«Развитие ювелирной отрасли». Круглый стол в рамках международной выставки «Россия»

10
января
2024

С приветственным словом перед участниками круглого стола выступил Заместитель губернатора Костромской области Маков Юрий Вениаминович, который в дальнейшем и модерировал проведение мероприятия. Важное выступление сделала Директор профильного департамента Минфина России Гончаренко Юлия Александровна, выступление которой приводится ниже полностью:

        «Добрый день, уважаемые коллеги! Рада встретиться с вами в Москве на уникальной площадке Выставки-форума «Россия». Я заранее не готовила доклад, так как мне ближе формат общения ответов на конкретные вопросы участников. Но сначала бы хотела пару слов сказать о ситуации на ювелирном рынке. Мы очень внимательно следили весь прошлый год за перестройкой отрасли после налоговых изменений, принятых в 2022 году. В 2023 году производство отечественных ювелирных изделий из золота увеличилось на 15%, составив 30,8 млн украшений. По данным Федеральной пробирной палаты в России в 2023 году ощутимо выросло количество производимых золотых украшений. Если в 2022 году Палата заклеймила 26 млн изделий или 48,5 тонн, то в текущем году – уже 30,8 млн изделий, масса которых составила 55,5 тонн. Таким образом производство золотых изделий в штуках за год выросло на 15 %.

        Позитивная динамика прослеживается и по серебру: на 3,7 млн изделий за год вырос совокупный объем поступивших на рынок отечественных и импортных изделий, достигнув 56,7 млн штук. Кратный рост особенно заметен по сравнению с итогами 2021 года, когда общий объем сданных на клеймение изделий составил лишь 15,9 млн. Резкий скачок в объеме производства отечественных изделий из серебра от 3,5 млн штук в 2021 году до 48 млн в 2022 году объясняется частично ростом рынка, но в большей степени – эффектом легализации. Серебряные изделия отечественного производства сейчас клеймить необязательно, но их нужно регистрировать в государственной информационной системе ГИИС ДМДК. Очевидно, что в систему вошел и тот объем изделий, который на клеймение ранее не предъявлялся, а значит, доля легального оборота существенно увеличилась, почти в 2,5 раза. 

        Что касается эффекта перерегистрации с одной системы налогообложения на другую, то разница в количестве участников рынка составила 3%. В 4 квартале 2022 года на спецучете в Федеральной пробирной палате состояли 22 722 субъекта, а в 4 квартале 2023 года – 22 049. При этом уже во втором полугодии прошлого года число новых участников рынка оборота драгметаллов превысило количество ушедших, составив 1 393 против 957 соответственно. Следует отметить, что какое-то количество предпринимателей остались на УСН, они рассуждают так: пока ко мне не пришли буду работать как раньше. Мы ожидали, что эта история закончится к 1 апреля, но оказалось, что к этому дню не все перешли на общую систему.

        Если говорить о нормативных изменениях, которые сегодня были обозначены, давайте обсудим перспективу возврата специальных налоговых режимов для участников рынка, занимающихся исключительно серебром. Вчера в Минфин России поступил соответствующий законопроект. С высокой долей вероятности он будет поддержан. Сегодня в России организаций, работающих только с серебром, - порядка 200. Скорее всего после внесения изменений в НК РФ таких субъектов станет существенно больше. Произойдет это в том числе не за счет новых участников, а за счет дробления.

        В части исключения серебряных ювелирных изделий из-под соблюдения норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» мы уже неоднократно говорили, что в прошлом году было принято совместное решение Росфинмониторинга и Федеральной пробирной палаты об отнесении деятельности, связанной с производством и реализацией ювелирных изделий из серебра, к низкой категории риска. Думаю, что такие решения позволяют любой организации, работающей с серебром, не опасаться постоянного контроля и проверок.

        Вопрос о добровольном клеймении экспортируемых ювелирных изделий уже находится на рассмотрении рабочей группы по гильотине, после чего будет внесен в Правительство Российской Федерации. Отмена ввозной пошлины на драгоценные камни до 0,3 карат. Напоминаю, что решение этого вопроса принимается консенсусом пяти стран, которые входят в ЕАЭС. В конце января 2024 состоится встреча Минфина России м Министерством экономики Армении – возможно будет поднят вопрос не обнуления пошлины, а квотировании необходимого для российского ювелирного производства объема мелких бриллиантов.

        В части установления правил признания физического лица художником ювелиром, могу сказать, что этот вопрос долго обсуждался, прирабатывался. В конце 2022 года норма была закреплена Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Сейчас разработан проект Правил признания физических лиц художниками-ювелирами. Мы просим подключиться региональные власти к работе по выявлению талантливых художников и проведению местных комиссий для дальнейшего направления соответствующих материалов в Минфин России. И если серьезно подходить к вопросу, то нужно совместно прорабатывать также меры поддержки художников-ювелиров для сохранения национальных культурных традиций».

         Обсуждение отраслевых вопросов продолжил модератор круглого стола. В отношении правил оборота изделий из серебра Юрий Вениаминович заметил, что «жизнь идет, и когда-то, наверное, придет к тому, что прежние представления будет пересмотрены». Он привел пример по Костромской области, что не всегда принимаемые управленческие решения бывают оптимальны, и ошибочные решения нужно уметь исправлять.

           Представитель компании «Соколов» Александр Егоров поднял тему маркировки. Он посетовал, что очереди в пробирной выросли из-за маркировки. И продолжил: скоро будет 1 марта, а мы не знаем, что это будут за сроки. У нас необходимость маркировки остатков. А у пробирной инспекции, к сожалению, пока не получается разогнаться – мы маркировать вновь произведенные изделия на 100% практически еще не успеваем, а 1 марта не за горами. Предложение - о какой-то рассрочке по маркировке остатков. Чтобы и пробирная инспекция справилась, и субъекты рынка смогли замаркировать остатки в нормальном порядке. Они стараются, действительно работают в кучу смен. Но факт остается фактом – и в Москве, и у нас в Красном сейчас инспекции не принимают остатки на маркировку. Времени нет совсем, января уже нет, февраль быстро пролетит. А дальше – уже уголовная ответственность за оборот немаркированных изделий. Люди переживают, и на самом деле - рынок сейчас все больше и больше в панике. Да, действительно, была ситуация, когда люди надеялись: да перенесут или отменят. Ну, как у нас бывает – спокойствие. А сейчас - паника. Поэтому нужно держать вопрос на контроле.

        Юрий Вениаминович согласился с тем, что маркировка – это огромная проблема. Он отметил, что когда эта история началась, то он лично ездил в пробирную палату, где попросил физически показать процесс клеймения и маркировки ювелирных изделий. Как было раньше и как стало теперь. Сначала как раньше - сотрудник берет изделие, и наносит только клеймо – уходит в среднем 4,5 секунды. А теперь покажите, как сейчас стало – нанесение клейма и маркировки, т.е. выполнение двух операций. Оказалось, что в среднем – 12 секунд. Получается, что при условии сохранения темпов в штуках изделий, количество инспекторов должно увеличиться в три раза. Спрашиваю руководителя пробирной инспекции: сколько есть инспекторов. Отвечает – 130 плюс есть 17 вакансий. Но ведь если набрать людей и до полного штата, то все равно будет никак не в три раза, как необходимо! Что же дальше будет происходить? Видимо, тогда нужно производительность инспекторов увеличивать? Но мне сказали, что 12 секунд – это супер-мастер, и быстрее физически уже нельзя. Что же делать? Зубарев штат в три раза увеличивать не обирается. Высказали предложения – давайте загружать пробирные палаты, которые менее загружены. Хотя тоже не самый хороший вариант для ювелиров из-за усложняющейся логистики.

        Ответа пока нет. Решили, что остатки пока пусть не возят. Но если рынок прирастает на 30%, а время клеймения и маркировки будет 12 секунд – у вопроса нет ответа. Это непорядок на самом деле, если изделия в пробирной палате будут находиться по месяцу. Проблема есть, она для ювелиров не закрыта и нужно что-то решать. То, что приостановлена маркировка остатков – это не решение проблемы. При увеличивающихся объемах в штуках, и при увеличенном до 12 секунд времени работы с одним изделием, думаю, все время будут какие-то затыки. И начнутся какие-то истории: кто-то где-то договорился, кто-то не договорился… Мне не нравятся разговоры о том, что некоторым ювелирам, пользуясь хорошим отношением к ним со стороны инспекций, клеймят быстрее, каким-то, в кавычках, коррупционным образом. Нам что-то с этим нужно, безусловно, делать.

        Обсуждение вопроса с ярким выступлением продолжил председатель Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Ф.Ф. Гумеров. Флун Фагимович отметил, что по десять дней приходится сегодня ждать нанесения маркировки на ювелирные изделия. Еще в 2021 году планировалось введение обязательной маркировки, и лишь благодаря Э.Ю.Уткину удалось перенести сроки на два года. Цель маркировки – обеспечить прослеживаемость. Мы не перестаем всем говорить: маркировка на бирке полностью обеспечивает прослеживаемость, на самом изделии она уже не нужна. Да, бирка может оторваться. Но давайте ужесточим требование к скреплению бирки с изделием, ужесточим наказание за продажу изделия с оторванной биркой. И хотя система уже работает, нанесение номера УИН и штрихкода на бирку решает задачу прослеживаемости, все равно имеем требование по нанесению штрихкода и на само изделие. А дальше будет вводиться разрешительная система пробития чека – с подтверждением из ГИИС. Пробил фискальный чек – УИН погашен. Этот номер изделия уже невозможно будет использовать. Т.е. если и перевешивать бирку, второй раз пробить чек по ней уже не удастся. Зачем тогда штрихкод на изделии?

        Административная нагрузка у нас запредельная, но признавать это регулятор не хочет. Мир изменился, мы живем в век ускоренных перемен. Нужен новый формат общения бизнеса с регулятором. Давайте найдем удобный всем формат и будем общаться, искать причины отраслевых проблем. Ну что такое озвученные 200 предприятий, работающих с изделиями из серебра – это ничто для огромной страны! Найдите причину, в чем дело, почему так мало! А причина в том, что та административная нагрузка, которая сегодня ложится на производителей ювелирных изделий, делает экономически нерентабельной работу только с серебром. Нет смысла этим заниматься. А что такое закон 115-ФЗ? Там же речь идет об оружии массового поражения, о наркотиках и так далее. И в конце – про ювелирные изделия. Финмониторинг в отношении ювелирных изделий – это анахронизм, от него нужно уходить. 

        Юлия Александровна, мы Вас уважаем, спасибо, что пришли, но, если пока нормативная правовая база и фискальная нагрузка не будет соответствовать лучшим мировым стандартам, ни о каком нормальном развитии отрасли, ни о каком масштабном экспорте ювелирной продукции не может быть и речи. Красивые цифры роста отрасли озвучивают сегодня. Но отрасль до 2008 года делала 110 тонн разных золотых изделий и 300 тонн изделий из серебра. А сегодня у каждой из наших ювелирных компаний мощности простаивают. Мы, например, до 30% своих изделий отправляли на экспорт, в том числе – в США. У нас В.В.Сорокин в 1999 году открыл на 5-й авеню Нью-Йорка наш фирменный ювелирный магазин. Помню, как он первый миллион долларов заработал. А потом закрыл. Потому, что поток проблем все время только нарастал, а бесконечно надеяться на лучшее невозможно.

        Мы сколько говорили про ввозные пошлины на камни? У нас пять драгоценных камней: алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты. Добываем только алмазы. А на остальные-то почему есть ввозные пошлины? Давайте хотя бы на цветные драгоценные камни уберем пошлины, кто против? Армения же их не гранит! Еще в 1993-1994 годах мы открыли огранку алмазов в бриллианты. Так радовались этому событию! А в 1998 году закрыли. Потому, что не было доступа к алмазному сырью. Мы сдали этот рынок огранки камней… Как работают индийские огранщики? Совершенно свободно, без специального закона, без административных оков. Проснулся – погранил немного, позавтракал – пошел опять гранить. Поиграл в футбол, вернулся – гранит. При этом кооперация и специализация – кто-то только распиливает камни, кто-то их гранит. Мы никогда не догоним индусов в огранке. Потому что у нас чрезмерная нагрузка – ГИИС, Финмониторинг, налоги с малых как у крупных предприятий. И так далее.

        Мы 15 лет потратили на то, чтобы отменить обязательное клеймение. Доверия все не было… А в США денежные купюры печатают частные компании, и не боятся - система работает. Недоверие даже на наднациональном уровне. Сколько обсуждалось взаимное признание клейм в ЕАЭС? Но в итоге в Белоруссии по два месяца клеймения ждать приходится. До половины российского ювелирного экспорта идет в Белоруссию. Давайте хотя бы с этой страной о взаимном признании клейм договоримся!

        И по клеймению на экспорт. Ну зачем нужна маркировка ювелирных изделий по металлу, идущих на экспорт, если бирка и так все показывает? Если мы не можем экспортировать изделия, мы начинаем экспортировать капитал и начинаем производить за рубежом. Бизнес ищет, где выгодно, удобно, безопасно. Кто-то уже в Арабских Эмиратах, кто-то в других местах. Это же риск необратимого процесса!

        Что такое пребывание ювелирных изделий в пробирной палате? Это замораживание средств! Каждый день в пробирной палате на клеймении пребывает изделий на 3 млрд, и эти средства вынуты из оборота компаний на весь срок клеймения и маркировки, они не работают на экономику! Если я прихожу к Губернатору и говорю: Сергей Константинович, я буду инвестировать 100 млн, уже хорошо. А тут 3 млрд заморожены, не работают! На какую-то площадку прийти и просто сказать Мишустину: «Михаил Владимирович, ну дайте Вы Юрию Ивановичу людей в пробирную палату, примите решение!» В частных беседах проскальзывает, что вроде бы в пробирной палате и понимают, что бирок со штрихкодом было бы достаточно, но говорят, что Мишустин никак не может простить ювелирам прежние фокусы с НДС на металл. Недоверие ювелирам. Но ведь все поменялось…

        А что такое 7-процентная вывозная пошлина на ювелирные изделия? Банки тоннами вывозят золото беспошлинно, а ювелирные изделия – продукция с добавочной стоимостью – с пошлиной! И после этого искать, где экспорт продукции переработки? Его нет и не будет. Потому что избыточная административная и налоговая нагрузка не позволяет не то что наращивать, но и сохранять имеющийся экспорт.

        Возвращаясь к серебру. Впереди выборы. Импульс нужно дать – вопрос по специальным налоговым режимам при работе с серебром не снят, он потихоньку решается. Шаги понятны, поддержка есть. Юлия Александровна, нам не надо воровать идею у Минфина, что серебряные изделия должны быть на упрощенке. Я же знаю, как обсуждался этот вопрос. Но сколько же можно говорить «риски, риски, риски»… Мы наступаем на те же грабли и на них пляшем. Зачастую мы выдумываем риски, потом под риски получаем административный ресурс, и затем пытаемся этот административный ресурс перевести в административную ренту. Но сейчас другие времена, мы от этого отходим. Что-то всегда может случиться и случается. И самолеты падают, и ДТП на дорогах бывают, но от этого никто не запрещает самолетам летать и движение на дорогах не останавливают. А вот в ювелирной отрасли движение уже едва-едва не остановлено…»

        Завершая свое выступление, Флун Фагимович обратился к Юлии Александровне: «Мы надеемся, что формат общения с Вами по четвергам восстановится после праздников, и это будет эффективный формат общения бизнеса с регулятором. Надеемся, что рано или поздно вопрос по серебру будет наконец-то решен. Если уж вопросы по серебру дошли до президента, то давайте хотя бы в первой половине этого года все решим. Кто-то, возможно, выйдет из серебра, если ему будет невыгодно им заниматься, а кто-то, напротив, будет работать только с серебром».

         Юлия Александровна согласилась с предложением возобновить регулярные онлайн-встречи с отраслевым активом. В завершение работы круглого стола представитель компании «Соколов» высказал позицию прежнего несогласия своей компании по вопросу возврата специальных налоговых режимов при работе с изделиями из серебра: «Не нужно обобщать, что все тут «за». Это неправда, продолжил он. Блестящая бижутерия убьет в итоге рынок серебра. Ради только того, чтобы создать лазейки для проблемщиков, чтобы налоги поменьше платить? 119 предприятий работают только с серебром. Их станет 1119. Ничего не прибавится ни в производстве, ни в реализации. Это просто вопрос жадности и налоговая лазейка, высказал точку зрения представитель компании Соколов.

         Завершая работу круглого стола, Маков Юрий Вениаминович предложил продолжить обсуждение отраслевых вопросов в феврале на встрече, инициированной министром экономического развития Решетниковым Максимом Геннадьевичем.Гильдия ювелиров России