О конкурсе «Русская бриллиантовая линия»

        Конкурс проводится журналом «Ювелирное обозрение» с 2010 года, а с 2019 года его соорганизатором выступает Гильдия экспортеров украшений при Московской торгово-промышленной палате. Международное жюри выбирает из числа победителей различных конкурсов в России и постсоветских странах лучшие работы, получающие статус лауреатов регионального конкурса. К участию в творческом соревновании допускаются в том числе и работы наших соотечественников из бывшего СССР, проживающих и работающих по всему миру. Основная цель проекта - вывести на мировой рынок новые имена, достойные признания. Лауреаты «Русской бриллиантовой линии - 2020» будут названы 16 февраля 2021 г. и делегированы на Artistar Jewels Award (Италия), International Jewellery Design Excellence Award (Гонконг),  JCK Retailers & Editors Choice ()США, Global Gems and Jewelry Development Conference (Китай)  и на другие мировые конкурсы ювелирного дизайна. 
 
Отечественный дизайн в мировом контексте
        Название самого престижного в России и постсоветских странах конкурса ювелирного дизайна, «Русская бриллиатовая линия», символизирует национальную идею в ювелирном дизайне как продукте творчества многонационального этноса, объединяющего пространство бывшего Союза и наших соотечественников в десятках стран мира. Общая основа нашего ювелирного искусства связана с именами Карла Фаберже и его коллег, работавших в Санкт-Петербурге и Москве, Маршака из Киева и мастеров из других регионов, В советский период развитие продолжалось, несмотря на диктат "Ювелирпрома", и новый виток был связан с распадом Союза, созданием нормальной модели общества и взрывом творческой инициативы, в которую вплелись национальные мотивы культур постсоветских стран.
        Первый большой успех конкурсантов РБЛ был достигнут в 2011 году, когда Ильгиз Фазулзянов, будучи в числе других лауреатов «Русской линии-2010» делегирован в Гонконг на конкурс мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award**, получил Гран-при за подвеску «Снегири». Беспрецедентная победа была одержана в творческом соревновании со 108 лауреатами национальных конкурсов из Италии, Франции, США, Таиланда и других стран***.
 
        Новый мировой успех номинантов «Ювелирного обозрения» был достигнут в 2013 году: два изделия, ставшие лауреатами «Русской линии-2012», вошли в число 12 победителей International Jewellery Design Excellence Award, а Ильгиз Фазулзянов за комплект «Бабочки» снова был удостоен Гран-при и титула Champion of Champions! Итоги Московского конкурса ювелиров «Русская линия-2012» были подведены 20 ноября в Зале торжеств Ювелирного дома «Эстет». В экспозиции выставки финалистов конкурса - лучших произведений ювелиров России и стран Содружества, выполненных в 2011-2012 годах, была представлена знаменитая подвеска «Снегири», за которую И.Фазулзянов получил титул «Чемпиона чемпионов» на предыдущем IJDEA в 2011 году. В 2013 году жюри International Jewellery Design Excellence Award рассматривало больше 200 работ. В число лауреатов вошли 12 украшений из Франции, Австралии, Индии, США, ОАЭ, Гонконга, Бразилии, Германии, Индии, ЮАР. При этом только две страны, США и Россия, получили два титула. В номинации Distinction Award («Выдающийся дизайн») одним из победителей стало кольцо «Секрет лебедя» компании «Эстет», делегированное    «Ювелирным обозрением» на мировой конкурс в ранге обладателя Гран-при «Русской линии-2012».
       
        Когда в марте 2015 года в Гонконге были объявлены итоги International Jewellery Design Excellence Award-2015, в ходе которого рассматривалась 191 работа из 31 страны, и в том числе лауреаты конкурса «Русская линия-2014», никого не удивило, что в очередной раз Гран-при и титул Champion of Champions получило российское украшение - кольцо «Жизнь» компании «Алмаз-Холдинг» (художник Анна Теплинская, модельер Тимофей Теплинский). Однако эта победа запомнилась еще и тем, что впервые в истории IJDEA лучшее украшение одновременно стало лауреатом и во второй по значимости номинации - «Эстетическое впечатление». В номинации «Инновационный и уникальный дизайн» лауреатом было признано колье Motion дизайнера Натали Фунг Йин Линг из Гонконга, в номинации «Мастерство исполнения» - кольцо Empire Михаэля Веггенмана из Германии. Почетных призов «За выдающийся дизайн» удостоились кольцо-трансформер киевского дизайнера Анны Дмитриевой, кольцо Ancient Charm of Mountain (Ксидонг, Каи, Китай), колье Sakura (Казуйо Ишикава, Япония), кольцо Reflection (Сейед Мохаммад Мортазави, Иран), кольцо Air (Mивакo Йoкoтa, Япония). Уникальность ситуации и в том, что впервые в «большую восьмерку» вошли представители одного региона и одного конкурса, т.е. «Русской бриллиантовой линии». Призы «За отличный дизайн» получили еще 4 украшения — из Италии, Турции, Китая и Ирана. Украшения-лауреаты были выставлены в специальной витрине в главном фойе выставочного комплекса, а на дисплеях в режиме нон-стоп транслировались видео церемонии награждения, фрагменты интервью с членами жюри о достоинствах шедевров мирового ювелирного искусства и победителями - о заложенных идеях и секретах мастерства. 
       
        В 2017 году из 165 украшений, представленных в Гонконге дизайнерами 27 стран мира (в том числе и лауреатами «Русской бриллиантовой линии-2016»),  в числе 12 финалистов оказались уже 5 изделий из России: комплект «Перо Жар-птицы» (ЮД «Моисейкин», Екатеринбург), колье и кольцо «Жар-Птица» (CLUEV, Москва), кольцо «For Form» (Наталья и Татьяна Тарасовы, Санкт-Петербург), колье «Moon Blossom» (РИНГО, Екатеринбург) и браслет «Stella Maris» («Бронницкий ювелир», Московская область). Церемония награждения лауреатов состоялась 2 марта 2017 г. на приеме-коктейле, который завершился грандиозным показом и Gala Dinner. 

        Ирина Слесарева, член жюри IJDEA-2017:
        Учитывая популярность этого конкурса в России, хочется обратить внимание потенциальных участников, что проект в первую очередь ориентирован на  дизайнеров, которые исследуют новые  темы, формы, стили и  технологии. Изучая большое количество работ в первом туре, я обратила внимание на то, что ювелиры не всегда понимают формат конкурса и представляют слишком классические украшения. Что может удивить жюри такого конкурса? Эргономичный дизайн, который завораживает. Какое-то новое решение, неожиданное, чтобы даже профессионалам было понятно, что это – новая ступенька вверх на Ювелирный Олимп, что с этого момента дизайн вышел на новый уровень мастерства.Жюри рассматривает анонимные работы и оценивает эстетическое впечатление, концепцию и мастерство исполнения. В финале окажется тот, у кого эти параметры  наилучшим образом совпадают.Сложно поверить, но некоторые члены жюри в этом году до последнего момента не знали, что треть работ на финальном подиуме – из России. И это лучшее признание.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

        *Московский конкурс ювелирного дизайна «Русская бриллиантовая линия» - это международный «конкурс конкурсов»: к участию в нем допускаются украшения, победившие в различных конкурсах в течение двух последних лет. География коннкурса не знает границ: в нем могут принять участие лучшие произведения ювелирного искусства, созданные в России, постсоветских странах, а также зарубежными ювелирами — выходцами из стран постсоветского пространства, которые воспитаны в традициях российской и советской ювелирной школы.
 
        **International Jewellery Design Excellence Award проводится Торговым советом Гонконга (HKTDC). В нем один раз в два года определяются лучшие среди украшений, ставших лауреатами национальных конкурсов. IJDEA — это «конкурс конкурсов»: в нем принимают участие победители национальных и региональных соревнований. Отсюда и титул обладателя Гран-при — «Чемпион чемпионов». Очень авторитетно жюри IJDEA, в состав которого в 2015 году, например, вошли знаменитый итальянский дизайнер Роберто Коин, директор китайского отделения Аукционного дома Christie's Луиза Ло, модельер-дизайнер Yenrabi LTD Барни Ченг, всемирно известная актриса, обладатель многих премий Карина Лау; руководитель Департамента развития брендов и продаж британского Музея Виктории и Альберта Сарах Севьер, искусствовед из Франции Жюльет Вейр де ла Рочфокалд. В 2017 году в жюри по приглашению организаторов работала главный редактор журнала "Ювелирное обозрение" Ирина Слесарева.  
 
        ***История нашего ювелирного искусства знает всего несколько подобных примеров. Так, 160 лет назад ювелиры из России получили три высших награды на 1-й Всемирной выставке в Лондоне. Это были времена Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Михаила Перхина и других корифеев. А в 1996 году дизайнер из Екатеринбурга Елена Опалева вошла в число 28 лауреатов Алмазной международной премии De Beers. В 2012 году издатель журнала, председатель оргкомитета «Русской линии» Алексей Щербина обратился к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с ходатайством о присвоении Ильгизу Фазулзянову звания заслуженного художника России. Ходатайство было направлено Администрацией Президента РФ в Министерство культуры. Таких выдающихся побед наша страна не знала со времен Фаберже.
 
DSC06010DSC06007IMG_9471IMG_9334IMG_9335DSC0616754640_488962361125015_1671242640_oHKong-2015-Russian_Diamonds_Jewellery (1)_Страница_6_Изображение_0005HKong-2015-Russian_Diamonds_Jewellery (1)_Страница_5_Изображение_0004HKong-2015-Russian_Diamonds_Jewellery (1)_Страница_6_Изображение_0004HKong-2015-Russian_Diamonds_Jewellery (1)_Страница_5_Изображение_0003HKong-2015-Russian_Diamonds_Jewellery (1)_Страница_5_Изображение_0001champion-of-championsmoisejkin-2moisejkin-1for-formdsc_7825dsc_7760dsc_7386dsc_7366dsc_7347