Искусство или бизнес?

01
февраля
2017

В последнее время в сфере российского ювелирного искусства происходят неординарные события. С одной стороны, это впечатляющие победы на мировых конкурсах дизайна, а с другой - ликвидация художников-ювелиров как класса. И привычная отстраненность государства от того и от другого.

Проблема возникла полтора года назад, с выходом Постановления Правительства от 1 октября 2015 г. №1052, которым исключалась постановка на специальный учет в пробирных инспекциях физических лиц. До этого члены художественных союзов имели право становиться на спецучет и, соответственно, совершать все операции, связанные с оборотом драгоценных материалов, включая аффинаж драгоценных металлов. Такой особый статус художники-ювелиры получили благодаря пониманию со стороны тогдашнего руководителя Российской пробирной палаты Александра Переведенцева, издавшего на основании ходатайства Союза художников Москвы Инструкцию, утвержденную Приказом Минфина России №51н от 16 июня 2003 года «0 специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями». В этих документах наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями были указаны творческие работники (художники-ювелиры).
По мнению творческого сообщества, Постановлением от 1 октября 2015 г. была прежде всего нарушена приоритетность их прав в культурной деятельности по отношению к правам в этой области государства и любых его структур – то, что гарантировано Конституцией РФ и законодательством о культуре – в части обеспечения и защиты прав художников (Основы законодательства о культуре. Раздел I, ст.1; Раздел II ст.8, 10). Таким образом, профессиональные художники, специализирующиеся в авторском ювелирном искусстве и выставочной деятельности, фактически оказались в ситуации запрета на профессию: без документов спецучета они лишились права приобретения в личную собственность необходимых материалов и тем самым возможности воплощения в материальном объекте результатов своей интеллектуальной деятельности.
Несколько позже, 6 мая 2016 г. Постановление Правительства от №394 разрешило пробирным инспекциям принимать на клеймение ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов от физических лиц, но опять без уточнения - где и каким образом физические лица могут покупать материалы, необходимые для полного технологического цикла: драгметаллы и драгкамни, лигатуру, различные химикаты, а также пользоваться услугами аффинажной службы. Художники рассчитывали, что в связи Постановлением №394 служба Пробирная палата внесет уточнения в инструкцию, не ограничиваясь только регламентацией клеймения ввозимых ювелирных изделиях иностранного производства.
Обращения в Минфин РФ результата не дали: в ответах из министерства художественное творчество трактовалось исключительно как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, а художники-ювелиры склонялись к оформлению предпринимательства, что означает смену статуса, рода деятельности и профессии. Понятно, что при этом делался акцент на необходимость «учитывать особые свойства драгоценных металлов и драгоценных камней, в силу которых государственное регулирование отношений в области... добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется посредством установления государственного контроля и специальных требований к учету, хранению, перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней, к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также к субъектному составу лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели».
Но если с подходом Минфина можно соглашаться или спорить, то позиция Министерства культуры, по определению призванного защищать интересы творческих работников, вызывает как минимум недоумение. Отвечая на запрос начальника Административного департамента Минфина Александра Ахполова, директор Нормативно-правового департамента Минкультуры Наталья Ромашова пишет, что, поскольку в пункте 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ, где перечислены результаты интеллектуальной деятельности, которым на территории Российской Федерации предоставляется правовая охрана, драгоценные металлы и драгоценные камни не значатся, то и ювелирные изделия не относятся к указанным результатам интеллектуальной деятельности, поэтому «вопрос, обозначенный художниками-ювелирами в своем обращении в Минфин России, не находится в плоскости авторского права».
А дальше идет простая подмена понятий: «Также следует отметить, что законодательство Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности не увязывает авторство на произведение с предпринимательской деятельностью и не запрещает автору быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя для предоставления его произведению правовой охраны в качестве объекта авторского права».
В январе 2017 года в редакции «Ювелирного обозрения» состоялось обсуждение этой проблемы с инициативной группой художников. Результатом беседы стала выработка формулировки основных пунктов аргументации:

- ни в международном праве (рекомендации ЮНЕСКО), ни в Конституции (ст.15 п.4; ст.37. пп.1 и 2; ст.44, п.1) и законах Российской Федерации (ФЗ «Авторское право», ст.1268, 1270 в составе Гражданского Кодекса, ФЗ «Основы законодательства о культуре» №357, ст.9, 27) нет указаний о запрете авторам, творческим работникам применять и приобретать в личную собственность необходимые им материалы для творчества;
- после выхода Постановления №1052 от 1 октября 2015 г творческая и выставочная деятельность художников приостановлена, некоторые из них уже больше года без средств к существованию. Таким образом, решение этой проблемы жизненно важно — как для людей, так и для страны;
- не обязательно восстанавливать специальный учет для художников, достаточно завести в пробирных инспекциях реестр, куда вносить только членов соответствующих секций творческих союзов, имеющих право приобретать необходимые драгоценные материалы для создания культурных ценностей, а также лигатуру и химреактивы, пользоваться услугами аффинажных предприятий.
- поскольку «производственные мощности» художника-ювелира не превышают 1-3 изделий в месяц, ввести свободный график посещения пробирной инспекции для их клеймения. Такая мера не нарушит график работы пробиреров. Следует учесть и то, что художники получают приглашения участвовать в престижных выставках, конкурсах, в том числе зарубежных, и технические сложности должны быть устранены*.

Вскоре после этого обсуждения члены инициативной группы встретились с заместителем председателя Московского союза художников Алексеем Петровым, в результате которой достигнута договоренность о том, что руководство Союза детально ознакомится с законодательными правами авторов и с помощью юристов Академии художеств изложит все наработки в официальном документе, с которым можно будет обращаться в различные инстанции, причастные к проблеме.
Справедливости ради надо сказать, что в диалогах художников с представителями органов государственной власти с их стороны периодически возникали моменты понимания ситуации и желание ее исправить. Именно это обстоятельство вселяет надежду на то, что авторское ювелирное искусство, которое работает на имидж нашей страны, получит возможность комфортного развития. Редакция «Ювелирного обозрения» примет участие в подготовке документов и направит запросы в соответствующие ведомства. Будем держать читателей в курсе событий, касающихся столь чувствительной для ювелирного искусства темы.

@Ювелирное обозрение, 3\2017