Гильдия ювелиров России защищает интересы государства? ДА!

20
сентября
2024

Да, именно так – сегодня Ассоциация «Гильдия ювелиров России» стоит на защите не только интересов своих членов от ювелирного бизнеса, но и интересов государства, причем как в части экономики, так и в части социальной. Наверное, правильнее было бы сказать так: интересы бизнес-структур ювелирной сферы, которые отстаивает Гильдия ювелиров России, являются и прямыми интересами государства. Разберемся по порядку.

1. Важнейшим направлением усилий Гильдии является (и ранее являлось) достижение снижения административной нагрузки на ювелирный бизнес. Просто сегодня эта административная нагрузка достигла такого уровня, когда безболезненно выдержать ее становиться возможным только крупным игрокам рынка. Мелким, а, тем более, микро- участникам рынка она становится непосильной. Нет смысла перечислять все болевые точки административной нагрузки, они хорошо всем известны. Прежде всего, это ГИИС ДМДК в целом и непосредственная маркировка в частности. Плюс букет еще не принятых обязательных требований.

Почему же интересы снижения административной нагрузки на ювелирный бизнес Гильдия рассматривает как интересы также и экономики государства? Потому что для экономики крайне важна эффективность, производительность труда ВО ВСЕХ секторах экономики. В том числе и в ювелирной сфере. Собственно, ради повышения эффективности бизнес-процессов и вводится во всем мире их цифровизация, коей в нашей сфере является система ГИИС ДМДК. А что на деле? Там, где в ювелирной торговле работало, скажем, 5 человек, появился шестой. Он никак не способствует росту продаж, т.е. эффективности деятельности данной торговой структуры. Он просто оформляет продажи в ГИИС ДМДК! Аналогично дело обстоит на небольших ювелирных производствах.

Хорошо, государство увидело прозрачную ситуацию на ювелирном рынке. Не спорим, такая задача для государства важна, государство для регулирования экономики должно понимать реальную в ней картину. Вот только дается это ценой СНИЖЕНИЯ эффективности деятельности каждого из отраслевых участников, с максимальным давлением на малых игроков. Возникает вопрос: а был ли выбран ОПТИМАЛЬНЫЙ путь построения ГИИС ДМДК, позволяющий с МИНИМАЛЬНЫМИ затратами обеспечить государству прозрачность рынка? Не факт. Никакие НИОКР на этот счет не проводились, все делалось (и продолжает делаться) «с колен». Значит, возможно возникновение избыточных затрат у участников рынка. Но кто сегодня мониторит ЭФФЕКТИВНОСТЬ работы ГИИС ДМДК? Какая научно-исследовательская группа этим занимается? Гильдия ювелиров России про работу такой группы не слышала.

2. Непрерывным потоком принимается рой нормативных правовых актов. Да, есть процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ), она работает. Но есть и практика, когда регулятор на замечания членов рабочей группы просто пишет «не учтено», даже не аргументируя, почему не учтено. Аналогично обстоят дела с рабочей группой в рамках «регуляторной гильотины». По идее, в государственном управлении над деятельностью министерств стоит правительство как арбитр. Но ведь именно от имени Правительства РФ как раз и вносятся на рассмотрение большинство отраслевых нормативных правовых актов! Кое-что властью делается для контроля за ростом нагрузки на бизнес. Важный шаг – предоставление по каждому вносимому нормативному правовому акту сразу и оценки затрат бизнеса на его исполнение. Вот только идея эта «до ума» не доведена: ну хорошо, есть затраты, они столько-то и столько-то. А финансовый или иной эффект для государства от предлагаемой новеллы – не нужно оценивать? Не нужно… А в отсутствии оценки эффекта введения новой нормы как можно оценить целесообразность ее вода, опираясь только на затраты бизнеса? Никак… Именно поэтому Гильдия ювелиров России просит пересмотреть порядок ввода новых отраслевых нормативных правовых актов и оценить уже действующие. Разве это не интересы государства?

3. Борьба Гильдия ювелиров России за налоговые интересы отраслевого малого бизнеса – это, среди прочего, и борьба за сохранение в данной отрасли представителей среднего класса. Т.е. энергичных, деятельных граждан, способных своим умом и трудом прокормить не только самого себя, но и дать работу тем, кто не может или не хочет рисковать, занимаясь предпринимательством. Да, государству нужны рабочие руки, их не хватает. Но ведь очевидно, что нужны СПЕЦИАЛИСТЫ. А те, кто работает сегодня в малом ювелирном бизнес в качестве предпринимателей, они именно в этом бизнесе и являются специалистами! Да, возможен их уход после разорения наемными работниками в крупные ювелирные компании. На невысокую зарплату. Но разве государство заинтересовано в сокращении числа представителей среднего класса и роста числа малоимущих?

А ситуация в этой части в отрасли просто катастрофическая: по данным ФНС, с 10 января 2022 г. число субъектов МСП в ювелирной сфере к 10 августа 2024 г. (за 2,5 года) сократилось на 26,5% (с 11268 до 8278 участников МСП). Это ОФИЦИАЛЬНЫЕ данные. А с мая 2017 года, за 7 лет, – более, чем наполовину, на 54,9% (с 18346 до 8278 участников МСП)! При этот за тот же период общее число МСП в экономике России, напротив, выросло на 5,5% (с 5 969 046 до 6 294 603 участников МСП). И государству нет до этого никакого дела? Неправда, есть! И Гильдии ювелиров России – есть дело. Это наши члены!

4. А теперь о самом главном интересе государства на ювелирном рынке – фискальном. То «обеление» рынка, которое принесло внедрение ГИИС ДМДК, привело к фактической ликвидации «серого» сектора в обороте ДМДК. Т.е. к ликвидации тех, кто ранее оформлял бухгалтерские документы и, если требовалось, пробивал фискальные чеки, платил причитающиеся налоги, производя или продавая ювелирные изделия, но при этом допускал некие нарушения. Например, получал металл и вставки для производства или готовые изделия от неизвестного поставщика. Теперь такое с внедрением ГИИС ДМДК стало невозможно.

Так вот, эти «серые» участники рынка перешли частично в «белый», а частично – в «черный» сектора. И в «черном» секторе уже никто никакие налоги государству не платит вовсе. Какова доля ушедших «вправо» или «влево» вряд ли знают даже в Федеральной пробирной палате. Но в любом случае, от перехода этих участников рынка из «серого» в «белый» сектор они больше платить государству налогов не стали – ведь «серые» и ранее не избегали уплаты налогов и их платили! Т.е. это – в чистом виде ВЫПАВШИЕ доходы бюджетов. Очевидно, что чем сильнее на легальный бизнес давит административная и налоговая нагрузки, тем больше возникает соблазн уйти в "черную" зону...

Конечно, «черным» сектором должны заниматься правоохранительные органы, и отлавливать всех недобросовестных участников рынка. Но, как известно, силовики государству особенно нужны сегодня совсем для других целей, и их использование для «вылова» недобросовестных участников рынка ДМДК – тоже финансовая нагрузка на государство. Но вот в чем проблема: честные участники рынка знают о недобросовестных коллегах, и видят, что тех никто вообще годами не трогает! Это как такое возможно? Сегодня, когда на Яндекс-картах можно найти любого участника ювелирного рынка, как легального, так и не стоящего на специальном учете в ФПП и не знакомого с тем, что такое ГИИС ДМДК? Что мешает правоохранителям собрать в единую базу всех выявленных участников рынка с Яндекс-карт, вычесть из них зарегистрированных в ГИИС ДМДК, и отправиться к ним в гости с проверкой? Возможно, нашему законодательству не хватает каких-то норм, позволяющих правоохранителям проверять нелегалов на ювелирном рынке. Так что мешает принять нужный нормативный правовой акт? У нас же новые акты как из рога изобилия появляются!

 К сожалению, усилия, которые предпринимает Ассоциация «Гильдия ювелиров России» для снижения административной и налоговой нагрузки на участников ювелирного рынка, поддерживаются не всеми участниками. Есть у нас 4+ крупнейших компании, объединившихся в свою ассоциацию, которые, благодаря нормативному удушению малого ювелирного бизнеса, заняли долю ушедших на ювелирном рынке. Они утверждают (что очень спорно), что выручка от оборота ювелирных изделий в России растет и все у нас на этом рынке прекрасно. Утверждение, правда, очень спорное - обороты нужно корректировать на рост цены золота на 39,2% (за 2023 г., от года к году - в среднем 5541 руб./грамм в 2023 против 3981 руб./грамм в 2022 г.).

Впрочем, рано или поздно эффект от занятия рыночной доли малого ювелирного бизнеса сойдет на нет, а рост административной нагрузки на оставшихся участников рынка к тому времени еще более усилится. Тогда уже и эта организация начнет кричать «беда», напоминая государству о необходимости соблюдения интересов участников рынка. Наверное, такое требование будет подано и как защита интересов потребителей – из-за избыточной административной нагрузки цены продукции растут. Эх, коллеги, лучше бы вы сегодня поддержали Гильдию – мы же в одной лодке плывем...

Еще раз: Гильдия ювелиров России ни разу не против исполнения государственной политики в сфере ДМДК. Но Гильдия считает необходимым, чтобы эта самая государственная политика была бы направлена на комплексное развитие сферы, и приносила бы пользу не избранным, а всем нам, гражданам России. И государству в целом. https://agjr.ru/press-center/news/2023/9/gildiya-yuvelirov-rossii-zashhishhaet-interesy-gosudarstva-da!