Неповторимый стиль Николая Суслова

02
октября
2021

Увидеть мир в одной песчинке
И Космос весь – в одной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность!

Эти строфы английского поэта и художника эпохи романтизма Уильяма Блейка не единственные в череде многочисленных поэтических ассоциаций, возникающих при созерцании удивительных образов полевых и луговых цветов, созданных художником, ювелиром и эмальером Николаем Николаевичем Сусловым. Судьба мастера и история его необыкновенной коллекции – украшений, панно и интерьерных композиций с эмалевыми цветами – совершенно особенные. С младенчества полностью утративший слух в результате болезни, Николай Суслов живет и работает в мире неизбывной тишины. Однако он сумел добиться больших успехов в разных областях деятельности, став даже серебряным призером в эстафете 4х100 метров в легкоатлетической программе на Х Всемирных играх глухих, проходивших в 1965 году в Вашингтоне.

Вместе с тем именно творчество стало для Николая той благословенной путеводной звездой, которая ведет его всю жизнь. Сначала это были занятия рисунком и живописью в детской художественной школе, затем учеба в Московском машиностроительном техникуме на технолога по обработке металлов, а в дальнейшем – знаменитая Строгановка. Там в 1969 году он окончил отделение подготовки мастеров по граверным работам, а в 1974 году получил диплом художника декоративно-прикладного искусства по работе с художественными изделиями из металла, дерева и других материалов. В 1970 году созданный им гравированный браслет демонстрировался на Всемирной выставке «Экспо–70» в Осаке (Япония). Работу, выполненную на втором курсе – чеканный кубок, сделанный по одному из произведений Оружейной палаты Музеев Московского Кремля – комиссия училища рекомендовала поместить в музей вуза, а несколько позже этот предмет был отобран для официального государственного подарка, преподнесенного королеве Великобритании Елизавете II.

Более четверти века, с 1974 по 2000 годы, Николай Николаевич работал художником-ювелиром на разных предприятиях: Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Русский сувенир», в объединении «Росмонументискусство» Московского специального управления и на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. В 1976 году еще одно изделие мастера – плакетка с изображением Московского Кремля, выполненная в технике горячей перегородчатой эмали и помещенная на папку - стала также подарком на высшем уровне, на этот раз генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу к его 70-летию.

Этот факт интересен тем, что в 70-е годы, когда многие художники только начали изучать классические эмальерные технологии, Николай Николаевич уже хорошо владел одной из них. Именно тогда он стал создавать свои украшения с эмалевыми цветами и впервые показал их в 1978 году на Осенней выставке произведений московских художников. Начиная с 2000 года, когда мастер стал заниматься независимой творческой деятельностью, он сосредоточился на создании своих уникальных флоральных композиций.

Карьера Николая Николаевича была успешной, о чем свидетельствуют многочисленные выставки и награды. Так, например, в 1976 году на конкурсе, организованном Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, за уже упомянутую плакетку «Московский Кремль» он получил премию, а в 1989 году – диплом участника Всемирного фестиваля изобразительных искусств глухих художников, проходившего в Торуне (Польша). Следует отметить, что работы на экспозицию фестиваля отбирало Министерство культуры Польши.

В 2004 году Николай Николаевич был удостоен первого места Международной премии «Филантроп». Его произведения с большим успехом демонстрировались и в России, и за рубежом - в частности, на Международной художественной выставке глухих художников в Пярну (1991, Эстония), российско-американской выставке глухих художников в Рочестере (1993, США), выставке произведений художников-инвалидов России в Брюсселе (1994, Бельгия), выставке изобразительных искусств России в рамках фестиваля «Неделя глухих» в Нью-Йорке (1994, США). Это далеко не полный список: с 1970 по 2020 годы в творческом арсенале художника 47 выставок (7 из которых персональные) и 7 наград. Его оригинальные произведения находятся в музейных и частных собраниях России, Великобритании, Германии и США. Подчеркнем, что на выставке в Национальном техническом институте глухих (National Technical Institute for the Deaf) в Рочестере фондом этого учебного заведения были приобретены все девять экспонировавшихся работ художника.

Сегодня в значительной коллекции Николая Николаевича Суслова, созданной им более чем за сорок лет, около 60 произведений. Они представляют собой полноценную тематическую музейную экспозицию, которую, как одну из персональных выставок автора, можно было бы назвать «Элегия цветов».

Наиболее ранними по времени создания являются колье, серьги и кольцо «Незабудка», представленные в настоящем издании. Гарнитур, ставший «первой ласточкой» будущей большой темы, демонстрировался на выставке 1978 года в Москве, в 1989 в Торуне, а также на многих других выставках. В 2002 году он был приобретен президентом Международной ассоциации эмальеров Германии Гертрудой Фишер. В этих украшениях уже проявилась зрелая художественная концепция автора. Она прослеживается в решении образа, в передаче ощущения первозданной красоты цветов, в их графической и пластической выразительности, построенной на гармоничном балансе между деликатной стилизацией и реалистичным отображением естественных природных форм, а также в скрупулезных ювелирных методах работы. На них хотелось бы остановиться несколько подробнее.

Николай Николаевич, с детства влюбленный в природу, стремясь как можно точнее передать скромное обаяние растений средней полосы России, осторожно и методично исследует как инженер. Штангенциркулем он производит тщательные обмеры изменяющегося в диаметре стебля, листьев, цветов, бутонов, семенных коробочек. В связи с этим на его эскизах множество пометок, фиксирующих изменения толщины стеблей, дифференцированный колорит листьев, цветов и так далее. Чисто рациональный подход вкупе с трепетным отношением к прообразу и профессиональное владение ювелирными технологиями позволили мастеру найти свой неповторимый стиль, основанный на технике горячих перегородчатых эмалей.

Обращение к этому способу художественной обработки металла у Николая Николаевича связано с Государственным историческим музеем: известный искусствовед Марина Постникова-Лосева занималась в фондах музея с художниками и показывала древнерусские предметы, созданные в этой технике и по преимуществу украшенные драгоценными камнями. Средневековые предметы изготовлены из золота и серебра, произведения Николая Николаевича – из нейзильбера. В определенном смысле избранные им средства художественной выразительности демократичны и минималистичны по отношению и к историческим памятникам, и к изделиям современных мастеров. В настоящее время, когда многие российские художники, получив лицензию, имеют возможность работать с драгоценными металлами и камнями (что было невозможно в Советском Союзе), у Николая Николаевича такой необходимости нет. Драгоценными являются сами созданные им композиции, в которых выверена каждая линия, каждый цветовой аккорд.

Наряду с произведениями, где эмаль занимает первостепенное место, как, например, в сете «Калужница болотная» (2000), «Водокрас лягушачий» (2002), «Чистотел обыкновенный» (2004), проникновенностью образов обладают и практически монохромные работы из металла, в которых эмаль не применяется. Такова лаконичная композиция «Сухая трава» (2004). Стройное серебристое растение высотой в 45 сантиметров состоит из двадцати четырех отходящих от стебля разновеликих по длине и конфигурации небольших отростков, метелочек. Большинство из них заканчивается удлиненными и заостренными семенными коробочками. Невольно ловишь себя на том, что вновь и вновь в сознании рефреном звучат слова Блейка: «… И Космос весь – в одной травинке!»

Из технико-технологических особенностей горячей перегородчатой эмали Николай Николаевич извлекает максимальный эстетический эффект: этот прием как нельзя лучше подходит для передачи фактуры листьев – напаянные на ребро металлические перегородки подобны рисунку прожилок. Во многих работах мотив листа мастер использует как главный образ, буквально нюансируя живописно-пластическое решение каждого листочка.

Колье «Вероника весенняя» (2003) выполнено в виде выложенных по абрису шейного украшения стебельков растения - небольших, слегка изогнутых, с множеством маленьких резных листочков. В центральной части колье спускающиеся справа и слева веточки находят друг на друга, образуя букет с тремя крохотными сиренево-желтыми эмалевыми цветочками. Всего в декоре предмета мастер использует 12 семенных коробочек, выполненных из металла, и 23 разновеликих эмалевых листочка, колорит которых варьируется. У основания стебля, образующего форму колье, листья насыщенного цвета морской волны, в середине они светло-зеленые, а ближе к краям – светло-коричневые. Глубина цветового тона изменяется и в листьях букета. Так в своих произведениях Николай Николаевич передает не только красочную гамму живой материи, но и блики солнечных лучей, эффекты светотени, запечатленные на глянцевых поверхностях эмалевых растений.

Средства художественной выразительности, найденные мастером в ювелирных украшениях, приобрели ассоциативно-образную глубину в настенных панно и отдельно стоящих композициях, которые воспринимаются как своеобразные картины и миниатюрная скульптура. По закону жанра и в соответствии с эргономикой функциональные предметы имеют выраженную условно-декоративную интерпретацию, тогда как неутилитарные произведения дают больший простор для самовыражения автора. Пожалуй, в этих работах полно и емко проявилась поэтика языка цветов, лирика и философия творчества художника-ювелира.

Неизменно эффектные произведения с замечательной пластикой стеблей, резных эмалевых листьев и цветов вызывают целую гамму чувств – ощущение непреходящего очарования природы и вместе с тем недолговечности жизни растений, радости восхищения их красотой и грусти их увядания. Кажется, лейтмотив этих композиций выражают поэтические строки Сергея Есенина:

«…Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».

Панно «Осенняя грусть: клен» (2012) буквально перекликается с есенинскими строфами. Это очень смелое, мастерски сформированное и безукоризненно выполненное произведение. В фокусе внимания художника не только свежие солнечно-зеленые листочки клена, но прежде всего крупные охристо-огненные «рваные» листья и голые ветки. Тщательность построения всей композиции и каждого отдельного элемента, соотношение выразительного графического рисунка и великолепных цветовых аккордов эмали производят сильное эмоциональное впечатление. Композиция воспринимается одновременно камерной и монументальной, сокровенно-личной и обобщающей некие непреложные законы жизни. Близка по состоянию, но менее драматична работа «Первый день зимы» (2014) с одиноким и прекрасным охристо-зеленым кленовым листом на фоне опустевших без листвы веток.

 Философский акцент присутствует и в мажорной, нарядной композиции «Жизнь печеночницы» (2008). Ее распахнутые сочные листья на волнообразно изогнутых стеблях словно подпружинены воздухом, восемь голубых мелких цветочков с желтой сердцевиной и шестью тычинками будто тянутся к солнцу. Растение показано в пору цветения, кульминационный момент его бытия. Вместе с тем на одном из листьев мы видим опавший голубой лепесток, рядом с белой вазой их два, а на стеблях виден уже рваный край одного из листиков; другой, уже почти увядший, с согбенным стеблем лежит у подножия вазы. Немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах писал, что «в быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита».

Характерной особенностью видения художника является индивидуальный подход к каждому растению, отношение к цветку или веточке как к индивидууму, обладающему своим неповторимым образом. В этом плане показательна композиция «Лист пиона» (2007), в которой стебель цветка был удостоен чести быть изображенным «собственной персоной», без цветка. Его ветви грациозны, листья многоцветны – зелено-красно-коричневые с желтым.

«Ветвь клематиса Жакмана» (2008), стоящая в прозрачной узкой вазе, имеет другой характер и стать. Это высокое 46-сантиметровое растение, стебель которого слегка изогнут, отходящие в стороны побеги с глянцевыми листьями цвета свежей зелени подобны взмаху крыльев, а великолепная темно-сиреневая эмалевая головка цветка с серебристыми прожилками буквально царит в композиции. Импозантная крупная «Орхидея фаленопсис» (2008) представляет собой длинную, дугообразно изогнутую в верхней части 48-сантиметровую ветку, на которой асимметрично и живописно расположены бело-розовые эмалевые цветы с темно-вишневыми сердцевинами, полураспустившиеся бутоны с тонкой дифференциацией цвета от серебристого к розовому и бледно-розовому, а также завязавшиеся почки и бутоны, выполненные из чистого металла.

Вазы, в которых стоят «растения», Николай Николаевич подбирает готовые, многие цветы не закреплены в них стационарно, поэтому можно формировать букеты, каждый раз создавать новые образы, меняя колористические, фактурные и, соответственно, эмоциональные акценты. То есть творческий процесс идет так же, как если бы цветы были собраны на лесной поляне или на лугу. Так, например, композиция «Сухая трава» (2007), о которой шла речь выше, воспринимается совсем иначе в букете с желтым и солнечным «Лютиком луговым» (2006), бледно-бело-бордовой «Гвоздикой забытой» (2008) и красной «Геранью лесной» (2007).

Именно в таком сочетании перечисленные растения были опубликованы на обложке буклета «Эмаль как зеркало растительного мира», посвященного творчеству Николая Николаевича. Один из членов жюри престижной Международной премии «Филантроп – 2004», Николай Прохоров, очень точно охарактеризовал мир самого художника: «В работах мастера, каким является Николай Суслов, присутствует глубокое художественное содержание. Он показывает пластику металла. Удивительные свойства – теплота и нежность, покой и равновесие, изящество и грациозность – все это сливается в единый неповторимый образ, созданный трудом и талантом непревзойденного мастера-ювелира».

Лариса Пешехонова,
искусствовед, старший научный сотрудник
Музеев Московского Кремля,
член Московского союза художников