«Золотая лихорадка» в России приведет к масштабному воровству?

14
января
2017

 

В России продолжаются споры о том, надо ли запускать «золотую лихорадку» в стране. Магаданская область, Якутия и Забайкальский край активно лоббируют принятие закона, разрешающего в России добычу золота частными лицами. Это поможет развитию малого и среднего бизнеса в стране и нарастить добычу золота, что в кризис точно не помешает. Однако так ли это на самом деле?

Еще в прошлом году российское правительство получило на согласование поправки в закон о вольном приносе золота, который может разрешить разработку месторождений частным лицам. На первом этапе нововведения планируют протестировать в Магаданской области, и если попытка окажется успешной, подобная практика будет введена и в других регионах.

«Люди, которые добывают золото, получают в зарплату всего 15% от стоимости грамма золота в 2,4 тыс. рублей. Это 360 рублей. А за краденное золото можно выручить в пять раз больше»

Внесенные коррективы упростят процедуру получения лицензии на разработку золотых приисков для простых граждан. Планируется предоставить в пользование участки не более 0,15 кв. метра, от которых отказались крупные игроки рынка с запасами россыпного золота, не превышающими 10 кг сроком на пять лет.  В России частным лицам запрещено заниматься золотодобычей с 1954 года. Но Магаданские власти пытались узаконить «свободных старателей» еще начиная с 1990-х.

Главным аргументом в поддержку законопроекта, разработанного Минприроды РФ, в министерстве природы Магаданской области называют трудоустройство жителей отдаленных районов, передает ТАСС. Такая реформа позволит снизить социальную напряженность без дополнительных инвестиций, направленных на создание рабочих мест. Во-вторых, регион станет более привлекательным, это обеспечит приток населения, считают в местном ведомстве.

С этим согласны и в Якутии. Вольный принос золота благоприятно отразится на развитии малого и среднего бизнеса, повысит занятость населения, легализует теневой бизнес в этой сфере, заявил депутат законодательного собрания республики Виктор Федоров. Вольноприносительство приведет к развитию промышленного туризма в регионе: люди поедут в Якутию добывать золото, говорит директор финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета Александр Кугаевский. По мнению красноярских ученых, которые в феврале 2016 года также выразили свою поддержку этой инициативе, возрождение индивидуальной добычи золота позволит вывести из тени «черных» старателей, которые нелегально добывают цветные металлы на севере края.

Страна получит дополнительные объемы желтого металла, которые сегодня часто попадают на черный рынок, говорил ранее министр природных ресурсов и промышленной политики Забайкалья Олег Поляков. В кризисные времена изменить данную ситуацию, по его мнению, особенно важно. Итого в числе плюсов принятия нового закона: бюджет получит дополнительные доходы благодаря росту добычи золота минимум на 300 кг драгметалла. Это станет стимулом для развития малого и среднего бизнеса в регионах. Будут созданные новые рабочие места: закон позволит трудоустроить как минимум 2 тыс. человек. Наконец, закон обеспечит приток людей в малонаселенные регионы страны.

Разгул воровства

Однако есть и противники такой «золотой лихорадки». Главный минус легализации частной добычи золота – это разгул коррупции, воровства и криминалитета. Категорически против принятия этого закона в Союзе старателей России. «Когда я спросил, сколько таких участков имеется на балансе Роснедр, оказалось, что по всей Магаданской области всего 40 участков, соответствующих законопроекту. Речь идет о том, чтобы дать работу этим 40 работникам и вокруг этого надо пляски устраивать?»,  - говорит газете ВЗГЛЯД председатель Союза старателей России Виктор Таракановский.  

По его мнению, этот закон не решит ни одной задачи – ни уменьшит безработицу, ни привлечет новых людей в отдаленные регионы, ни увеличит рост добычи золота в стране. Во-первых, по его словам, никто не будет вручную добывать золото с рассыпных месторождений, так как это тяжелый и невыгодный труд. «Вы знаете, сколько грамм в кубометре песков на рассыпных месторождениях? Сейчас если полграмма на кубометр есть, то хорошо. А вы представляете, что значит кубометр земли на тачке привезти и промыть?», - удивляется Таракановский. «Чтобы горное предприятие нормально работало, выработка на нем должна быть не меньше 2 кг на человека за сезон. Этой цифры никогда никакие вольноприносители вручную с лопатами, ломами, тачками и проходнушками не сделают, - уверен собеседник. По его словам, 40 человек от силы могут добыть, если честно будут работать, 50 грамм каждый или 2 килограмма за сезон.

Сейчас цены на золото доходят до 1200 долларов за унцию (31,1 грамм). Грамм стоит примерно 40 долларов или 2400 рублей. То есть за сезон можно заработать 2000 долларов (около 120 тыс. рублей). А длится он с марта-апреля по ноябрь, то есть почти 10 месяцев. За месяц заработать получится 12 тыс. рублей. Вряд ли найдется много желающих за такие небольшие деньги отправиться из европейской части России жить в тайгу. А любители приключений очень быстро бросят эту затею.

«В Магаданской области было 550 тыс. населения в конце 80-ъ, сейчас осталось всего 146 тыс.  Остальные уехали оттуда. Там стоят десятки разрушенных поселков, где нет никого. Из 146 тыс. оставшегося населения, 70% живут в самом городе Магадане. Весь край обезлюдел. Какой новый народ придет? На сотни километров нет ни жилья, ни продовольствия, ничего», - рассказывает председатель Союза старателей России. Однако отсутствие положительных последствий не так страшно. Главное, что принятие закона принесете непоправимый разгул криминала. Таракановский поясняет, что начнут больше воровать с горных предприятий. Попросту начнут выносить золото с заводов, и под видом собственноручно добытого драгметалла легально сдавать. Эксперт соглашается, что и сейчас такое воровство имеет место быть, и теневой рынок существует. По оценкам, он составляет минимум 10% от добычи золота в стране.

Однако разрешение частным лицам добывать золото вручную и появившаяся возможность легально сдавать драгметалл приведет к тому, что масштаб этого воровства с предприятий приобретет катастрофический размах. Иными словами, сейчас воровать рискуют не все из-за страха оказаться в тюрьме или иметь дело с криминалом. Другое дело, когда можно будет вполне легально продать украденные граммы и килограммы. Желающих выносить золото с предприятий прибавится в разы. Собеседник приводит в пример принятый в 1990-х годах в Магаданской области местный закон о золоте, разрешающий добычу частными лицами. «Когда в 90-х начал действовать местный закон о золоте в Магаданской области, в массовом порядке началось хищение золота у предприятий и у артелей, то есть у тех, кто тяжелым трудом добывают это золото. Сейчас еще боятся тащить ворованное золото. А тогда (когда примут закон) не будут бояться: притащат ворованное и продадут. Скажут: «Я сам добыл». Отследить в тайге нереально. На одного добытчика держать еще пять контролеров?», - говорит Таракановский.

«А как они сдавали это золото? Тогда можно было добежать до любой золотоприемной кассы, неизвестно, кто ее держал, бросить мешочек с золотом, ему сразу платили, даже документов не спрашивали. А потом через пять шагов по голове бум, забирали деньги и все», - рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД. Сейчас ситуация повторится, уверен он. Собственно, именно поэтому против этого закона выступают также ФСБ и Минюст. В таком случае принятие закона действительно не приведет ни к снижению безработицы в регионе, ни к росту добычу золота и доходов страны. Просто воровать станут больше, горные предприятия криминализируются еще серьезней, и их деятельность может оказаться под угрозой. Надо сказать, что сейчас ситуация с воровством золото и так не радужная. Например, в конце 2013 года выяснилось, что с Колымского аффинажного завода в  поселке Хасын Магаданской области украли 2 тонны золота и десятки тонн серебра. «Люди, которые сдали золото на аффинаж, остались без денег. Кто-нибудь разбирался? Туда все ездили и МВД, и СК и ФСБ. Все по нулям», - вспоминает собеседник. Предприятие задолжало золотодобытчикам более 4 млрд рублей, но на балансе таких денег не оказалась из-за пропажи золота. Тогда пострадали артели Колымы и Якутии; ни драгметалл, ни денег за него золотодобытчики так и не получили. Сам завода оказался на грани банкротства, и региональные власти вынуждены были тратить бюджетные средства на помощь работникам предприятия.

Снятие запрета на добычу золота частными лицами может легко спровоцировать такую патовую ситуацию на многих предприятиях отрасли. «Люди которые добывают золото, получают в зарплату всего 15% от стоимости грамма золота в 2,4 тыс. рублей. Это 360 рублей. Все остальное идет на налоги, материальные ресурсы и т.д. А за краденное золото можно выручить в пять раз больше, продав по 1800 рублей за грамм. И никаких налогов платить не надо. Покупатель перепродает за 2200 рублей. Всем выгодно кроме тех, кто добывает золото»,  - говорит председатель Союза старателей России.

В чем интерес Магаданской области и других регионов в лоббировании этого закона собеседник не стал говорить. «Я знаю, что к президенту и премьеру РФ обращается губернатор Магаданской области. А почему он говорит об этом, это надо губернатора спросить. Он болеет за то, что 40 человек найдут работу? Тогда ему лучше запустить новые месторождения. Тогда тысячи людей получат работу и начнут зарабатывать деньги», - констатировал собеседник. vz.ru