Под защитой патента

07
июня
2012

Тема несанкционированного использования интеллектуальной собственности - одна из главных проблем в ювелирном производстве и во всей luxury-индустрии. Конечно, борьба с «заимствованием» художественных решений и моделей ведется, но ее результаты, к сожалению, не внушают оптимизма. Теневой бизнес наносит ущерб не только брендам, но покупателям, которые иногда даже не подозревают, что приобретают фэйк.

 На рынке можно встретить совершенно одинаковые украшения, изготовленные разными производителями легально. Это тот самый случай, когда автор официально продает право на мастер-модель другому производству.

От идеи до воплощения

Все ювелиры, знают, что разработка дизайна изделий - самый затратный и ответственный этап. На создание и окончательное утверждение эскизов коллекций иногда уходит не один месяц. Вкладывая деньги в создание, производство и продвижение новой линейки, производитель рассчитывает на коммерческий успех, но при этом всегда рискует, поскольку даже самый гениальный маркетолог не способен на сто процентов предсказать динамику покупательского спроса. У каждого предприятия есть собственная, проверенная временем коллекция наиболее ходовых моделей, которые составляют основу ассортимента. Как утверждают специалисты,мало кто из производителей не встречал наиболее удачные из них в чужих каталогах и витринах.

Объект интеллектуальной собственности

К сожалению, многие российские дизайнеры до сих пор уверены, что в нашей стране закон о защите авторских прав все еще действует. Между тем закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 г. № 5351-1, равно как и «Патентный закон РФ» от 23.09.92 г. № 3517-1 и закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 23.09.1992 г. № 3520-I, с 1 января 2008 года утратили силу. Все эти вопросы теперь регулируются Гражданским кодексом РФ от 18.12.2006 в его 4 части, международными договорами РФ, а ответственность за нарушение исключительных прав (помимо Гражданского кодекса РФ) также и Уголовным кодексом РФ (статьи 146, 147 и 180) и Кодексом РФ об административных правонарушениях от 22.06.2007 г.

   Говоря о защите исключительных авторских прав на ювелирные изделия, мы должны понимать, что речь идет о защите «промышленной собственности», которая входит в более широкое понятие «интеллектуальная собственность». Исключительные права на объекты промышленной собственности в основном возникают не по факту создания объекта, а только в момент его государственной регистрации.

     Ювелиры чаще всего патентуют промышленные образцы*.

     *Европейским парламентом и Советом Европейского союза в 1998 году всем странам ЕС рекомендовано использовать единое понятие «промышленный образец» как «конструкторское решение, которое определяет внешний вид всего или части изделия».

О патентах

Регистрацией промышленных образцов в государственном реестре и выдачей патентов занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). За оформление заявки и проведение экспертизы взимается государственная пошлина в размере до 2000 руб., за выдачу документа - до 2500 руб. Оформление патента занимает не менее 12 месяцев, так как самый трудоемкий и длительный процесс – проведение промышленной экспертизы и поиск представленного промышленного образца в базе данных госреестра. Оформить документы (подготовить заявку, описать образец, составить перечень существующих признаков, провести поиск и т.д.) могут патентные поверенные, стоимость услуг которых составляет от 40 до 60 тыс. руб. Конечно, не каждый промышленный образец может быть запатентован – обязательными условиями являются его новизна и оригинальность.

С получением патента его обладатель приобретает исключительное право на использование своего объекта, а также право запрещать либо разрешать другим лицам использовать его (с коммерческой выгодой для себя). Патент подтверждает приоритет вашего промышленного образца и поможет отстоять свои права в суде, если они будут нарушены.

Не так давно в отраслевых СМИ получила резонанс история компании «ЮВЕЛИЯ», создавшей прецедент отстаивания авторских прав на модели колец с эмалью, дизайн которых был разработан художниками предприятия в 2007 году. За пять лет они стали «визитной карточкой» «ЮВЕЛИИ». «Нашу продукцию хорошо знали на рынке, нам даже в голову не приходило патентовать эти модели, да и времени на это не было», - рассказывает директор компании Ольга Зоричева. Похожие кольца выпускают многие предприятия, но только у одного можно увидеть, по утверждению О.Зоричевой, до смешного идентичный ассортимент, а 4-5 моделей являются абсолютной копией колец «ЮВЕЛИЯ». Если бы компания вовремя зарегистрировала патенты на промышленные образцы, то доказать факт правонарушения и требовать возмещения убытков было бы гораздо проще. Теперь же «ЮВЕЛИИ» придется доказывать в суде авторское право на собственные промышленные образцы.

 

Доказательствами авторства

могут быть:

- публикации в СМИ;

- дипломы с фотографией изделия;

- свидетельские показания;

- эскизы.

 

В соответствии со ст. 146 и 147 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, присвоение авторства, а также незаконное использование изобретений, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет. За те же деяния, совершенные неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

 

В октябре 2010 г. творческая команда московской ювелирной студии Dhara придумала и изготовила кольцо «Эйфелева башня», которое в ноябре 2010 года заняло призовое место в проекте «Другие ювелиры», а в мае 2011 г. получило 1 место на конкурсе «Московский ювелир» в Крокус-Экспо. В майском номере «ЮО» можно увидеть фотографию этого кольца. Авторы изделия разместили фото «Эйфелевой башни» и на своей страничке в facebook. «В июле прошлого года, просматривая ювелирные новинки в глянцевых журналах, мы неожиданно обнаружили кольцо известного итальянского бренда, похожее на наше», - рассказывает креативный директор Dhara Вера Тиестто.

Обсудив ситуацию, дизайнеры пришли к выводу, что кольца можно рассматривать как абсолютно самостоятельные работы, поскольку источником вдохновения в обоих случаях послужила архитектура башни, созданной Алекса́ндром Гюста́вом Эйфе́лем. «Может кто-либо еще использовать Эйфелеву башню как объект для последующей творческой трансформации? Что в этом кольце является нашим по праву? Мы пришли к выводу, что нашим по праву является видение объекта, - рассуждает В.Тиестто. - Самым сложным в нашем случае оказалось определиться с терминологией и понять, что можно считать копированием, а что - трансформацией. В кольцо итальянского бренда заложена иная идея, несмотря на то, что оно на удивление похоже на нашу работу».

Если бы Dhara вовремя зарегистрировала модель кольца в качестве промышленного образца, то в подобной ситуации могла бы защищать свое исключительное право на дизайн изделия.      

О товарных знаках

     Товарные знаки (бренды, марки), которые патентуют многие ювелирные предприятия, составляют еще одну группу объектов промышленной собственности. Товарный знак позволяет клиентам быстро идентифицировать интересующий товар и способен приносить многомиллионную прибыль, если владелец заботится о его узнаваемости (Autore, de Grisogono и др.). Товарный знак можно продавать, передавать право использования, открывая магазины по франшизе, как это делают Roberto Bravo, «Адамас», «Магия золота», Sunlight, но можно и потерять, если неправильно оформить права или не использовать их.

Подобная история произошла с известным российским брендом G.Kabirski, имеющем сеть представительств по всему миру. «Наша товарная марка зарегистрирована в России, странах ЕC, США, Японии, Австралии и др. Это долгий и затратный процесс. Но, размещая производство в Бангкоке, я не стал регистрировать бренд в Таиланде, поскольку не вижу в этом смысла, ведь наши вещи слишком узнаваемы и продаются в основном за пределами Таиланда», - рассказывает владелец компании Герман Кабирски. Однако через некоторое время выяснилось, что торговая марка G.Kabirski в этой стране уже зарегистрирована, причем на имя бывшего сотрудника (сейл-менеджера) компании, киевлянина Игоря Конторского (T&C Company), с которым незадолго до этого у Г.Кабирски были разорваны всяческие отношения. – «Наличие на моих моделях логотипа G.Kabirski дало ему возможность во время моего отсутствия изьять с судебными исполнителями более пятисот мастер- моделей с данным логотипом на фабрике Sovereign Jewerlry Co.,Ltd. и в дальнейшем производить и продавать мои модели в разных странах, в том числе в России и Украине. Конечно, я намерен защищать свое право на бренд и первый суд в Таиланде уже выиграл (право на торговую марку), теперь предстоит второй – криминальный (за кражу моделей). Сейчас, осознавая свое фиаско, он выпускает эти модели уже под неким брендом Juvite. Хотел бы заметить, что он никогда не имел никакого отношения к ювелирному производству, тем более к дизайну. Я хотел бы предостеречь всех покупателей от приобретения подобной продукции, являющейся по сути фэйком и не имеющей ко мне никакого отношения, это просто украденные модели», - говорит Г. Кабирски.

«Если мы говорим, например, о промышленных образцах, товарных знаках, то с юридической точки зрения закон защищает, как правило, того, кто первым зарегистрировал такой промышленный образец или торговый знак, - комментирует ситуацию Сергей Коронец, специалист по интеллектуальной собственности адвокатского бюро «ПАДВА и ПАРТНЕРЫ». – Некоторые компании, развивая собственное производство и марку, не всегда задумываются и планируют, выходить, например, на международный рынок, поэтому им не нужно регистрировать товарный знак за рубежом. Но если со временем все же предполагается продвижение на зарубежные рынки, то лучше позаботиться о регистрации заранее, тем более что для этого вовсе не нужно иметь там собственное производство. Важно понимать, что зарегистрированный за рубежом товарный знак (в отношении иных, кроме России, стран) не будет предоставлять правовую охрану на территории РФ».

В случае с маркой G.Kabirski защитить право на товарный знак возможно было через доказательство авторских прав на модели, что, собственно, и произошло на первом этапе судебного разбирательства.  

Как защитить право автора, не успевшего оформить патент, если патент на промышленный образец уже выдан другому лицу (компании)?  

Юридически такая возможность допускается, если будет доказано авторство лица, которое обращается за защитой нарушенных прав.

Как пояснил С.Коронец, для этого автор (компания или частное лицо) должен представить суду доказательства своего авторства. Такими возможными доказательствами могут быть: публикации в СМИ, дипломы конкурсов с фотографиями изделий и т.д. Весомым доказательством могут стать и свидетельские показания, например, патентного поверенного, к которому автор когда-либо обращался за консультацией. Патентный поверенный может свидетельствовать, что к нему за услугами (например, для целей государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации) обращался автор, он общался с ним и видел образцы и эскизы.

Согласно ст.1252 ГК РФ (п. 3) правообладатель может требовать от нарушителя выплаты компенсации (при этом он освобождается от доказывания размеров причиненных ему убытков), изъятия товара из оборота и уничтожения либо, в отдельных случаях, передачи ему конфискованной продукции.

Товарный знак или промышленный образец?

Крупные производства вводят ежемесячно до 500 новых моделей. Из наиболее ходовых со временем   формируется базовый ассортимент. Стоит ли патентовать каждую модель? Специалисты рекомендуют оформлять документы лишь на наиболее востребованные клиентами позиции ассортимента, которые гарантированно будут приносить вам прибыль в ближайшие годы. Регистрация товарного знака ювелирной компании – не менее надежная защита. Можно зарегистрировать и то и другое, это лишь вопрос приоритетов вашего предприятия.

Подведем итоги:

- Права на промышленную собственность (промышленные образцы и товарные знаки) возникают не с момента создания, а с момента официальной регистрации;

- Оформление исключительного права (и приоритета), а также удостоверение авторства на промышленный образец осуществляется посредством государственной регистрации промышленного образца, на основании которой выдается патент. Оформление исключительного права на вновь созданный товарный знак происходит посредством государственной регистрации данного товарного знака;

- Защита прав правообладателя/автора осуществляется посредством обращения заинтересованного лица в суд, палату по патентным спорам, либо с заявлением в правоохранительные органы РФ;

- Доказательствами авторства заинтересованного лица в суде могут быть публикации в СМИ, дипломы с фотографией изделия, эскизы и свидетельские показания.

 Ирина Слесарева

@"Ювелирное обозрение" 6\2012