Сравнительное описание цвета фантазийно окрашенных бриллиантов.

13
июля
2011

Интерес к природным окрашенным алмазам, так называемым fancy colored diamonds, в последнее время возрос не только со стороны потребителей, но и со стороны профессионалов. Определить подлинность бриллианта фантазийной окраски подчас является для оценщика весьма непростой задачей.

Модные цветные бриллианты демонстрируют огромное разнообразие оттенков и переходных цветов, и небольшие нюансы окраски могут привести к существенным различиям в цене. Мировые геммологические лаборатории (HRD, GIA) разрабатывают и используют в повседневной практике собственные системы оценки фантазийно окрашенных бриллиантов. Российский Смоленский Геммологический Центр также разработал методические рекомендации по правилам и порядку определения фантазийных цветов бриллиантов, а в Московском Геммологическом Сертификационном Центре Российской Государственной Пробирной Палаты при Министерстве Финансов РФ (МГСЦ) на их основе осуществляется интенсивная работа по созданию единой системы оценки цветных бриллиантов.

Несмотря на усилия мирового геммологического сообщества, определение цвета фантазийно окрашенных бриллиантов – серьезное испытание для оценщика. Особенно если речь идет о предпродажной подготовке крупных партий в условиях алмазоперерабатывающей или дилерской фирмы. Производственная компания «Рони Кэроб», которая не один год занимается огранкой, в том числе и фантазийно окрашенных алмазов, в бриллианты, некоторое время назад приобрела партию минералов Анабарского ГОКа. Позиции Brn MB 5/6 Col, Brn Cliv 5/6 Col содержали фантазийно окрашенные камни II разновидности.

В отличие от африканских и австралийских месторождений, где нередки находки голубых, розовых, зеленых, желтых алмазов, якутские месторождения представлены ограниченной цветовой палитрой коричневых и желтых камней. Реже встречаются сиреневые и зеленые (с поверхностной радиационной окраской) камни. Исключением являются россыпные месторождения Северо-Востока Сибирской платформы, где около половины добычи составляют окрашенные алмазы. В основном это коричневые камни, но нередки алмазы желтого, желто-зеленого, желто-оранжевого цветов различных тонов и насыщенности. Эти алмазы представлены кристаллами кубического габитуса, часто с выраженными ромбододекаэдрическими и тетрагексаэдрическими поверхностями. Такие камни отличаются повышенным содержанием азота в форме С-центров и желто-оранжевой фотолюминисценцией и относятся к II разновидности минералогической классификации Ю. Орлова. Их содержание, по различным данным, не превышает 5-7%. Характерно, что алмазы II разновидности практически не встречаются в весовых размерностях свыше 1 карата.

Специалисты «Рони Кэроб» предприняли попытку сортировать сырье по цвету с использованием цветового образца Color-Set (GIA). Окрашенные камни имели различные комбинации тона и насыщенности и распределились по цветам следующим образом: Оранжевые (O) – 1%; Желтые (Y) – 8%; Желтовато-Зеленые (yG) – 9%; Желто-Оранжевые (YO) – 9% Желто-Зеленые/Зелено-Желтые (YG/GY) – 12%; Зеленовато-Желтые (gY) – 29%; Оранжевато-Желтые (oY) – 32%.

Сложная морфология, искаженные формы кристаллов определили тип огранки – КР-57 с относительно низким выходом годного (около 32%). Около 80% бриллиантов имели массу до 0,3 ct. В соответствии с ТУ, цвет бриллиантов был определен как 5 и 7 в размерно-весовой группе до 0,29 ct включительно, и 8-5 и 9-4 в размерно-весовой группе выше 0,30 ct.

Помимо этого специалисты компании протестировали цвета полученных бриллиантов в соответствии с требованиями GIA , руководствуясь таблицами "GIA Colored Diamonds, Color reference charts".

Согласно правилам оценки окрашенных бриллиантов GIA, эксперты наблюдали камни только в позиции площадкой вверх в условиях стандартного геммологического освещения в стандартном матовом бумажном не флюоресцирующем лотке в затемненной комнате, со стандартным положением тестируемого образца от источника света (около 45 см) и оператора (30 см) для общего впечатления о цвете.

При просмотре площадкой вверх создается общее впечатление о цвете образца, абстрагируясь от возможных отражения от поверхности, окна, дисперсии и затемненных участков. Этот цвет называется характеризующим. После определения характеризующего цвета путем сопоставления с образцом осуществляется определение цвета бриллианта на цветовом поле. GIA использует в качестве образца эталонные окрашенные алмазы, но допускается использование цветовых карточек.

Описание цвета бриллианта по системе GIA осуществляется путем комбинации градаций фантазийности и описания цвета, что и определяет положение тестируемого образца на цветовом поле.

Градации фантазийности представляют собой общий эффект от сочетания тона и насыщенности цвета бриллианта – это шесть градаций: фантазийный светлый, фантазийный, фантазийный насыщенный, фантазийный яркий, фантазийный глубокий, фантазийный темный.

Для описания цвета в GIA Color reference chart предусмотрен непрерывный цветовой круг, иллюстрирующий 27 цветов для бриллиантов с наивысшими показателями по насыщенности – от красного до сиреневого, причем некоторые цвета являются составными с модификаторами, например сиреневато-красный, желто-зеленый. Кроме того, выделяются два дополнительных цветовых круга со светлым и темным тоном. Светлые и темные тона, особенно с низкими показателями по насыщенности, порой сложно разделить. Так, красновато-сиреневый, красно-сиреневый, сиренево-красный, сиреневато-красный, красный, оранжево-красный и красновато-оранжевый цвета со слабыми уровнями насыщенности заменяются термином - розовый. Все теплые цвета с понижением уровня тона и насыщенности выглядят коричневатыми и коричневыми, холодные – сероватыми, серыми.

Наиболее распространенные фантазийные цвета бриллиантов распределены в таблицах по тону и насыщенности, образуя поля градаций фантазийности: желтый (холодный и теплый), оранжево-желтый, желто-оранжевый, оранжево-розовый, розовый, сиреневато-розовый, голубой и желто-зеленый.

Имея разную степень тона и насыщенности все цвета бриллиантов можно было отнести к фантазийным: желтому холодному, желтому теплому, оранжево-желтому, желто-оранжевому, желто-зеленому и красновато-оранжевому цветовым полям. Причем основная масса образцов соответствовала фантазийным и фантазийным глубоким цветам. Менее 20% составили фантазийный светлый и фантазийный темный цвета. Бриллиантов с фантазийными насыщенными и яркими окрасками в партии обнаружено не было.  

Следует отметить, что такой подход к определению цвета фантазийно окрашенных бриллиантов очень удобен для оценки больших партий камней.

На следующем этапе исследуемые бриллианты были протестированы экспертами в МГСЦ с применением разрабатываемой в Центре методики.

Все экземпляры наблюдались в позиции площадкой вверх, помещенные в просмотровый кабинет модели Judge II. Для просмотра были обеспечены неизменные стандартизированные условия в течение всего рабочего времени.

Основа метода заключается в применении для определения цвета бриллианта цветового атласа Манселла*.

*Набор карт, в которых по определенной методике расположены пластинки – чипы, окрашенные типографским способом. Чип – образец (эталон) по цвету, представленный в виде съемной пластинки, характеризуется тремя параметрами: цветовой оттенок (Hue), тон (tone) и насыщенность (Chroma или Satiuration).

Атлас содержит около 1600 цветовых чипов, которые располагаются на 40 картах. Каждая карта содержит образцы, характеризующиеся одним постоянным цветовым тоном. Помимо этого в атласе размещены 7 карт с чипами, отобранными по иным цветовым признакам, и одна карта с 37 чипами, характеризующими ахроматические цвета. Для описания трех цветовых параметров Манселл предусмотрел цифровую шкалу для каждого из них. Каждая цветная пластинка в книге может быть идентифицирована по определенной комбинации цифр в соответствии с тремя шкалами. Это привело к появлению логической структуры, которая демонстрирует, как изменение одного из параметров влияет на цвет. Таким образом, каждая цветная карточка может быть определена с помощью, так называемой системы обозначения Манселла (Munsell Notation): HV/C (оттенок светлота/цветность).

Например:         2.5Y7/14 (оттенок (hue) 2.5Y, светлота (value) 7,          цветность (chroma) 14).

При оценке фантазийно окрашенных бриллиантов камень сравнивается с цветными карточками, цвет которых максимально приближен к цвету камня.

Интерпретация данных цветового чипа ведется при помощи разработанной в Смоленском Геммологическом Центре программы, которая оперируя такими параметрами, как номер карты атласа Манселла, значение насыщенности, и значение чистоты на выходе дает словесное описание цвета бриллианта и его положение на поле градаций фантазийности. Например, образец, определенный по атласу Манселла как 5Y10/7 в словесном описании звучит как фантазийный интенсивный желтый.

В результате оценки цвета тестируемых бриллиантов экспертами МГСЦ, полученные ранее результаты по описанию цвета с использованием таблиц "GIA Colored Diamonds, Color reference charts" в целом подтвердились. Небольшие различия в описании цвета по двум системам объясняются терминологическими различиями двух систем и субъективным восприятием оценщика (так, например, фантазийный холодный светлый желтый стал фантазийным светлым желтым и образцы с фантазийным теплым темным желтым разделились на фантазийный темный оранжево-коричневый и фантазийный темный желтовато-зеленый). Гораздо важнее, что все исследованные образцы остались в пределах оценки фантазийный бриллиант и в пределах изначальных градаций фантазийности, то есть фантазийный темный цвет остался фантазийным темным, фантазийный глубокий остался фантазийным глубоким, и характеризующие цвета не изменились.

Анастасия Ефремова, МГСЦ, Москва

Н. Зудина, "Рони Кэроб", Москва

@Ювелирное обозрение, 7\2011