Ювелирная отрасль: взлет или пике? Мнение Гильдии ювелиров России

21
марта
2018

В издании «Российская газета» (федеральный выпуск №7516 (53) была опубликована статья «Ювелирная промышленность России вышла из кризиса». По мнению экспертов Ассоциации «Гильдия ювелиров России», реальная картина ювелирного рынка несколько отличается от той, что представлена в материале. В статье «Российской газеты» первое и главное обоснование начала роста ювелирной отрасли – это рост реальных доходов населения в 2017 г. Но по данным Росстата, в 2017 г. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,7%. А если сравнивать с данными 2014 г., то общее снижение составило 10,5%. Следовательно, рост продаж ювелирных изделий не мог быть связан с ростом доходов населения.

Вывод о начале роста сделан на основании данных Пробирной палаты, которая зафиксировала увеличение объема заклейменных изделий из золота на 10% (прирост составил 5 тонн). Но это не является свидетельством увеличения объема продаж. В соответствии с первоначальными данными Росстата, в 2017 г. был отмечен рост объема розничных продаж ювелирных изделий в размере 1%, но затем (по уточненным данным) было зафиксировано падение на 2%. Это дает основания полагать, что спрос на ювелирные изделия как минимум не увеличился.

В то же самое время было зафиксировано и падение объема клеймения серебряных изделий на 5% (-7,5 тонн). Это при том, что российский потребитель переориентировался на изделия из серебра. Любопытный факт: весь прирост производства ювелирных изделий из золота (5 тонн) обеспечили 12 крупнейших компаний отрасли, по большей части костромской «прописки». Остальные предприятия отрасли такими показателями похвалиться не могут.

Если проанализировать ситуацию с розничной торговлей в целом, то ее объемы увеличились всего на пол-процента по всем товарным группам. В этом контексте странным выглядит допущение, что ювелирные изделия из золота могли выступить лидерами роста. Вероятно, прирост производства ювелирных изделий обусловлен другими факторами:

компании вынуждены переплавлять запасы неликвидных тяжеловесных изделий в более ликвидные легковесные;

увеличилась доля продукции, изготавливаемой на давальческих условиях из ломов ювелирных изделий.

Облегчение ассортимента подтверждается и данными Пробирной палаты. Средний вес ювелирного изделия из золота упал до 1, 84 грамма. В 2014 г. он составлял 2,6 грамма. Очевидно, что произошло облегчение ассортимента на 30%. Что касается ломов, то речь идет либо о неликвидных товарных запасах магазинов, либо о ломе, скупленном у населения (или поступившем из ломбардов). При этом любой производитель подтвердит, что изготовление на давальческих условиях имеет крайне низкую рентабельность.

Если говорить о переплавке, то здесь существует большой задел, так как на складах скопилось большое количество неликвидного ассортимента. Эти товарные запасы в 2-3 раза превышают объемы годового производства ювелирных изделий. Нельзя упускать из виду и тот факт, что на руках у населения накоплено более 2,5 тысяч тонн изделий из золота. Снижение стоимости ювелирного изделия для конечного потребителя достигается не только за счет уменьшения веса, но и за счет массовой замены природных камней на синтетические. Это происходит как в категории драгоценных, так и в категории полудрагоценных камней. Более того, наблюдается замена дорогих синтетических аналогов (корунды, фианиты, ситаллы, керамика) на более дешевые — ювелирное стекло. К сожалению, потребитель не всегда информируется о природе происхождения вставки в продаваемом изделии.

Объективная оценка состояния ювелирной отрасли имеет принципиальное значение. Если мы говорим, что в отрасли продолжается падение, то впору поднимать вопрос о государственной поддержке и либерализации предпринимательской деятельности в этой сфере. Если же видится бурный рост, то закономерно, что рождаются предложения причислить ювелирные изделия к категории подакцизных товаров. По мнению экспертов Ассоциации, говорить о том, что ювелирная промышленность России вышла из кризиса, не просто преждевременно, а скорее, странно. Единственным конкурентным преимуществом остается низкая цена изделия. Производители пытаются достигнуть снижения стоимости любыми доступными способами. Более того, предпосылок для роста объемов продаж в 2018 г. пока тоже нет. gjr.ru