Между законом и бизнесом

03
августа
2011

C 1 июля 2011 года в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана прекращено осуществление контроля на внутренних границах входящих в него стран, но Соглашение, регламентирующее порядок оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, до настоящего времени так и не подписано. Кроме того вне правового поля оказалось участие российских предпринимателей в казахстанских выставках, один из актуальных вопросов – возврат НДС - также не решен. Противоречия законов и подзаконных актов стран–участниц ТС временно «парализовали» легальный ювелирный бизнес. Причину сложившейся ситуации в беседе с редактором «ЮО» Ириной Слесаревой комментирует заместитель начальника Московского государственного геммологического сертификационного центра Пробирной палаты России Сергей Дяченко.    

По какой причине до настоящего времени Соглашение не подписано?

Все три участника ТС располагают разными ресурсами и преследуют в своей экономической политике разные цели. Россия является золотодобывающей страной и в больших объемах производит ювелирную продукцию, Белоруссия не добывает золото совсем, но развивает производство ювелирных изделий, Казахстан - в больших объемах добывает золото, но производит мало ювелирной продукции. На сегодня ситуация о якобы существующих противоречиях между Россией и Казахстаном, которые описаны в статье «Место битвы - Казахстан» Владимира Тесленко*, слегка надуманна. Как раз с Казахстаном все условия были согласованы еще в мае. Соглашение не подписано из-за позиции Белоруссии относительно методов опробования, а также некоторых аспектов порядка использования лома драгметаллов. Поскольку это один из главных источников пополнения запасов золота в Белоруссии, то для них этот вопрос принципиально важный. И мы рассчитываем, что в ближайшее время разногласия по все вопросам   будут урегулированы.

До сих пор нет четких инструкций относительно того, как необходимо поступать в случае участия в выставках и временного ввоза продукции на территорию Казахстана?

Cоглашение регулирует перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней , порядок ввоза – вывоза, обращения, производства и переработки. Если говорить о выставках, то это в первую очередь касается системы налогообложения, в частности - косвенных налогов, таких как НДС. Когда единое таможенное пространство начнет полноценно функционировать , гармонизация налогообложения станет   следующим этапом. Не исключено, что этот процесс может занять не один год, поскольку необходимо будет выработать единые подходы по многим вопросам, в том числе и по порядку взимания НДС. Этим должна заниматься налоговая служба. Гильдия ювелиров, которая представляет интересы отрасли, может направить в эту организацию официальный запрос и получить ответ, как следует оплачивать НДС операторам выставок и экспонентам в сложившейся ситуации.  

Получается, что Казахстан принял не совсем выгодные для себя условия?

Надо признать, что Республика Казахстан за последние 15 лет отказалась от действующей в ней с советских времен системы пробирного контроля. Опробование и клеймение там осуществляется в добровольном порядке. Но не все так просто. Знаете, чем спортивная борьба отличается от уличной драки? Тем, что ее участники соблюдают определенные правила, а на улице - правил нет. Если в боксе побеждает сильнейший и техничный боксер, то в уличной драке - тот, кто правил не соблюдает. Именно эта ситуация сегодня наблюдается в Казахстане. Местная пробирная палата осуществляет клеймение ювелирных изделий, но ее услугами пользуется не так много импортеров и производителей. Опробование и клеймение регулируется техническим регламентом, за несоблюдение которого предусмотрено символическое наказание. Из-за отсутствия адекватных санкций за производство и продажу контрафактной продукции и соответствующей системы контроля, на казахстанском рынке широкое распространение получило клеймение поддельным клеймом, в том числе и российским. В результате - на рынке много контрафакта. От этого страдают потребители и законопослушные производители. Будучи в Казахстане я лично беседовал с директором магазина «Алмаз-Холдинг», который сетовал на то, что на рынке много дешевой поддельной продукции с российскими клеймами и даже бирками российских производителей. Эти изделия продаются со скидкой 20-30% , чего не может позволить себе добросовестный производитель. Это и есть те самые условия уличной драки - когда нет судьи, который следит за выполнением правил, а честному игроку, даже если он заведомо сильнее и техничнее своего, не соблюдающего правила соперника, невозможно победить. Если мы хотим осваивать казахстанский рынок, то в первую очередь необходимо вытеснить всех поставщиков контрафакта. Как это сделать?

Ставить клеймо производителя?

На изделиях есть именник.

Но ведь речь идет о контрафакте?

Для этого и необходимо усилить контроль, разработать правила, стандарты и установить жесткие санкции за их нарушение. В результате выиграет тот производитель, который будет их соблюдать. А остальные уйдут с рынка. То, что сегодня происходит в Казахстане, очень показательно. Либеральное законодательство - свобода для ювелиров, но для каких именно ювелиров? Которые завозят контрафакт? Казахстанским потребителям все равно, кто победит у них на рынке. В стране нет мощных ювелирных производств, но есть ниша, в которой никто, кроме местных мастеров, работать не сможет (национальные изделия), где у них нет и не будет конкурентов. Они не ставят перед собой задачу развить национальную ювелирную промышленность в сегменте массового спроса. У нас - противоположная ситуация.

Россия имеет все возможности стать лидером по объемам, по техническому развитию ювелирного производства, и задача нашего правительства - поддерживать индустрию. Система, которая действовала годами, эту защиту обеспечивала. Сегодня есть 3 рынка, которые демонстрируют положительную динамику продаж ювелирных изделий – это Россия, Китай и Индия. Европейские производители активно внедряются на растущие рынки, поэтому у нас и существует 20%-ная ввозная таможенная пошлина - чтобы защитить российских производителей ювелирных изделий массового спроса от иностранной конкуренции. Она останавливает ввоз в страну дешевой продукции, но для сегмента luxury не является заградительной. А жесткая система опробования и клеймения препятствует наводнению нашего рынка низкопробным товаром.

Так он все равно наводнен – контрафактом.

Это объясняется двумя причинами: экономической и криминальной. Об экономической упоминалось выше. Потребление ювелирных изделий в Европе сжимается, а мощности остаются. Производители с налаженным производством охотно предоставляют большие скидки. Некоторым поставщикам выгоднее ввезти в страну такие изделия нелегально. А 5 кг ювелирных изделий - ассортимент маленького магазинчика - можно провезти через границу в чемодане. Это большой соблазн. Что касается криминала, то до недавнего времени границы с Казахстаном были условны, и можно было оттуда привезти в Россию партию украшений с клеймом нелегально. Мы очень надеемся, что система единого таможенного пространства станет барьером для подобного контрафакта. На границе Казахстана со странами, не входящими в таможенный союз, будут предъявляться жесткие требования к такой продукции.  

Но крупные производства все-таки поддерживают либеральное законодательство.  

Если не будет системы, которая заставит производителей следить за качеством, то наш рынок не будет развиваться. В условиях конкуренции не могут победить все. Если убрать контроль и отменить клеймение и опробование – что получат потребители?

Гарантию производителей, как в странах Балтии, например.

Эта система работает, если поддерживается другими институтами. Существуют разные методы контроля, которые складываются исторически. В Прибалтике достаточно либеральная система пробирования поддерживается жесткой системой наказаний, при которой продажа контрафакта лишена смысла. Там недобросовестный производитель или поставщик мгновенно станет банкротом. А у нас за несоответствие указанным характеристикам предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей, это мизерная сумма для предприятия. Если мы отменим ныне существующую систему   контроля, то в первую очередь от этого пострадает потребитель.

В проекте Соглашения заложено взаимное признание клейм, то есть продукция российских производств с российским клеймом будет признаваться в Казахстане и не потребует дополнительного клеймения, а казахстанская продукция может попасть в Россию при наличии казахстанского клейма.

Получается, что все обязаны клеймить?

Да, если хотят продавать в России. Если нет - не обязаны. В проекте Соглашения указано, что «добыча драгоценных металлов и драгоценных камней с обеих сторон осуществляется в соответствии с законодательством стороны, на территории которой производится добыча». Это означает, что если компания добывает сырье на территории Казахстана, то будет это делать по законам Казахстана. То же самое касается производства, обработки и учета. Каждая сторона живет по своим законам, мы только согласовываем позиции, которые касаются перемещения товаров из одной страны в другую, там разные условия и их требуется гармонизировать. В проекте также указано, что на территории ТС не допускается совершение сделок с необработанными камнями, классификационные характеристики которых не определены. Если не определены (то есть, не определена цена), то это - повод для мошенничества. Чтобы его избежать, необходимо сертифицировать камни.

Но в Казахстане нет ТУ на камни, как в России.

Каждая страна устанавливает свои внутренние правила. Но есть и общие – запрещена продажа, если они не сертифицированы. Лом и отходы драгоценных металлов и камней подлежат сбору и обязательному учету во всех организациях, в которых образуются лом и отходы. Если их не учитывать, то тогда они попадут на нелегальный рынок.

В целом, порядок обращения ювелирных изделий устанавливается законодательством государства, на территорию которого они были перемещены. Контроль за их обращением также осуществляется в соответствии с законодательством страны, где оно происходит. Никаких единых надгосударственных норм не устанавливается. Но при этом Казахстан, без особого влияния с нашей стороны, планирует ужесточить контроль, чтобы усилить роль государства на рынке драгметаллов и камней.

Продажа ювелирных изделий, произведенных страной-участницей ТС, на территории другой страны-участницы, подлежащих в соответствии с Соглашением клеймению пробирным клеймом, без оттиска таких клейм будет запрещена. Это правило должно соблюдаться на всей территории ТС и означает, что если продавец привезет изделия без клейма, то не сможет продавать их в России. Нужно будет заклеймить их здесь. На мой взгляд, все правила очень простые.

Почему в обсуждении проекта соглашения не участвовали представители бизнеса?

Гильдия ювелиров участвовала в заседаниях, где так или иначе обсуждалась тема единого таможенного пространства. Не могу сказать, что они демонстрировали активную позицию в этом вопросе, хотя это их задача. Но мы не игнорировали представителей бизнеса. Дело в том, что порядок обсуждения документов в рамках ТС определяется единым комитетом трех стран, и мы соблюдали его. Если бы порядок предусматривал участие представителей бизнеса, неужели вы думаете, что мы бы их не пригласили?

Государство защищает интересы обеих сторон российского ювелирного рынка - потребителей и производителей. Создание разумного баланса между ними в целях эффективного развития рынка - задача непростая. Образование единого таможенного пространства, сам факт открытия границ, даст новый старт развитию российской ювелирной индустрии, потому что на этом пространстве у нее нет достойных конкурентов ни по объему выпускаемой продукции, ни по уровню технологического развития, ни по опыту работы на высококонкурентных рынках.

*см. «ЮО»/июль, 2011.

 

@"Ювелирное обозрение" 8\2011


IMG_0017