пути, это достаточно серьезные ограничения.Конечно, вопрос, связанный с постоянным государственным надзором, вопрос, связанный с уточнением порядка налогообложения, на наш взгляд, должны привести к повышению прозрачности отрасли, что в итоге будет хорошо не только для государства, которое, я надеюсь, будет получать больше налогов, но также и для добросовестных игроков, которые таким образом окажутся в более предпочтительном положении по сравнению с теми, кто пытается играть не по правилам. Потому что играть не по правилам здесь будет реально несколько тяжелее.
При этом есть целый ряд положений закона, которые значительно смягчают регулирование. В частности, вводится добровольное клеймение по небольшим изделиям. Будет реализовываться целый ряд действий, связанных с ломом, который образуется в процессе производства или закупается, и так далее, и тому подобное. Это все тоже направлено на облегчение жизни предпринимателей с тем, чтобы ваш бизнес развивался, создавал рабочие места, выходил на внешние рынки. И это, конечно, для нас является очень важным. Буквально на прошлой неделе я был во Владивостоке, где проходил Восточный экономический форум. Там было очень много представителей Китая. Китай является крупнейшим производителем ювелирных изделий сейчас в мире, и, конечно, китайцы с большим интересом смотрят на то, чтобы полностью освоить наш рынок с тем, чтобы входить туда в качестве поставщиков изделий, в качестве изготовителей. Но нам нужны рабочие места в России и я думаю, что здесь комбинация мер, а также наша совместная работа по повышению кредитоспособности бизнеса приведет к тому, что конкуренция нам будет не страшна.
Маркин А.В., руководитель Пробирной палаты России
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Константинович, уважаемые участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Свое выступление я хотел бы начать с анализа базовых для российского рынка драгоценных металлов данных. В соответствии с данными Росстата за 2014 год, российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней оценивается в 930 млрд рублей и составляет 1,3 % ВВП Российской Федерации. Эта цифра не отражает всей значимости, стратегической прежде всего, которую рынок драгоценных металлов несет в экономике Российской Федерации. В прошлом году Центральный банк России продолжил закупать золото, прежде всего исходя из его значимости как стратегического и резервного актива.
Российский рынок драгоценных металлов условно можно разделить на три сектора, и, безусловно, лидером этого рынка являются производители аффинированного металла, 15,3 % занимает производство алмазного сырья. Наконец, 20,5 % - это ювелирный сектор (производство и оптово-розничная торговля). Далее я хотел бы представить данные работы федерального пробирного надзора за 1 полугодие 2015 года, которые характеризуют сегодняшние тенденции именно в ювелирном секторе. Здесь мы видим, что произошел существенный спад производства изделий из золота отечественного производства – порядка 37%. Очень резкий спад произошел по ввозу золотых изделий – это 75,2%. Также спад произошел по импорту серебряных изделий – на 40%. Но можно с удовлетворением констатировать, что производство серебряных изделий в целом по России выросло на 14,5 %. Это всем известная тенденция, когда в кризисный период уходят в более дешевый металл.
Более ярко эта динамика прослеживается по данным о количестве изделий, опробованных и заклейменных нашей Верхне-Волжской инспекцией, которая расположена здесь, в Костромской области. Сокращение изделий из золота составило 56,6 %, но и рост, положительная динамика по производству серебряных изделий выше, чем по России - порядка 26 %. Производство ювелирных изделий в Костромской области за последние годы динамично развивается, несмотря на волатильность 2008–2009 годов. Можно констатировать, что Костромская область – это лидер по производству отечественных ювелирных изделий из драгоценных металлов.
Но, безусловно, развитие как ювелирного сектора, так и рынка драгоценных металлов в целом, невозможно без анализа тех проблем, которые существуют сегодня на рынке. Я думаю, вы прекрасно все знаете о них. Хотел бы остановиться лишь на том факторе, который незаслуженно недооценивает рынок драгметаллов – это фактор, который влияет на финансовые, фондовые рынки, на рынки драгкамней. Это фактор доверия. Это, конечно, отдельная тема, мы будем ее обсуждать в дальнейшем более подробно, но хочу сказать о мерах, которые в рамках федерального пробирного надзора уже существуют сегодня и над которыми мы бы видели необходимость продолжить работу вместе с вами. Сегодня основной фактор доверия – это система пробирного клеймения Российской Федерации. Это не только гарантия соответствия содержания драгоценных металлов в изделии. Это является также серьезным маркетинговым инструментом. И, как мы видим, многие ювелирные компании, даже те, руководители которых в прошлом активно выступали за упразднение федерального пробирного надзора, используют наличие государственного пробирного клейма в своих рекламных кампаниях. Хочу проиллюстрировать вам следующие данные: несмотря на принятие в мае федерального закона, который предписывает добровольное клеймение изделий отечественного производства массой до 3-х грамм, мы видим динамику по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года – увеличение на 40 с лишним процентов. Это говорит о том, что российское государственное пробирное клеймо имеет сегодня большой авторитет, и мы не видим пока тенденции и желания от него отказаться.
Но государственное пробирное клеймо защищает сегодня только металл. Камень в ювелирном изделии – ювелирная вставка – сегодня практически ничем не защищена. Мы уже начали с Гильдией ювелиров России определенную работу в направлении по выработке механизма по защите ювелирных камней, ювелирных вставок в изделиях, и считаем необходимым эту работу продолжать и в будущем. Безусловно, чтобы устранить эти проблемы, необходима совместная кропотливая работа как государственных органов, так и участников рынка и общественных институтов, которую мы, безусловно, вместе с вами будем делать.
Завершая свой доклад, я хотел сказать, что сегодня цели государственных органов и интересы бизнеса во многом совпадают, потому что нам всем нужен объективно прозрачный рынок драгоценных металлов, улучшение качества продукции, которая четко соответствует заявленным пробам и заявленным характеристикам, повышение доверия как к ювелирному сектору, так и к рынку драгметаллов в целом.
Журавлев Н.А., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
Уважаемый Сергей Константинович, уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы поприветствовать всех на нашем круглом столе, и особенно Алексея Владимировича Моисеева, который месяц как взял полномочия в Министерстве финансов по курированию этой отрасли. Хочу Вам пожелать, Алексей Владимирович, побыстрее разобраться в этой непростой отрасли экономики и сделать ее максимально эффективной для государства и для участников. Не могу не сказать, что отрасль мало того, что очень важна для всего российского государства, но и, в первую очередь, конечно, для Костромской области. Как уже было сказано, от 40 до 60 % обработки драгметаллов на территории Российской Федерации для производства ювелирных изделий осуществляется на территории Костромской области. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, где я являюсь заместителем председателя, принимал активное участие в разработке законодательства в этой сфере, в частности, в мае 2015 года был принят федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты, о котором уже говорилось. Я немножко остановлюсь на основных моментах, а также на том, что предстоит нам сделать.
Принятие закона имеет большое значение, т.к. поправки затрагивают интересы всех представителей отрасли: добытчиков, аффинажных предприятий, ювелиров, импортеров. Закон носит важный для сферы драгоценных металлов поправки, уточняет необходимые формулировки, устраняет имевшиеся в законодательстве разночтения. Законопроект разрабатывался с учетом ситуации на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и в соответствии с реалиями ювелирного бизнеса, обсуждался на площадках Федерального собрания: в Государственной Думе, Совете Федерации, в итоге был утвержден в мае и подписан Президентом.
Основные моменты. Мы определили базовые отраслевые понятия, которые раньше не были обозначены в действующем законодательстве. Мы установили режим постоянного государственного надзора в отношении аффинажных заводов и организаций. Определили особенности и порядок организации внеплановых проверок в рамках федерального государственного пробирного надзора, ввели добровольный порядок опробования и клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного и другого производства массой до 3-х граммов включительно. Разрешили использовать без направления на аффинаж ювелирные изделия собственного производства, не реализованные и возвращенные производителю. Позволили самостоятельную обработку лома и отходов драгоценных металлов, которые собраны индивидуальными предпринимателями и организациями в процессе собственного производства, упростили требования к организации перевозки изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. И многое, многое другое было подвержено регулированию. Но также еще многое предстоит сделать.
Все еще законодательно сохранена обязанность клеймения ювелирных изделий, поставляемых на экспорт. По мнению участников рынка, это существенно затрудняет продвижение отечественной продукции на экспорт. Вопрос дискуссионный. Он обсуждался и в период работы над законопроектом, однако эта норма не нашла отражения. Опять же призываю Министерство финансов подумать в этом отношении и вернуться к этому вопросу. Есть также предложение рассмотреть возможность законодательного введения именника импортера. Его отсутствие может позволить недобросовестным участникам рынка использовать таможенную декларацию на одну партию товара для введения в оборот практически неограниченного количества изделий.
Кроме того, установлен режим проведения государственного пробирного надзора, однако законодательно не установлены требования, при которых будет контролироваться его осуществление. При дальнейшем совершенствовании законодательства необходимо будет дифференцировать эти требования с учетом специфики отдельных сегментов отрасли. Основываясь уже на правоприменительной практике, мы должны не допустить проведения внеплановых проверок без достаточных на то оснований. Не должно быть неверных трактовок в целях недобросовестной конкуренции в отрасли.
Также мы в весеннюю сессию обсуждали вопрос, связанный с контролем в части Федерального закона 115-ФЗ при покупке изделий из драгоценных металлов и камней гражданами. Та сумма, которая сейчас присутствует – 15 000 рублей – она, конечно, совершенно не обоснована, и мы будем осенью обсуждать ее увеличение. Также я хотел сказать, что с учетом значения для Костромской области данной отрасли наш комитет будет принимать активное участие в разработке и отслеживании тех законодательных инициатив, которые будут в этой сфере, поэтому призываю вас активно вступать с нами во взаимодействие, давать свои предложения, мы их будем самым тщательным образом отслеживать и внедрять в жизнь. Спасибо большое.
Бобров П.А., заместитель начальника Контрольного управления Федеральной налоговой службы
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, наверное, в какой-то части повторю основные моменты выступления, которые прозвучали здесь же в июне, и те посылы, которые служба озвучивала в марте текущего года на круглом столе с основными участниками отрасли.
Рынок драгоценных металлов в целом и ювелирная отрасль, в частности, являются тем направлением, на котором, скажем так, обкатываются новые для службы подходы в контрольно-аналитической работе. Отрасль стала одной из первых, на которой внедряется так называемая система управления поведением налогоплательщика, в идеологию которой закладывается добровольный отказ от применения агрессивных налоговых схем.
Стимулирование отраслевых союзов и ассоциаций к переходу на самоконтроль в вопросах добросовестности налоговой конкуренции, а также добровольное уточнение своих обязательств за предыдущий налоговый период. И налоговые проверки мы рассматриваем как некую крайнюю меру в отношении тех налогоплательщиков, которые не желают отказываться от агрессивных способов хозяйствования. То, что наша система работает, у нас сомнений не возникает, так как ювелирная отрасль – не первая из тех, с которыми мы проводим подобную работу в рамках системы управления поведением. Для сравнения приведу пример отрасли компьютерной дистрибуции, в которой мы продвинулись на несколько этапов вперед по сравнению с ювелирной отраслью, там у нас уже скорее этап постконтроля, и сейчас уже можно подвести определенные промежуточные итоги.
И самое важное для нас – это то, что мы фиксируем отказ основных игроков, как производителей, так и дистрибьюторов, от использования серых схем. Цепочки поставок стали намного прозрачнее, таможенные цены стали отвечать действительности, а текущие налоговые платежи, несмотря на 50%-ное падение продаж в отрасли, увеличились более чем в 5 раз. И это при том, что основное увеличение притока бюджета по данной отрасли мы связываем с ростом не налоговых, а таможенных платежей. Т.е. реальный рост налоговых обязательств участников отрасли значительно выше.
Надо прямо сказать, что ювелирная отрасль, несмотря на подписание декларативных хартий, пока не сильно изменила подходы к организации закупок металла.
Многие производители продолжают нести те налоговые риски, которые несли раньше. Сейчас наши усилия в плане контрольной работы сфокусированы на относительно небольшом количестве системообразующих ювелирных компаний и ряде кредитных организаций, и, возможно, складывается впечатление, что оставшуюся часть отрасли это не коснется. Мы прекрасно понимаем, что вряд ли мы сможем объять необъятное – одновременно проверить всех производителей ювелирных изделий. Видимо, на это многие участники рынка и уповают в своем нежелании отказываться от налоговых схем. Но с учетом того, насколько действенным аналитическим инструментом проявила себя новая система АСК НДС – система электронного декларирования НДС, на это не очень стоит рассчитывать. Все сомнительные цепочки видно практически сразу. И вопрос времени только, через сколько они будут задокументированы.
Те схемы, которые мы считаем недопустимыми ни при каких условиях, мы ни от кого не скрываем, мало того, в июне мы внесли изменения в общедоступные критерии для самостоятельной оценки риска совершения налоговых правонарушений, добавив туда схемы, связанные с оборотом драгоценных металлов. Изменение критериев влечет за собой возможность представления уточненных налоговых деклараций в особом порядке. Основное отличие такого регулирования – это недопустимость назначения выездных налоговых проверок налоговыми инспекциями без согласования с центральным аппаратом.
Важным элементом работы в рамках наших отраслевых проектов является межведомственное взаимодействие. И здесь я бы хотел отметить существенную роль Банка России по вопросу вовлеченности кредитных организаций в сомнительные банковские операции с использованием драгметаллов. Принимаемые Банком меры в значительной мере, на наш взгляд, сдерживают степень распространенности сомнительных схем в банковском сообществе.
И последнее, что хотелось бы отметить. Если для изменения отношения отрасли к запущенному нами процессу нужны резонансные проверки, то, поверьте, все это будет в относительно обозримом будущем, но для нас было бы намного ценнее, чтобы отношение отрасли трансформировалось не под воздействием внешнего административного давления, а, исходя из понимания того, что налоги – это не поле для поиска конкурентных преимуществ. Спасибо.
Гумеров Ф.Ф., депутат Костромской областной Думы, член Генерального совета «Деловой России»
Чтобы Кострома продолжала оставаться ювелирной столицей, а Россия стала действительно ювелирной державой, прежде всего нам надо понять, что нормативно-правовая база, фискальная административная нагрузка на отрасль должны быть конкурентоспособными. В первую очередь с нашими соседями, коллегами, которые работают в странах ЕврАзЭС. К сожалению, сегодня сказать об этом мы не можем. В Армении открывается офшорная зона «Меридиан», где одни нули. И, конечно, при этом Армения – единственная страна, которая подчеркивает основные приоритеты среди стран, входящих в Европейско-Азиатское сотрудничество. Только Армения заявила о приоритете развития ювелирной промышленности. Это значит, что Россия в ближайшее время может стать просто рынком сбыта. Понимая лоббистские возможности своих коллег, конкретно - моего товарища Геворкяна, у меня нет никакого сомнения, что в ближайшее время эта офшорная зона может получить так называемые права офшорного клеймения, и мы будем получать товар с клеймом российской Пробирной палаты на российском рынке. Параллельно идет создание в Казахстане свободной экономической зоны «Фаргос» на границе с Китаем с аналогичными налоговыми льготами, и мы должны понимать, в каких условиях нам придется конкурировать.
Второй фактор, о котором хотел бы сказать: выделяя ювелирную отрасль, как какую-то особенную, мы забываем, что отрасль конкурирует с такими отраслями, как подарки, парфюмерия, мобильные телефоны, о которых было сказано. И говоря об административной нагрузке, мы понимаем, что она отсутствует в отношении этих отраслей. Когда говорим об НДС, о желании обкладывать НДС розничную торговлю, мы забываем, что в этом случае нам надо, чтобы к этим отраслям тоже были предъявлены такие же требования.
Уважаемые коллеги! Я бы хотел сказать о том, что правовая база должна быть конкурентоспособной, о чем говорил и министр финансов на московском конгрессе CIBJO. Хотел бы, чтобы регуляторы совместно начали работу по приведению нашей правовой базы в соответствие с базой наших коллег. Не надо никаких льгот. Надо создать равные условия для развития честной конкуренции. Ключевое слово здесь: честной.
Обабков С.А., генеральный директор завода «Красная пресня»
Добрый день, уважаемые коллеги, я представляю крупное предприятие с численностью примерно 700 человек. С нашей стороны делается все возможное по выпуску конкурентоспособных изделий, разработке и освоению новых моделей, снижению затрат на производство, снижение себестоимости выпускаемых изделий, рекламе, продвижениб товара на новые рынки и т.д. При этом своевременно уплачивая налоги и развивая территорию.
Что же в этих условиях делает государство? Первое, что хотел бы проиллюстрировать - налогообложение. Для крупных предприятий основные налоги - НДС, налог на прибыль, заработная плата - оплачиваются по отгрузке, т.е. когда товар произведен, но не продан, поэтому источник платежа еще не создан. При этом большинство предприятий в настоящее время работают с контрагентами с отсрочкой платежа, а иногда есть возврат продукции. В итоге получается, что предприятия кредитуют торговлю своей продукцией, а государство еще более усугубляет их финансовое положение, ведет себя «по праву сильного». У меня предложение: разрешить предприятиям, находящимся на общей системе налогообложения, перечислять налоги по факту оплаты за реализованную продукцию. Так должно быть в цивилизованном мире.
Второе. Вызывает вопросы деление бизнеса на крупные, средние, микропредприятия, малые предприятия - постановление Правительства Российской Федерации № 702 от 13 июля. Всем известно, что именно на малых предприятиях практикуется серые схемы оплаты труда, черный нал. Там не действует трудовое законодательство, не оплачиваются больничные, отпуска, простои. Очень часто все проблемы решает местный криминал, и трудовые коллективы не жалуются. Это предприятия в основном торговые, и торгуют они в том числе импортом. Получается, государство легализует на территории страны продажу импортных товаров и вместе с тем стимулирует беззаконие. Предложение: налогообложение и другие условия должны быть одинаковы для всех категорий субъектов предпринимательства.
Третье. Государственный надзор. Все последние годы идет непрекращающийся рост давления государства на крупный бизнес, приводящий к росту затрат, не связанных с производством продукции, даже в случае, если предприятие находится в простое. Что я имею в виду? Это сложность и бесконечная смена законодательства в сфере налогообложения, которая требует все больших и больших затрат: обучение, содержание персонала, развитие информационных систем и т.д. В обратную сторону действий пока не предпринимается. Финансовый мониторинг. За прошлый год мы сделали 1146 сообщений. Это же не бесплатно. Ростехнадзор, Росгоспожнадзор. Постоянное ужесточение правил эксплуатации объектов, введение ненужного лицензирования, увеличение штрафов. Последнее время просматривается тенденция выписать только штраф, т.е. найти повод, а за безопасность объектов все равно ответит собственник. Ранее была практика помочь собственнику устранить недостатки, а штрафов не было. То же самое по всей системе надзора. Инспекция по охране труда, здравоохранение, ну и т.д. У кого есть оно, конечно. Предложение: уменьшить давление государства на бизнес. Не впадать в крайности, не нагонять себестоимость продукции, уважать честных российских производителей и, наконец, налогоплательщиков.
Четвертое. Импортозамещение. Мы являемся 100%-ным производителем и продавцом российской продукции. Но комплектующие материалы и изделия, используемые в производстве, в большинстве случаев импортные. Поэтому наши цены так или иначе связаны с курсом валют. Для примера: сегодня мы везем из-за границы, в данном случае из Китая, сырье фианитовое для огранки. Раньше оно производилось здесь, в Подмосковье. Цианистые соединения раньше производились в Дзержинске Нижегородской области (для гальваники необходимо это соединение, у кого есть эта гальваника). Сегодня мы поставляем из Индии. Совершенно не производятся инструменты для ювелирной промышленности, химические материалы для гальваники и многое другое. Предложение: должна быть программа импортозамещения, учитывающая потребности ювелирной отрасли. Сегодня у нас все импортное.
Налогообложение при экспорте. Механизм возмещения входного НДС очень сложный и трудоемкий. Предложение: Упростить систему возмещения входного НДС экспортных операций. Использовать тот же механизм, как при отгрузке на внутренний рынок. Зачем усложнять, удорожать? Теневая экономика. Рост фискальных действий со стороны государства способствует увеличению себестоимости деятельности, увеличению стоимости продукции, снижению конкурентоспособности, способствует переходу экономики в тень. Нет налогов, нет проверок - нет проблем.
Рыбкин В.Б., председатель некоммерческого партнерства «Объединение аффинажных заводов»
Переработка лома и отходов драгоценных металлов и в целом вторичного сырья играет все большую роль в производстве драгоценных металлов. Для некоторых стран-членов таможенного союза ЕврАзЭС лом и отходы, как пример – для Белоруссии, являются единственным источником сырья для производства драгоценных металлов. Довольно значительную долю в общем объеме производства, как например, по серебру, занимает вторичное сырье и в России. Однако в общей массе перерабатываемого вторичного сырья доля лома и отходов ювелирных изделий очень невелика.
В качестве примера можно взять данные по лому и отходам ювелирных изделий в золоте, поступившим на переработку в аффинажные заводы от ювелирных предприятий Костромской области за период с 2012 по 2015 год. Как видим, там довольно-таки существенная доля, но она постоянно снижается. Со 100-112 кг в 2012 году до 37 кг в 2014 году. И даже эти незначительные объемы продолжают снижаться. Это несмотря на то, что в соответствии с действующим на тот момент законодательством ювелирные предприятия могли перерабатывать самостоятельно только собственный лом и отходы. А лом и отходы, полученные из других источников, подлежали обязательному аффинажу. Также, по признанию самих отдельных ювелиров, такие лом и отходы составляют от 30% от используемого сырья при производстве ювелирных изделий.
Исходя из объема производства ювелирных изделий в московском регионе, которые по золоту по итогам 2014 года составили более 34 тонн, а по серебру – более 50 тонн, лом и отходы, которые были использованы в производстве и подлежащие сдаче на аффинаж, должны были составить значительно большие цифры. Обязательный аффинаж лома и отходов обеспечит выполнение двух основных задач:
1. Обеспечить высокое качество аффинируемого из них метала, что необходимо для производства ювелирных изделий, поскольку просто переплавка не дает необходимого качества, как все знают.
2. Обеспечить противодействие использованию драгоценных металлов, а также лома и отходов, полученных из них для легализации, отмывания доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и прочих негативных действий.
На аффинажных предприятиях осуществляется постоянный государственный контроль. Ведется полный учет как поступившего на аффинаж лома и отходов, так и его поставщиков, а также получателей ювелирного металла и других изделий. Кроме того, большинство аффинажных предприятий являются членами LBMA, в рамках которой также жестко отслеживается качество поставок сырья для производства драгоценных металлов.
В настоящее время значительная часть лома и отходов и полученных из них драгоценных металлов, не поступивших на аффинаж на соответствующие предприятия, пополняют нелегальный рынок. Это можно увидеть в данных Росфинмониторинга за 2013 год. 57 % юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершавших сделки с драгоценными металлами, подпадают под признаки так называемых «фирм-однодневок», через счета которых прошло 81,2 млрд. рублей, полученных от реализации драгоценного металла. Росту нелегального оборота драгоценных металлов, по нашему мнению, способствовали определенные пропуски в законодательстве. И, в частности, в положениях Закона № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», касающихся переработки лома и отходов.
2 мая 2015 г. принят Федеральный закон № 111-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». В том числе значительные изменения произошли и в сфере драгоценных металлов. Видно основные пункты. В частности, в законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» появилось определение лома и отходов драгоценных металлов, а также обработки, переработки лома и отходов драгоценных металлов. В данных определениях дается исчерпывающий перечень того, что входит в понятие лом и отходы драгоценных металлов, а также чем является обработка и переработка лома и отходов драгоценных металлов. В последнем случае необходимо обратить внимание на то, что в нем четко указывается, какие действия производятся для получения промежуточной продукции металлургического производства, предназначенной для последующего аффинажа.
Т.е. переработчик не имеет права производить аффинаж лома и отходов, а также получать промежуточный продукт, который он может передать или продать третьему лицу, но и сам использовать его в качестве сырья для производства какой-нибудь продукции без аффинажа не имеет права. В соответствии с новой редакцией закона аффинажем драгоценных металлов, в том числе лома и отходов, является деятельность, осуществляемая исключительно специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов. В изменениях вносится понятие лома и отходов, т.е. собранные в процессе собственного производства и иные.
Ранее в законе содержалось только понятие «собранные лом и отходы» - собранные в процессе собственного производства лом и отходы могут обрабатываться, перерабатываться самостоятельно, без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы владелец направляет на аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или другие организации – для обработки и переработки в целях последующего аффинажа драгоценных металлов. Т.е. в последнем случае иные лом и отходы обязательно должны пройти аффинаж, их использование в качестве сырья для ювелирной промышленности. В предыдущей редакции закона собранные лом и отходы могли обрабатываться, перерабатываться собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов. Ввиду отсутствия в нем четкого определения, что такое переработка лома и отходов, большинство производителей толковали это понятие максимально широко и включали в него как свои лом и отходы, так и приобретенные у третьих лиц. В соответствии с новой редакцией такое толкование уже невозможно, и эти действия влекут ответственность в соответствии со всем известной 192 статьей УК.
В соответствии с изменениями было существенно расширено понятие собственного лома и отходов, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 20 Закона могут перерабатывать и обрабатывать ювелирные изделия и другие бытовые изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителям торговых сетей. Ранее данные изделия не входили в перечень продукции, которую производитель может перерабатывать самостоятельно. В целом указанные изменения четко прописывают понятия и процедуры переработки лома и отходов драгоценных металлов, создают надежную правовую основу для обеспечения легальности их переработки и реализации. Это будет способствовать обеспечению качества производимого драгоценного металла и, соответственно, качества произведенных из него ювелирных изделий.
В заключение хотелось бы также сказать, что принятие данных изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» уже сейчас, еще до момента вступления в силу этих изменений, подвигло многих владельцев лома и отходов из драгоценных металлов выйти из тени. Аффинажные предприятия, особенно те из них, которые расположены в центральном регионе, фиксируют участившиеся предложения по переработке лома и отходов. В свою очередь, отдельные аффинажные предприятия идут навстречу своим клиентам. В частности, в Костромской области и непосредственно в регионе создают необходимую инфраструктуру для обеспечения максимально комфортных условий переработки.
С нашей точки зрения, необходимо всячески способствовать этому процессу. Здесь очевидна выгода для всех участников, как аффинажников, так и ювелиров. Думается, что совместными усилиями в рамках нового законодательного регулирования мы можем создать условия для эффективного развития легального и доступного по цене рынка драгоценных металлов не только в Костромской области, но и в целом по России. Спасибо.
Панферов А.А., первый вице-президент ООО ТД «Эстет»
Уважаемый Сергей Константинович, уважаемые коллеги. При подготовке данного выступления мы учитывали выступления в Федеральной налоговой службе, Центральном банке Российской Федерации, Совете Федерации и собственный опыт в области производства и оптовой торговли ювелирными украшениями. На данных встречах были остро поставлены следующие вопросы:
1. Поступление НДС в бюджет при продаже драгоценных металлов для производства ювелирных украшений.