июля
2024
Представители отечественного бизнеса готовы объединиться с помощью петиции против введения маркировки товаров. Вернее, как они считают, беспредела, связанного с ним. Тем временем правительство боится признать, что маркировка не помогла, а напротив – усугубила ситуацию. Уровень контрабанды значительно вырос.
1 июля правительство не пустило на свое заседание представителей ряда отраслей отечественного бизнеса. Когда независимый юрист Айнур Кайдарова, представляющая интересы обувной отрасли, начала снимать эти дискриминирующие моменты на видео, тут же появился СОБР.
– Меня попросили пройти в Дом министерств, где со мной встретился заместитель заведующего отделом по рассмотрению обращений граждан аппарата правительства Рыскельды Сатбаев. Согласившись, что маркировка – недопустимый механизм и, если бизнес с ним не согласен, то он должен быть отменен, он порекомендовал обратиться к премьер-министру Олжасу Бектенову. Я последовала его совету, но моя жалоба была спущена в министерство торговли и интеграции (МТИ, а оттуда – в Комитет техрегулирования и метрологии (КТРМ). Как пояснил мне Рыскельды Сатбаев, министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев лично отвечает за маркировку, но он решение всех вопросов переложил на вице-министра Кайрата Балыкбаева, а тот – на заместителя председателя КТРМ Станислава Каримова. Последний сообщил мне в своем ответе, что формат совещания был изменен в последнюю минуту, поэтому я не попала в список.
Между мною и членами правительства завязалась оживленная переписка. В частности, я спросила, почему из списка участников исключили именно меня? Как могли изменить формат совещания и тут же пригласить «Атамекен», который, считая важным мое присутствие на нем, освободил для меня место в своем списке? Задала я и еще один очевидный вопрос: почему правительство спустило мою жалобу в МТИ, если мне не дали возможности участвовать в правительстве?
Глава МТИ Арман Шаккалиев поначалу предложил мне встретиться для обсуждения «правильной организации процесса», а потом перестал отвечать на звонки и сообщения. Но как бы то ни было, 12 июля премьер Бектенов провел совещание по маркировке, где дал совершенно другие поручения, чем до этого (1 июля) его заместитель Жумангарин. В частности, вице-премьер вместе с Единым оператором маркировки – АО «Казахтелеком» – решили утвердить перечень складов, где товары должны маркироваться, а предприниматели обязаны будут подогнать свои помещения под указанные требования. За свой счет, разумеется.
Премьер Бектенов уже не говорил про склады. Он поручил провести мониторинг ввоза обуви и сырья для его производства. С какой целью – непонятно, потому что ранее они сообщали, что маркировка помогла им побороть теневую экономику, и за счет этого якобы увеличились платежи в бюджет. Дело в том, что ранее, 12 июня, на площадке НПП Атамекен представители всех отраслей бизнеса заявляли, что готовы объединиться против игнорирования правительством их интересов с помощью петиции. После того совещания ко мне обратились за помощью ювелиры. Мы договорились о сотрудничестве, но спустя две с половиной недели, непосредственно перед совещанием от 1 июля у вице-премьера Жумангарина, их вопрос о маркировке сняли с повестки дня. Это единственное рациональное решение чиновников за всю историю маркировки товаров, надо полагать, было сделано в том числе и для того, чтобы избежать консолидации бизнеса против нарушения прав предпринимателей и вмешательства в их деятельность. Однако радоваться было рано. В СМИ постфактум появилась ставшая для всех неожиданностью информации о том, что с 1 июля по ювелирным изделиям маркировка будет все же вводиться. Это еще раз подтвердило либо некомпетентность, либо заинтересованность правительства, игнорирующего поручения Президента Казахстана о недопущении вмешательства в предпринимательскую деятельность, в лоббировании маркировки в интересах олигархата, как отечественного, так и иностранного (российского и узбекского).
Еще раз – на совещании у вице-премьера Жумангарина чиновники вместе с представителями АО «Казахтелеком» решили без учета мнения представителей бизнеса утвердить перечень складов, где должны маркироваться товары, а также требования к этим складам. Все это было решено утвердить приказом министерства промышленности и строительства в лице главы ведомства Каната Шарлапаева, хотя, согласно законодательству, любые требования к субъектам бизнеса устанавливаются законами, а вовсе не приказами министров. И теперь бизнес, повинуясь этим некомпетентным и незаконным решениям правительства, обязан создавать склады, потратив на это значительные средства из своего кармана. При этом расчетов предполагаемых затрат никто не предоставил. Стоит ли после этого сомневаться, что чиновники просто решили в очередной раз подвести предпринимателей к необоснованным тратам? Но почему предприниматели вдруг должны строить склады и переоборудовать свои помещения под них с придуманными ими же требованиями, если каждый из них обойдется им как минимум в 6 млн тенге? И альтернативы нет – иначе мы не сможем забирать с таможни свой товар. Получается, что маркироваться мы не сможем, если не войдем в утвержденный перечень складов, хотя по действующим нормам этого же приказа мы вправе маркироваться на своих же складах. Но ведь запрета на ввоз немаркированного товара, как и запрета выпускать товар без марки с таможни, согласно таможенному законодательству ЕАЭС, нет!
Что касается конкретно маркировки обуви на своих складах, то она отсрочена в очередной раз до утверждения перечня складов министром Шарлапаевым. После этого, по словам вице-премьера Жумангарина, никаких продлений не будет. Если же его поручения, которые противоречат интересам отечественного бизнеса, не будут исполнены, то он поставит вопрос о персональной ответственности чиновников двух министерств – торговли и интеграции, а также промышленности и строительства. Очевидно, все пожелания олигархов по маркировке будут исполнены правительством под лозунгом «снижения теневой экономики и повышения поступлений в бюджет за счет цифровизации торговли». Но последнее – процесс внедрения цифровых технологий и интернет-решений в сферу продаж товаров и услуг – это просто онлайн-торговля. Цифровизация на самом деле стала популярным трендом для упрощения торговли в том числе для бизнеса. Но маркировка в этом виде к этому не имеет к этому никакого отношения.
Как юрист, защищающий интересы предпринимателей, могу констатировать по своему опыту, что если предпринимателю удалось развить бизнес до какого-то оптимального уровня, то потом его задушат налоговыми и таможенными проверками. Теперь к этим мерам добавилась еще и маркировка, которая первоначально появилась в России, а в 2019 году она была уже введена на уровне ЕАЭС. Напомню: проект «Маркировка плюс прослеживаемость товара» был принят в целях реализации так называемого «Бурабайского протокола» – Соглашения о создании зоны свободной торговли от 25 мая 2015 года, согласно которому Казахстан принял на себя обязательства по недопущению та территорию ЕАЭС товаров, ввезенных в нашу страну по ставкам ВТО, отличным от действующих в странах-участницах этого союза. Видимо, маркировка для того и придумана, чтобы товары, ввезенные в Казахстан, не вывозились на территорию ЕАЭС, в том числе и в Россию. Но почему эта страна должна диктовать нам, суверенному государству, как осуществлять товарооборот и, соответственно, бизнес?
Когда мы доказали, что маркировка не только неэффективна, но и нарушает законы РК, наше правительство, явно работающее в интересах олигархата, вдруг вспомнило Бурабайский протокол, чтобы обосновать необходимость прослеживаемости товаров с помощью маркировки, хотя само Соглашение об обязательной маркировке товаров такую прослеживаемость не предусматривает. С юридической точки зрения обязательство, возложенное на Казахстан, противоречит основным договоренностям ЕАЭС о едином экономическом пространстве и нарушает равенство прав его участников. Исходя из этого, пора констатировать, что чиновники не могут принимать решения без учета мнения бизнеса Казахстана и без соблюдения норм казахстанских законов. К сожалению, НПП «Атамекен» в вопросе маркировки также слабо защищает права бизнеса. Более того, он сейчас разделился на две группировки: одни за маркировку, другие – против.
Кстати, после окончания вышеупомянутого большого совещания от 12 июня на площадке «Атамекен» один из высокопоставленных чиновников министерства торговли и интеграции (имя не называю, так как разговор между нами был неофициальный) признался, что правительство в 2019 году допустило ошибку, приняв решение о маркировке. Прежде нужно было провести анализ необходимости этого шага, как предусмотрено ст.3 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Уровень контрабанды сейчас, по его словам, значительно вырос. Соответственно маркировка не помогла, а напротив – усугубила ситуацию. Но признать это у них не хватает духу, потому что встанет вопрос об ответственности за такие необдуманные. решения. Напомню: тогда во главе правительства стоял Аскар Мамин, который и определил Единого оператора в лице АО «Казахтелеком»
В НПП «Атамекен» сейчас предложили выработать некий вариант В, который поможет скрыть все допущенные ими нарушения и пустить пыль в глаза, что, мол, с маркировкой все нормально, она сейчас просто совершенствуется. No comment, что называется. Мерей Сугирбаева. Портал Exclusive, 31 июля 2024 г.