Дэвид Кэй: Алмазный рынок хрупкий, но к 2018 году будет нехватка предложения

19
декабря
2016

Еще один «сайт», еще один респектабельный показ для De Beers, которая заявила в начале этого месяца, что объем продаж алмазов на ее девятом торговом цикле составил $470 млн по сравнению с $494 млн в это же время в прошлом году. De Beers проводит десять сайтов в год - встреч со своими покупателями, специально отобранными огранщиками и полировщиками, которым De Beers поставляет свои алмазы. В этом году есть признаки того, что алмазный рынок стабилизировался, хотя происходит это на низкой базе отсчета. «Вселяет уверенность то, что девятый цикл 2016 года показал сохранение хорошего спроса на алмазы De Beers, и объем продаж находится в соответствии с ожидаемой структурой сезонного спроса», - сообщил Брюс Кливер (Bruce Cleaver), главный исполнительный директор De Beers, в отчете компании.
 
В настоящее время существует два взгляда на алмазный рынок. В краткосрочной перспективе условия все еще слабые. «Есть несколько обнадеживающих признаков, и торговля алмазами через Антверпен, а также импорт алмазов в Индию в сентябре выросли», - сказал Майлз Олсоп (Myles Allsop), аналитик из UBS. Но вообще рынок неустойчивый, поскольку «… в среднесрочной перспективе значительное повышение цен маловероятно». Есть еще одна долгосрочная перспектива, исходя из которой будущие планы алмазной отрасли долгое время увязывались со значительным дефицитом новых месторождений алмазов. Алмазы обнаруживают либо около рек, где они откладываются за счет эрозии, либо около жерла старых вулканов, известных как кимберлиты. Хотя в мире существуют сотни вулканов, лишь немногие кимберлиты содержат алмазы в достаточном количестве, чтобы можно было гарантировать их добычу для гранильной промышленности. По мнению аналитиков, примерно в 2018-2020 годах отсутствие новых месторождений начнет оказывать положительное влияние на цены на алмазы.
 
«Наша глобальная модель собственной разработки подтверждает возникновение в долгосрочной перспективе выгодного дефицита новых предложений алмазов после 2018 года», - заявил Macquarie Bank в своем недавнем отчете. «Будет существовать реальная нехватка природных камней после 2020 года, поскольку до сих пор не достигнуто большого успеха в геологоразведочных работах», - сказал другой аналитик.
Это хорошие новости для Anglo American, которая владеет 85% компании De Beers, хотя следует отметить, что участие британской группы в алмазном бизнесе не полностью отражает эту долю, поскольку ее партнер Debswana, которой принадлежит 15% De Beers, забирает непропорциональную долю добываемых на ее рудниках камней в соответствии с соглашением, заключенным между ними. Тем не менее ожидается, что алмазы придадут перестройке организационной структуры компании Anglo American импульс, поскольку она стремится сосредоточивать свое внимание на них, а также на платине и меди. Еще следует отметить, что ее соперник BHP Billiton ушла с алмазного рынка, а алмазные предприятия Rio Tinto сворачивают работу.
 
Естественно, существуют риски для такого большого оптимизма. Один из рисков – крайняя неустойчивость так называемого «мидстрима» (огранщиков и полировщиков бриллиантов), которому De Beers продает свои алмазы. Мидстрим обычно работает, получая очень низкую прибыль, и повышает элемент волатильности в алмазном секторе, особенно когда трудно получить кредит. Это происходит все чаще, и, хотя в мидстриме в настоящее время дела выглядят неплохо, условия могут быстро измениться. Во-вторых, есть потребитель. Соединенные Штаты долгое время были самым крупным рынком для ювелирных изделий с бриллиантами, на который приходилось около 40-50% объема потребления – ситуация, когда «все яйца сложены в одну корзину», что и беспокоит аналитиков. Одиннадцать кварталов подряд рынок США показывал рост объема продаж бриллиантовых ювелирных изделий, что помогло смягчить сокращение рынка в других местах, но мировой объем продаж таких ювелирных изделий все же упал в прошлом году на 2% - до $79 млрд. Именно по этой причине De Beers настойчиво проводила в последнее десятилетие в Китае маркетинговые кампании, продвигая на рынке свадебные ювелирные украшения с бриллиантами. Поскольку экономика Китая из инвестиционной превращается в экономику, где движущей силой являются потребители и услуги, объем продаж, как ожидалось, должен был возрасти, но такого не в последнее время не происходит. «В Китае ювелиры продолжают сообщать о неважных результатах», - отмечает Macquarie Bank, добавляя, правда, что замечены «начальные признаки восстановления рынка» в связи с недавним увеличением общего объема импорта бриллиантов. «Вообще, наша группа по исследованию предметов роскоши ожидает скромный рост рынка в 4% в среднесрочной перспективе по сравнению с 8% за период 2005-2015 годов», - говорится в отчете банка.
 
С точки зрения инвесторов, Anglo остается лидером в добыче алмазов. Но Macquarie Bank считает, что инвесторам следует также рассматривать возможности роста доли Firestone Diamonds и Petra Diamonds, а в плане расширения темы предметов роскоши – роста Gemfields, в которой Pallinghurst Resources, зарегистрированная на Йоханнесбургской фондовой бирже (Johannesburg Stock Exchange, JSE), владеет долей в 47,5%. Это игроки, которые, появившись на рынке, заполнят брешь, оставленную такими компаниями, как BHP Billiton. Firestone наращивает объем производства на своем руднике Ликхобонг (Liqhobong) в Лесото до одного миллиона каратов в год и располагает потенциалом увеличения чистой стоимости актива на 62%, заявил Macquarie Bank. А Gemfields намерена почти удвоить объемы производства на рудниках по добыче рубинов и изумрудов в следующие три года, в то время как Petra Diamonds - после почти десяти лет инвестиций - может увеличить объем свободных денежных средств на 20% в 2018 и 2019 финансовых годах. miningmx.com Перевод Rough&Polished