С 1 октября население может присоединиться к «охоте» за драгметаллом

23
сентября
2019

Ставка на золото как главный инструмент накоплений и сбережений взамен «вражеского» доллара на государственном уровне делается уже не первый год. В XXI веке доля желтого металла, как его называли в старину, выросла в объеме отечественных резервов более чем на 20% и теперь оценивается почти в $530 млрд. Только за 2018 год ЦБ скупил около 100 тонн чистого золота и довел свои запасы в этом инструменте до 2,2 тыс. тонн. Теперь Россия является пятой мировой державой по золотым запасам.

        С 1 октября население может присоединиться к «охоте» за драгметаллом — президент Владимир Путин отменил 20%-ный налог на добавленную стоимость (НДС), которым облагались сделки с золотом и другими драгоценными металлами физическими лицами. Однако, как объясняют эксперты, это всего лишь уловка — данная мера скорее окажется на руку банковским структурам, тогда как несведущим в специфике рынка золота гражданам либо придется ждать прибыли несколько десятилетий, либо сбывать купленные слитки с большим дисконтом. Увеличение физического «золотого» резерва России полностью укладывается в государственную программу о постепенном отказе от долларовых инструментов, до последнего момента служившего самым главным доказательством платежеспособности и экономической стабильности нашего государства. Россия не только скупает золото на зарубежных рынках, но и пытается нарастить его собственное производство. По оценке Союза золотопромышленников, отечественные компании по итогам первой половины 2019 года произвели более 140 тонн желтого металла, что почти на 11,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Золото добывается не только на рудниках — его получают за счет попутных операций: переработки отходов или лома, а также в концентратах.  Золото предлагают покупать и населению — в качестве монет, слитков или путем открытия специальных «металлических счетов», на которых драгоценности хранятся в виде условного веса: фактически это виртуальное богатство, размер которого подтвержден только в бумажном или электронном виде. Однако, стоит ли рядовым обывателям присоединиться к государственной «золотой лихорадке», — большой вопрос. Крайне низкая ликвидность презренного металла способна приравнять его к чемодану без ручки, который нести тяжело, а выбросить жалко.

        На протяжении многих веков золото было основным платежным средством, сыгравшим огромную роль в развитии человечества. Правда, презренным его начали называть всего лишь в середине 1850-х годов, приписывая золотые накопления людям чересчур жадным, алчным и не слишком симпатичным. В настоящее время золото продолжает оставаться драгоценным активом, на котором можно заработать приличное состояние. Правда, золото нельзя сравнивать с такими биржевыми источниками доходов, как нефть или газ: топить печку 79-м элементом периодической таблицы Дмитрия Менделеева невозможно, собственно, как и расплачиваться им за картошку и хлеб в гастрономе. Однако по сравнению с участниками основного списка мировых резервных валют — долларом, евро, юанем, иеной и швейцарским франком — у золота есть определенные преимущества. Бумажные ассигнации можно изготовить в любом объеме, чем и пользуются обладатели главных печатных станков мира. США, например, ежегодно выкидывают на мировой финансовый рынок триллионы долларов, чем поддерживают собственную экономику и мешают другим странам выбиться в лидеры промышленного производства. Между тем инфляция, экономические проблемы государства, которое эмитирует купюры, способны за минуту превратить их в обыкновенную бумагу. С чистым золотом этого не произойдет — оно всегда продолжит оставаться одним из наиболее востребованных инструментов для сбережения и хранения накоплений. Привлекательностью его благородного оттенка охотно пользуются основные финансовые институты Земли: по оценке Всемирного совета по золоту, объем его покупок со стороны центральных банков различных стран мира в 2018 году превысил 650 тонн. Это максимальный показатель за последние полвека.

        Россия не просто поддерживает эту общемировую тенденцию. А, можно сказать, задает ее. За I квартал 2019 года наша страна поставила очередной рекорд — приобрела более 55 тонн желтого металла, обогнав по этому показателю всех мировых конкурентов. Ставка наших денежных властей на золото — вполне адекватное решение, отмечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. Исходя из мировой практики, золото обычно дорожает накануне мировых кризисов. В первой половине 1998 года, незадолго до обвала практически всех финансовых рынков, котировки благородного металла выросли в цене более чем на 10%. Аналогичная ситуация произошла и в 2008 году, когда буквально за три-четыре месяца до мирового коллапса его стоимость скакнула с $850 до $910 за тройскую унцию. По мнению доктора экономических наук Игоря Николаева, сейчас финансовое положение большинства развитых и развивающихся стран также далеко от стабильности. Многие экономисты прочат новый глобальный финансовый кризис. Косвенным подтверждением тому являются котировки золота — с начала года они выросли на 20–25%.
Могут ли на этом сыграть обычные люди с улицы? Современная история России показала, что рядовые обыватели способны добиться выгоды на обмене валюты или перепродаже ценных бумаг коммерческих компаний, но извлечение доходов при игре на золотом рынке является гораздо более тонкой материей, управлять которой умеет далеко не каждый. Пока низкий уровень финансовой грамотности населения делать этого не позволяет. И финансовые эксперты сомневаются, что преференция в виде отмены НДС на приобретение драгоценных металлов физическими лицами радикально изменит ситуацию: вряд ли мы услышим в ближайшее время о появлении огромной армии «золотых» миллионеров.

        Возможностей стать обладателем желтого металла в физическом смысле этого слова у россиян не так много — можно приобрести монеты или слитки. Правда, советуют специалисты, такие операции стоит проводить в крупных, а лучше в государственных банках, которые предоставляют определенные гарантии по качеству приобретаемого товара. Украшения из золота, а также из серебра или платины, не принято считать инвестиционным активом, поскольку понятие их ценности довольно условное. Впрочем, слитки и монеты являются не средством повышения финансового благосостояния, а скорее фетишем — такие вложения, в отличие от денежных купюр, занимают меньше места для хранения, но для того, чтобы от них избавиться, требуется гораздо больше усилий, нежели от традиционных долларов или евро. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере. По данным «Альпари Голд», монета «Георгий Победоносец» номиналом в 50 рублей 999-й пробы и весом в 7,78 граммов чистого золота с 2006-го по конец июня 2019 года выросла в цене с 4,5 тыс. до 23,5 тыс. рублей. Фантастическая прибыль — более 420% за 13 лет. Но ведь очевидно: интерес к этой монете могут проявить лишь нумизматы, обладающие средствами на ее приобретение. Поэтому подобные сделки считаются высоко рискованными и вряд ли подходят рядовым обывателям.

        С золотыми слитками дело обстоит еще сложнее. Грамм чистого золота 999-й пробы в коллекционной обертке можно приобрести примерно за 4 тыс. рублей. Кусочек аурума в 5 грамм обойдется в 19 тыс. рублей. Покупка слитка с 1 октября действительно не будет облагаться НДС. Однако при его обратной продаже налог на добавленную стоимость потребителю не вернут — это будет заработок банка, его реализовавшего. Плюс к тому финансовое учреждение обязательно потребует комиссию в 2–4%. Таким образом, покупая слиток, необходимо сразу оценивать свои возможные потери и понимать, что значительный рост мировых золотых котировок еще не служит доказательством доходности личных вложений. Да и рост биржевых котировок — штука ненадежная. Сегодня он есть, а завтра — нет. Золото считается еще более волатильным товаром, чем нефть: оно способно быстро и резко дорожать и столь же стремительно и круто падать в цене.

        Как полагает Суверов, отмена НДС на золото скорее играет на руку банковским структурам. «Начиная с августа капитализация самых крупных золотодобывающих мировых компаний выросла на 15–30%. Котировки отечественных производителей также поднялись на 3,5–8%. Однако это доходы крупных инвестиционных конгломератов и спекулянтов, а никак не рядовых граждан, — объясняет эксперт. — Проценты по итогам года по таким вкладам обыватели не получат. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, в настоящий момент подобные вложения нельзя считать «кладом капитана Флинта», а скорее, «золотом для дураков»». Московский комсомолец