сентября
2024
В России любят принимать всякие стратегии, гораздо больше, чем в итоге анализировать их выполнение. Тем удивительнее, что утверждённой правительством стратегии развития ювелирной отрасли в РФ пока не существует. Несмотря на то, что это отрасль глубокой переработки сырья, и у неё должен быть, по идее, приоритет. Но сейчас в этом направлении пошли определённые движения. Минпромторг запросил у участников отрасли их предложения к проекту данного документа, и Гильдия ювелиров России их предоставила.
Подготовить стратегический документ, регулирующий развитие сферы оборота драгметаллов и драгоценных камней, пытались многие — и госструктуры, и общественные объединения. Старожилы помнят такие попытки ещё с 2005 года. Но все эти проекты так и не доходили до утверждения. Сейчас этим занялся Минпромторг. «Профильный департамент, специалисты которого накопили значительный массив информации по этой отрасли, есть в Минфине. Однако Минфин не обладает полномочиями по разработке стратегического документа, это на сегодня задача Минпромторга, в составе которого работает департамент металлургии. Им нужно глубоко вникнуть в нашу проблематику, учитывая, что присутствует в ней ещё и компонент добычи металла, и реализации готовых изделий, — рассказал «Про Металлу» исполнительный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Владимир Збойков. — Плюс следует учесть, что в отрасли много игроков, да ещё с разными в чём-то интересами».
Одна из важных проблем, мешающих подготовке выполнимой и рабочей стратегии — дефицит достоверной информации. Ассоциация предлагает засекреченную сегодня статистику по ювелирной отрасли открыть, как было раньше. Это позволит экспертам основывать свои прогнозы и предложения на твёрдой базе. «Если бы оценки расходились у экспертов и чиновников на 5–10%, это не принципиально, это нормально, можно сказать. Но если оценки расходятся в разы, как сейчас — это беда», — полагает Владимир Збойков. Главное, что, по мнению ассоциации, тормозит развитие отрасли — это устаревший во многом взгляд чиновников на драгоценные металлы и камни как на объекты «повышенной концентрации стоимости». То есть в них видят своего рода монеты в кошельке. Между тем, куда полезнее было бы видеть в них будущий источник прибавочной стоимости... В результате сфера обращения драгкамней и драгметаллов страдает не только от высокой налоговой, но, что иногда даже более важно, от административной нагрузки. Недавно заработала информационная система ГИИС ДМДК, в которой, как выражаются сами ювелиры, «государство и так нас видит, словно под лупой». Но и традиционные методы контроля никто не собирается отменять — обязательные бумажные бирки для ювелирных изделий, клейма в Пробирной палате и т.д.
По мнению Ассоциации, устаревший во многом взгляд чиновников на драгоценные металлы и камни тормозит развитие отрасли. «В настоящее время опробование, клеймение и маркировка ювелирных изделий производится в подразделениях Федеральной пробирной палаты. Производители несут значительные издержки на логистику и потери от простоя оборота за период осуществления данных операций в ФПП. В то же время ГИИС ДМДК создала надёжный инструмент контроля за легальностью оборота ДМДК, что сделало нецелесообразным осуществление клеймения и маркировки ювелирных изделий государством (контроль всех операций, включая оборот изделий по УИН, посредством ГИИС ДМДК осуществляет ФПП)», — отмечается в предложениях по созданию Стратегии, направленных «Гильдией ювелиров» в Минпромторг. При этом сроки клеймения сегодня жёстко не установлены, а ведь для ювелиров каждый день просрочки — это финансовые потери.
Отдельная срочная задача в тот момент, когда наших производителей душат внешними санкциями — отменить нанесение на ювелирные изделия, поставляемые на экспорт, любых идентификационных знаков, позволяющих определить их российское происхождение. Вроде бы чиновники понимают целесообразность этой меры, но принять её не готовы, как мы недавно писали. Более того, иногда поступают совсем неожиданные предложения, направленные не на снятие административных барьеров, а идущие в противоположном направлении. Например, в отношении драгоценных камней (оборот которых, говоря откровенно, в масштабах российской экономики для государства особого интереса не представляет, и неясно, зачем их так тщательно «считать в каменных пещерах»).
Сегодня, как это ни грустно, Россия свои драгоценные камни не добывает (за исключением алмазов, которые в основном всё равно гранятся в Индии и потом завозятся обратно). Был у нас Мариинский прииск на Урале, где добывали изумруды и александриты, но владельцы месторождения посчитали издержки (с учётом того, что эти камни отнесены к драгоценным и создают, таким образом, дополнительные проблемы), и сочли более выгодным шахту закрыть. Те камни, которые везут сегодня в Россию, по действующим правилам сертификатов не требуют, за одним исключением: если драгоценный огранённый камень перепродаётся физическому лицу не в изделии, а сам по себе. Такие камни без проблем сертифицируются частными лабораториями — по 8–10 тысяч штук в год.
И вдруг рождается инициатива: все драгкамни, которые в страну везут, сертифицировать, причём только в трёх лабораториях при госорганах (одним из которых, как ни удивительно, назван Минюст). Те, кто это предложил, видимо, не понимают, с каким валом они столкнутся — с многими миллионами камней в год! И в нём эти три геммологические лаборатории неминуемо захлебнутся, или всё сведётся к профанации, простой штамповке сертификатов (то есть к организации коррупционных кормушек). Зачем это нужно? Более того, по мнению «Гильдии ювелиров», назрела необходимость вывода всех содержащихся в перечне 41-ФЗ цветных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов, александритов) и жемчуга из перечня драгоценных камней Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Кстати, было бы полезно и выгодно для государства отменить на них ввозную пошлину, как и на оборудование для ювелирной промышленности. Этот вопрос не вызывает сомнения у российских госорганов, но в рамках ЕАЭС блокируется Арменией, у которой, видимо, есть какие-то свои резоны.
Россия имеет огромный сырьевой потенциал для развития ювелирной отрасли и роста её экспорта. Но экспорт остаётся на низком уровне. По какой причине? Видимо потому, что нашим экспортёрам нужны не только качественные, но и ценовые преимущества над конкурентами. Повышение уровня конкурентоспособности данной сферы в части глубокой переработки ДМДК до уровня мировых лидеров и многократное увеличение экспортного потенциала перерабатывающих производств невозможно без либерализации отрасли.
Очень много вопросов у участников рынка к системе таможенного контроля для ювелирной отрасли (причём для участников экспортных и импортных операций существует, помимо таможенного, ещё и так называемый государственный контроль). Больной вопрос для многих ювелирных предприятий — проблема борьбы с монополизацией отрасли, меры поддержки малого и среднего бизнеса. Продолжать можно долго. Посмотрим, услышит ли государство призывы участников рынка. От этого будет зависеть, появятся ли в России новые бренды, подобные по известности Фаберже, которые бы не только обогащали казну, но и на весь мир прославили нашу страну.
Алексей Василивецкий Источник: prometall