июня
2021
Заслушав и обсудив представленные доклады, участники пленарной сессии заявляют нижеследующее.
По первому вопросу повестки дня («Потенциал снижения административной нагрузки на ювелирный бизнес с вводом в эксплуатацию ГИИС ДМДК»).
Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Российской Федерации Ю.А.Гончаренко, участники пленарной сессии сошлись во мнении, что внедрение системы является необходимым и эффективным регуляторным решением. Ювелирное сообщество поддерживает и с надеждой воспринимает внедрение ГИИС ДМДК, полагая, что ее функционирование полностью очистит ювелирный рынок России от контрабандной продукции.
Ювелиры с пониманием относятся к тому, что внедрение сложной системы прослеживаемости оборота ДМДК требует пошагового ввода ее в оборот со сверкой ожидаемых результатов каждого из этапов с фактическими. Благодаря коммуникациям регулятора с отраслевым бизнесом, проходящим в регулярном формате, бизнес получает исчерпывающие рекомендации по внедрению ГИИС ДМДК.
Участники пленарной сессии констатируют полезность диалога отраслевого бизнеса с регулятором и отмечают необходимость и в дальнейшем поддерживать тесный диалог по вопросам ГИИС ДМДК с Минфином России и Федеральной пробирной палатой.
По второму вопросу повестки дня («Развитие экспорта ювелирных изделий как основной путь развития ювелирной отрасли»).
Заслушав и обсудив доклады председателя Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Ф.Ф.Гумерова и представитедя Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.П.Сердюкова, участники пленарной сессии выражают согласие с докладчиком, что в создавшихся из-за пандемии условиях, когда ограниченный внутренний спрос сдерживает возможность покрытия издержек увеличением оборота, единственным путем выживания ювелирной отрасли может быть только увеличение экспорта. Включая как увеличение экспорта из стран ЕАЭС в третьи страны, так и рост экспорта российских производителей в страны ЕАЭС.
Кострома не случайно стала площадкой для обсуждения столь серьезных и важных тем. Костромской регион по праву считается ювелирной столицей России, именно здесь производится до 60% всех отечественных ювелирных изделий, в отрасли заняты тысячи работников. Развивать ювелирную промышленность в Костроме значит обеспечивать экономический рост региона. Участники пленарной сессии признают, что власти региона и лично губернатор С.К.Ситников очень много делают для того, чтобы помочь ювелирам развиваться.
Вместе с тем экспортный потенциал России на мировом ювелирном рынке еще далеко не исчерпан - доля России в мировом экспорте ювелирных изделий составляет лишь 0,1%. В настоящее время Правительство Российской Федерации рассматривает возможность введения вывозной пошлины на черные и цветные металлы. Подобная мера в отношении слитков золота уже применялась в Российской Федерации в течение нескольких лет с 1999 года. Ф.Ф.Гумеров назвал введение вывозной пошлины на слитки золота наиболее эффективным способом повышения мировой конкурентоспособности российской ювелирной промышленности, причем с учетом интересов всех участников российского рынка ДМДК (от добывающих компаний и аффинажных предприятий до ювелирных производителей).
Учитывая вышеизложенное, участники пленарной сессии обращаются к руководству Костромской области поддержать следующий комплекс инициатив (см. Приложение), направленных на развитие экспорта ювелирных изделий, и направить соответствующее письмо в Правительство Российской Федерации.
По третьему вопросу повестки дня («Основные изменения регуляторной политики в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней и их ожидаемые последствия»).
Заслушав и обсудив доклад Генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Э. Ю. Уткина, участники пленарной сессии поддерживают текушую работу Ассоциации «Гильдия ювелиров России по направлению работы с вводимыми нормативно-правовыми актами и отмечают ее эффективность.
Вместе с тем участники пленарной сессии считают целесообразным рекомендовать участникам ювелирного рынка использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты (референтные группы Минфина России, ОРВ и др.) и максимально представительно участвовать во всех общественных отраслевых организациях, отстаивающих позиции ювелирного бизнеса.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Комплекс инициатив, направленных на развитие экспорта ювелирных изделий
- 1. Ускорить процесс отмены ввозной пошлины на бриллианты мелких рассевов (до 0,3 карата).
- Установить добровольный порядок клеймения ювелирных изделий из золота, предназначенных для экспорта.
- 3. Снять избыточный контроль при экспорте ювелирных изделий - упростить процедуру госконтроля и таможенного оформления, используя систему ГИИС ДМДК для идентификации изделий, происхождения и подтверждения стоимости товара.
- Упростить подтверждение происхождения продукции при реимпорте, разработать порядок идентификации реимпортируемых изделий по двумерному штриховому коду на ярлыке или на изделии.
- Упростить процедуру и сроки согласования норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы при изготовлении ювелирных изделий в таможенном режиме переработки на территории РФ («внутреннего толлинга»), а также· процедуру получения разрешения на переработку на таможенной территории.
- Внести изменения в действующее валютное законодательство (ФЗ N2 173-ФЗ), позволяющие юридическим лицам-резидентам осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами (юридическими и физическими лицами) в наличной иностранной валюте при реализации товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории РФ.
- Упростить экспорт ювелирных изделий в режиме В2С (интернет-торговля в адрес физических лиц, особо важная позиция), для чего:
- отменить применение мер нетарифного регулирования в отношении ювелирных изделий, реализуемых в розницу и перемещаемых через таможенную границу в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц;
- наделить полномочиями по совершению таможенных операций в отношении ювелирных изделий из ДМДК таможенные органы, расположенные в местах международного почтового обмена и осуществляющие таможенное оформление экспорта товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- разрешить использование транспортных (перевозочных), коммерческих или иных документов в качестве декларации на товары при экспорте ювелирных изделий, реализуемых в розницу физическим лицам (в том числе интернет-магазинами).
- С учетом интересов всех участников российского рынка ДМДК (от добывающих компаний, аффинажных предприятий до ювелирных производителей) рассмотреть в отраслевых общественных организациях и заинтересованных ФОИВах вопрос о целесообразности введения защитной вывозной (экспортной) пошлины на слитки драгоценных металлов.
Председатель сессии,
заместитель губернатора Костромской области Ю.В.Маков