Золотое дно: российский рынок luxury переживает тяжелейший кризис в истории

25
января
2017

Богатые тоже плачут: в 2015 году российский рынок luxury, согласно оценке Discovery Research Group, в натуральном выражении потерял примерно 20%. Причины понятны: средневзвешенный курс доллара по отношению к рублю в 2014 году составил 37,97 рубля, в 2015-м — 60,9. В результате в рублях продажи немного выросли (с 359 млрд рублей в 2014 году до 397 млрд в 2015-м), в долларах — упали почти на четверть.

В 1998–1999 годах посадка была ещё более жёсткой («Дистрибьюторы эксклюзивных товаров из-за кризиса потеряли в России до 50% оборота», —писал журнал «Деньги»), но рынок тогда только формировался, поэтому, например, Bain & Company именно нынешний кризис роскошного потребления называет самым тяжёлым в российской истории. В 2008–2009 годах продажи люксовых товаров, по оценке Bain & Company, в России упали всего на 5% и уже в 2010 году выросли сразу на 10%. На этот раз восстановление ожидается не раньше 2019 года, самый вероятный сценарий на ближайшее время — стагнация.

«Секрет» разобрался, как рынок роскоши и его аудитория изменились за первые два года этого кризиса.

Украшения

Премиальные украшения в России стоят не менее $5 000 за изделие. Самые роскошные — те, за которые просят $80 000 — 100 000. Основные игроки — Harry Winston, Cartier, Van Cleef & Arpels, Tiffany & Co, Mikimoto и другие. На кризис все они реагировали синхронно — повышали цены при каждом заметном ослаблении курса рубля. В 2012 году, например, часы Harry Winston Ocean Sport Collection обходились покупателю примерно в 900 000 рублей, в 2016-м — в 1,5 млн. Падения продаж при этом никто не наблюдает.

В компании FreyWille «Секрету» заявили, что вообще не чувствуют кризиса, потому что «их ювелирные изделия сопоставимы с произведением искусства». Чем более нервной становится атмосфера в мире, тем большим спросом пользуется физическое золото. «У целевой аудитории, способной приобретать украшения дороже 200 000 рублей, мы не наблюдаем снижения покупательской способности», — говорят и в пресс-службе компании «Адамас». Фэшн-директор ЦУМа и вице-президент компании Mercury Алла Вербер видитпричину устойчивости сегмента в том, что дорогие аксессуары — последнее, на чем экономит привыкшая к роскоши публика: «Мы все знаем, что женщина может купить себе дешёвую майку, но не обувь, часы, ювелирные украшения или сумку».

Управляющий партнёр UFG Wealth Management Оксана Кучура рассказывает, что инвестиции в украшения приобрели популярность во время кризиса 2008–2009 годов: аукцион Christie’s в Женеве тогда собрал рекордное количество покупателей и заработал $33,9 млн. При этом президент Christie’s Франсуа Курьель отметил, что 89% из 220 ювелирных лотов ушли к абсолютно новым покупателям. Женевский ювелирный аукцион Sotheby’s собрал $54 млн, объём спроса в два раза превысил первоначальную оценку. Сейчас в России похожая тенденция — украшения покупают, чтобы сохранить деньги.

Устойчивый спрос даже мотивирует ювелирные дома открывать новые магазины. Марка Bvlgari, которая продаёт украшения стоимостью от 1000 до 10 млн евро, называет российский рынок одним из приоритетных направлений и недавно объявила, что планирует в ближайшие десять лет открыть в России шесть новых магазинов. Екатерина Петухова из Texere Advisors объясняет, что премиальные бренды Bvlgari вроде вкладываются в Россию, потому что верят в светлое будущее. «В большей или меньшей степени Россия всегда находится в состоянии турбулентности», — рассуждает эксперт.

Некоторые независимые наблюдатели, впрочем, настроены не столь оптимистично, как представители брендов. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс в 2015 году отмечала, что «продажи ювелирных компаний в штучном выражении сократились на 20–25%, при этом импорт ювелирных изделий за первую половину 2015 года сократился почти в два раза». Компании, по ее словам, распродавали остатки товаров от закупок 2014 года. Большие остатки сформировались из-за резкого падения спроса и перезаказа в 2014 году — заказы формировали на основе оптимистичных прогнозов по результатам 2013 года, которые не сбылись. http://secretmag.ru/

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке