Что если убить художника?

04
февраля
2019

     «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества…» (Конституция РФ, ст. 44). «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями» («Основы  Законодательства РФ о культуре», ст. 10)

О чем еще может мечтать художник? Все идеально.  Ведь он творец.  Человечество всегда тянется к прекрасному, и художник, как проводник, направляет и задает вектор культуры. Он даже в идеальных условиях уязвим: ведь  рассчитывать может  только на себя. В нашем Отечестве лишь недолгие промежутки времени были благосклонны к художнику, особенно художнику– ювелиру. Расцвет этого роскошного вида искусства пришелся на рубеж 19-20 веков, когда блистали  К. Фаберже, И. Сазиков, И. Маршак, И. Хлебников и многие другие. Они представляли Россию на многочисленных зарубежных выставках в области ювелирного искусства и являлись гордостью страны.

С приходом Советской власти все меняется: в 1924 году А.Луначарский  провозглашает официальный  взгляд  партии на искусство - возникает идеологическая установка на «пролетарское искусство» и запрет художникам на работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями.  Почти на 100 лет Россия выпала из всемирного развития авторского ювелирного искусства. Изоляция, отсутствие возможности участвовать в международных выставках привели к значительному отставанию нашей страны в сфере искусства, так же как и в других областях.

С середины 90-х у ювелиров вновь появляется возможность  работать с драгоценными материалами. Это было прекрасное время подъема ювелирного искусства. Открылась возможность творить, не оглядываясь и не пресмыкаясь. Появилась надежда, что теперь все возможно, все достижимо и нет преград. Год за годом на выставках и конкурсах работы ювелиров поражали зрителей новыми идеями  и уровнем исполнения. Показать красоту металла, игру камня, проявить фантазию и облечь их в эстетичную форму доступно только поэту своего дела. Приходят на память слова Карла Фаберже: «Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, драгоценностей больше.  У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники!»

«Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни…» - так трактуется статус художника  в «Основах  Законодательства РФ о культуре». Здесь же в статье 3 говорится, что «Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права, …обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности» («Основы  законодательства РФ о культуре», ст.27)

К сожалению, последние годы отнимают повод для оптимизма: ужесточается законодательство, меняются условия  творчества, художника загоняют в угол. Накануне 100–летия  Творческого союза художников как гром среди ясного неба прогремело Постановление Правительства №1052 от 1 октября 2015 года, которое лишало творческих работников возможности пользоваться услугами пробирной инспекции как физические лица. Затем Постановлением Правительства № 394 от 6 мая 2016 года были утверждены правила анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в том числе представляемых физическими лицами, но без уточнения прав физических лиц – творческих работников. А на заключительном совещании в Минфине РФ 28 сентября 2017 года было уничтожено само понятие «художник»: на нем художникам предложили легализоваться лишь в двух вариантах: либо индивидуальный предприниматель – либо  юридическое лицо.

Тем самым художники – ювелиры лишились законодательной защиты и статуса творческих работников с потерей предусмотренных для них льгот. Между тем в законе сказано, что «Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства» («Основы  законодательства РФ о культуре»,  ст. 31). Как создавать, когда связаны руки? Как работать, когда требования к творческому работнику и ювелирному заводу одинаковы? 

Принуждение к предпринимательской деятельности является нарушением Конституции России, федеральных законов и авторских прав, противоречит рекомендациям ЮНЕСКО. Наконец, есть постановление Арбитражного  суда Московского округа № КГ–А 40/7525-06 от 21 августа 2006 года, в котором сказано, что «Творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности». Какие еще основания и аргументы нужны, чтобы побудить регулирующие органы разрешить эту ситуацию!?  

Творцы – не дельцы! Это люди другой нервной организации, иного мироощущения. Некоторые работы делаются годами, чтобы достичь равновесия замысла и исполнения. Предпринимательство же, напротив, нацелено на получение постоянного дохода. Нужно понимать разницу между предпринимателем, выпускающим тысячи изделий в год, и автором двадцати–тридцати  художественных композиций, а иногда одной–двух. Если на художника возложить бухгалтерскую и административную нагрузку,   у него просто не останется времени на творчество. Те доли процента, которые авторы занимают в ювелирной отрасли, не наполнят бюджет страны, но принудительное изъятие этих копеек нанесет непоправимый урон культуре. Ценность художника состоит в том, что он задает планку. Обложить его налогом - это все равно, что обложить налогом музей за то, что в нем хранятся подлинники.

Проблема касается весьма узкого круга лиц: художников-ювелиров  насчитывается максимум 1 000 человек на всю Россию. Но в этой «Могучей кучке» - победители многочисленных всероссийских и международных конкурсов, авторы, чьи работы хранятся в Эрмитаже, Оружейной палате, в зарубежных музеях и частных коллекциях. Если художников погонят в предприниматели, авторское ювелирное искусство будет поставлено на грань исчезновения. Может быть, так происходит потому, что художники не представлены ни в Госдуме, ни в Совете по культуре при Президенте РФ – там только артисты, музыканты и певцы. В результате судьбу художников решают чиновники, далекие от искусства и не имеющие понятия, как кусок золота или серебра превращается в шедевр.

Постановление Правительства №1052 от 1 октября 2015 года фактически одним росчерком пера уничтожило ювелирное искусство в России. Как во времена СССР, Россия через некоторое время не будет представлена на значимых международных выставках и конкурсах, снова выпадет из мирового контекста в авторском искусстве.

На сегодняшний день разрешения на работу с драгоценными металлами, оформленные в 2015 году, не закончились буквально у единиц, растет социальная напряженность от того, что превосходных мастеров, гордость страны лишили средств существования и будущего. Но разве это отразилось сколько-нибудь заметно на объемах  оборота драгметаллов? Художники-ювелиры всегда создавали единичные авторские работы, а не ворочали тоннами штамповку. А для борьбы с незаконным оборотом драгметаллов и драгкамней, в конце концов,  существуют соответствующие службы.

Художники-ювелиры пытаются отстаивать права, которыми они законодательно обладали до принятия этого документа, обращаясь во все инстанции, от Минфина и Пробирной палаты РФ до Государственной Думы и Администрации Президента РФ. Письма были направлены на РБК, в «Новую газету», на «Эхо Москвы». Результата нет, никого не интересует судьба искусства и людей искусства в этой стране - ни чиновников из власти, ни либеральную прессу. Художник снова, как это не однажды бывало в отечественной истории, стоит один на один с идеологией, вечный гоголевский «маленький человек» перед громадой государства.

     

Лейла Кроль,                                                         

искусствовед, художник–ювелир,

член Творческого союза художников Санкт-Петербурга