Почему россияне не покупают золото

21
октября
2019

В России сокращается спрос на ювелирные изделия. Причина — падение реальных доходов населения и рост цены на золото. К тому же и носить украшения становится немодно. Если раньше семьи хранили сережки из золота на всякий случай, то теперь молодежь предпочитает красивую бижутерию на каждый день.

        Обручальное кольцо – это единственный предмет из довольно обширного перечня ювелирных изделий, который входит в потребительскую корзину россиянина. Согласно данным Росстата, дешевле всего обручальное кольцо стоит в Московской области – 2,7 тыс. рублей, а дороже всего в Брянской области — 3,9 тыс. рублей. При этом только за три летних месяца 2019 цена на обручальные кольца выросла в среднем на 50 рублей. А в отдельных регионах за это время они подорожали и вовсе на все 300 рублей.

         Как объясняет генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин, увеличиваются расходы ювелиров на покупку сырья и все это отражается на ценах, так как растет их себестоимость. «Ювелирка» – это второй по величине покупатель золота в нашей стране после Банка России. За пять лет объем золота, который закупила ювелирная промышленность, сократился в 1,8 раз и составил 41 тонну. Это в 1,8 раза меньше, чем в 2013 году. Общий объем продаж ювелирных изделий в России в 2018 году составил 232,6 млрд рублей. Средний вес выпускаемых украшений из золота упал за пять лет с 2,69 до 1,87 грамма, то есть на 35%. Уменьшилось и количество продаваемых в год золотых изделий – с 48,51 млн штук в 2007 до 31,85 млн штук в 2018 году. Это сокращение на 34%.

        Стагнация рынка ювелирных изделий тесто связана с обстановкой на общем рынке золота в России, говорит основатель консалтинговой компании Bulad&Co Булад Субанов. Он напоминает, что наша страна за постсоветский период скатилась из лидера по производству золота на третье место, нас обогнали Китай и Австралия. «Если в середине 80-х годов прошлого века мы добывали 600 тонн золота, то теперь добываем лишь 300 тонн», — напоминает Субанов. Кроме этого, он отмечает, что в 90-е годы прошлого столетия из-за неразберихи с уплатой НДС в Россию было проще везти золотые изделия из-за границы, чем производить их внутри страны. Это тоже негативно сказалось на отрасли производства ювелирных украшений.  «В советские времена считалось, что золотые украшения должны быть в семье — на всякий случай. Их всегда можно было продать, так как золотые изделия всегда были в торговле дефицитом, и на вырученные средства какое-то время прожить», — вспоминает Субанов. А падение реальных доходов россиян и рост их задолженности перед банками подталкивает к выводу о том, что наши граждане в ближайшие годы еще меньше будут покупать ювелирные украшения. И даже если доходы россиян будут расти, то к покупке «ювелирки» они не вернутся, полагает эксперт.

         Молодежь сейчас активно заменяет золото на аналоги. По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, новое поколение стремится не к роскоши и накоплениям, а к жизни «налегке» без излишеств. В результате растут продажи бижутерии из необычных материалов. Некоторые девушки сейчас и вовсе рассматривают золотые украшения как предмет отживших эпох, которые у них ассоциируют с бабушкиными коврами на стенах и сервантами с хрусталем, отмечает Деев. www.gazeta.ru