Золото Au - 2476,59 руб/гр.
Серебро Ag - 31,04 руб/гр.
Платина Pt - 1635,6 руб/гр.
Палладий Pd - 1839,03 руб/гр.
 

Доклад Генерального директора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина на общем собрании Ассоциации

26
апреля
2016
 
I . Анализ сегодняшней ситуации в отрасли и в Ассоциации..
1. Условия ведения бизнеса в России за последние несколько лет сильно изменились, и изменились не в лучшую сторону. Это касается не только нашей ювелирной отрасли, но и в всех отраслей экономики. Руководящая, регулирующая и направляющая роль государства усиливается во всех сферах общественной жизни, и не только в экономике. Те, кто этого не ощущает, либо очень толстокожи, либо у них уже атрофировались органы чувств. Усиление регулирующих функций государства и углубление вмешательства в экономику подкрепляется притоком в органы государственной власти и управления молодых, энергичных, амбициозных, хорошо образованных и хорошо мотивированных специалистов. Я бы сказал, что по качеству кадров государство выигрывает у частного сектора.

2. В такой ситуации, отстаивать и защищать интересы предпринимательского сообщества для любых отраслевых объединений стало в разы сложнее. На всех площадках, где имеется возможность контактировать с представителями государственных органов, мы сталкивались с «легионами» юристов, экспертов, экономистов и прочих специалистов.

3. Решать проблемы нашего сообщества старыми дедовскими способами уже стало невозможно. Необходимо осваивать новые методы, подбирать новые подходы и изыскивать новые резервы. Изменилась жизнь, изменился рынок, изменилось регулирование.

II. Основные вызовы, на которые необходимо сегодня отвечать..
1. Катастрофическое падение спроса, катастрофическое падение продаж, и как следствие, падение объемов производства ювелирных изделий в 2015 году:
- из золота на 40 %
- из серебра на 20 %
2. В отрасли начались массовые проверки с последующим предъявлением претензий по незаконному возмещению НДС при покупке драгоценных металлов с доначислением НДС в серьезных размерах. Также начались проверки на предмет аффилированности компаний с предъявлением претензий по дроблению бизнеса для ухода от уплаты НДС.
3. У предприятий отрасли возникли серьезные затруднения в кредитовоании и перекредитовании. Появилась практика предъявления кредитными организациями исков о банкротстве к производственным и торговым предприятиям.
4. Вступила в силу новая редакция ФЗ 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» с целым рядом поправок и новаций, негативно влиящих на отрасль: а) изменено понятие «аффинаж» и упрощены критерии, по которым драгоценные металлы относятся с «аффинированным» (отменены требования по виду и маркировке, занижена проба); б) запрещено использование в производстве лома ювелирных изделий и отходов ( за исключением собственных); в) установлена система контроля за предприятиями отрасли со стороны регулятора.
В области контроля регулятор наделяется большим объемом полномочий, а предприятия лишаются ряда прав и гарантий, предоставленных 294-ФЗ:
- не установлен перечень обязательных требований, подлежащих контролю;
- угроза имуществу юридических и физических лиц устанавливается как основание для внеплановой проверки;
- внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой.
Правительством утвержден целый перечень НПА, которые были разработаны в связи с изменениями в 41 ФЗ, в том числе:
- правила продажи;
-порядок опробования и клеймения;
-порядок постановки на спецучет;
- правила учета и хранения и т. д.;
5. Постановление Правительства № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров» ввело новые требования:
а) обязательное указание на искусственное происхождение камней;
б) обязательное указание на факт облагораживания камней
6. Вступила в силу поправка в ФЗ 115 «О противодействии легализации...», которой установлены пороговые значения, при которых допускается возможност не проводить процедуру идентификации клиента: для расчетов наличными 40 тыс. руб., для оплаты картой – 100 тыс. руб.
7. Появился прецедент - судебное решение о блокировке сайта. Обоснование – ПП №612 от 27.09.07 «Правила продаж товаров дистанционным способом» запрещают продажи ювелирных изделий через Интернет, т.к. они включены в перечень товаров, оборот которых запрещен или ограничен.
8. Полным ходом идут межправительственные переговоры о взаимном признании пробирных клейм стран-членов ЕАЭС. В условиях сохранения значительных отличий в системе пробирного надзора и в условиях ведения предпринимательской деятельности как в части госрегулирования, так и налогового и таможенно-тарифного регулирования это представляет новую серьезную угрозу для российского рынка.
9. Правоохранители возобновили практику уголовного преследования по ст. 191 и 192 УК РФ. Возобновились попытки предъявить претензии по уклонению от аффинажа собственных отходов по операциям до 10 мая 2015 года и появились претензии по уклонению от аффинажа лома ювелирных изделий и товарных концентратов по операциям после 10.05.15.
10. Принято решение о закрытии постов пробирного надзора на ювелирных предприятиях.
11. Время от времени проявляются скрытые угрозы введения акцизов и запрета на дистанционную торговлю

III. Деятельность Ассоциации.
Я убежден - первое и главное, что необходимо сделать для обеспечения возможности решать стоящие задачи – это придать веса и значимости нашей Ассоциации в сознании всего ювелирного сообщества, представителей органов власти и управления и, конечно, потребителей. Если этой цели нельзя достигнуть за счет увеличения численности членов Ассоциации и роста бюджета, то нужно достигнуть ее за счет активной позиции, вездесущности, пиара и рекламы.
Гильдию должно быть слышно «из каждого утюга». Позитивное информационное поле должно быть не только вокруг Гильдии, оно должно проникнуть в мозги «государевых людей» – это единственный способ достучаться до их сознания. Диалог, дискуссия, переговоры, поиск компромисса, объяснение, убеждение и даже интриги – это весь арсенал доступных нам средств. Мы использовали разнообразный набор инструментов в своей работе: запросы и деловая переписка; участие в Круглых столах; организация Круглых столов; совещания; семинары; форумы; конференции; комитеты; рабочие группы; консультации; бизнес-диалоги

IY. Результаты деятельности.
1-я цель – придание Ассоциации в профессиональной среде и среде служащих государственных органов власти и управления имиджа национальной (общероссийской) общественной организации, объединяющей предприятия, нацеленные на ведение цивилизованного и социально- ответственного бизнеса. Эта цель, по моему мнению, постигнута, потому что:
а) Мы изменили систему коммуникативных связей, мы стали более открытми, более общительными, более понятными, более прозрачными и более оперативными;
б) нам удалось консолидировать ювелирное сообщество, мы нашли взаимоприемлемые формы взаимодействия как с общественными объединениями ювелиров, так и с отдельными участниками рынка.
в) Мы ощущаем в определенной степени признание места и роли Ассоциации и уважительное отношение со стороны государственных органов.
г) Коммуникативная роль Ассоциации в вопросах отраслевого регулирования повысилась значительно.
2-я цель- Повышение статуса ювелирных изделий по сравнению с товарами- заменителями. Эта цель не достигнута.
Причины:
а) мы не можем определить исчерпывающий перечень товаров-заменителей;
б) мы не можем определить параметры изменения статуса ювелирных изделий;
в) мы не можем выделить бюджет для работы по повышению статуса ювелирных изделий;
г) самое главное - сами участники рынка делают все возможное и невозможное для дальнейшего снижения статуса ювелирных изделий.
Я считаю, что «черпать воду решетом» - занятие бессмысленное. Используя доступные нам средства, мы занимаемся популяризацией ювелирных изделий, пропагандой их потребления, рекламой инвестиционной составляющей в ювелирных изделиях.
3–я цель Создание механизмов защиты производителей и потребителей ювелирных изделий от нелегального ввоза и контрафакта. Здесь нам есть чем похвалиться, цель достигнута! Об этом свидетельствуют данные пробирной палаты – легальный импорт сокращается в 2 раза быстрее отечественного производства, и экспертные оценки нелегального ввоза – падение в 3 раза. В какой-то мере, разумеется, помогла девальвация национальной валюты и действия ЦБ, ФНС, ФСБ и МВД по перекрытию каналов вывоза капитала.
4-я цель Создание отраслевых норм и правил цивилизованного ведения бизнеса:
а) разработан ОСТ «камни» на очереди «ювелирные изделия»;
б) разработана и принята «Декларация о добросовестном ведении бизнеса»;
в) разрабатывается Кодекс деловой этики Ассоциации
5-я цель Создание благоприятных условий нормативно-правового и таможенно-тарифного регулирования для ведения предпринимательской деятельности в ювелирной отрасли России.

1. По ФЗ 41
- «Объединение аффинажных заводов» добивалось полной монополизации аффинажа и торговли п/ф из золота;
- Удалось отстоять собственные отходы и собственный лом;
- Переработка собственных отходов не признается аффинажом.
- Перевозка ювелирных изделий и драгоценных металлов освобождена от охраны.
- Изделия из серебра до 3-х граммов освобождены от клеймения.
-АЛРОСА настаивала на признании всех облагороженных драгоценных камней синтетическими и на введении сертификации ювелирных изделий с бриллиантами.
- Ограничились корректировкой Правил продаж
- Устранены противоречия между 20 и 22 ст. старой редакции.

2. По 115 ФЗ
- изначальный порог в 15 т.р. увеличен до 40 т.р. при наличном расчете и 100 т.р. при оплате картой.
3. Процедура постановки на спецучет максимально упрощена.
4. Перечень проб (в проекте) расширен в соответствии с пожеланиями участников рынка.
5. Проблемы с ФНС
- есть диалог и предложен алгоритм решения проблемы, исключающий доведение до банкротства.
6. НДС на аффинированные драгоценные металлы.
7. Ввозные пошлины на камни.