17
марта
2015
марта
2015
6. Альтернатива госконтролю – добровольный контроль рынка ювелирных камней со стороны отраслевой общественной организации
Повышение информированности покупателя о вставках в ювелирных изделиях нужно прежде всего самому ювелирному бизнесу, ювелирной торговле. Правда, лишь на этапе насыщения рынка, когда начинается реальная конкуренция за кошелек покупателя. Собственно, к этому мы уже подошли. Кризис подтолкнул. Но ювелирный бизнес – это не просто набор организаций, а это уже ювелирное сообщество. Которое может и уже должно выполнять некие функции самоорганизации своего рынка. В том числе – в части регулирования порядка оборота ювелирных вставок и изделий с ними.
При этом вовсе не обязательно, чтобы в отрасли появилась юридически оформленная саморегулирующая организация. Конечно, лучше было бы, если этим решила заняться профильная и ведущая общественная организация ювелиров - например, в Ассоциации «Гильдия ювелиров России» этим может заниматься специально восстановленный Комитет по ювелирным камням (ранее такой существовал и активно работал). Кстати, в комитет входили тогда и представители госструктур – Гохрана России и др. Если ювелиры сами не соберутся что-то предпринять в сфере оборота ювелирных вставок, то это сделают за них. И не в их пользу.
Что же можно и нужно сделать ювелирному сообществу в данном направлении?
1. Организовать разработку стандартов/регламентов по всему спектру используемых в ювелирных изделиях вставок. Значительная работа уже проделана. Есть наработки у Гохрана России, Геммологического центра МГУ и др. Нужно все тщательно обсудить и доделать то, чего не хватает. С учетом ориентира на номенклатуру CIBJO.
Важно, чтобы забота о потребителе не превратилась в профанацию. Что толку потребителю в каких-то буковках и циферках на бирке? Он же прочитать-то их не всегда может, а не то чтобы что-то понять и оценить разумность своей покупки… И это сегодня, когда у каждого потребителя в кармане смартфон с камерой и существует масса приложений для считывания штрих-кодов и пр., дающих раскрытую информацию о товаре. Хотя лично мне больше импонируют RFID чипы и сканеры для их считывания, установить которые за копейки можно в каждом ювелирном магазине. Здесь есть много чего обсуждать. И это обсуждать в ювелирном сообществе надо.
2. Организовать разработку форм общественного контроля на рынке. Определиться, что и как может контролировать ювелирное сообщество. Как вообще строить нам общественный контроль. Комитет Ассоциации по этике? Комитет Ассоциации по торговле? Какие общественные санкции за нарушения? Какие поощрения честным продавцам и ювелирам? Как организовать рекламную кампанию по информированию потребителей? Все это нужно рассматривать и вводить.
3. Организация мониторинга соблюдения информирования потребителей о вставках. Вероятно, как минимум, на первых порах общественному контролю в части информирования потребителей о ювелирных вставках должны будут подвергаться только члены Ассоциации. Собственно, это должно стать их конкурентным преимуществом. Как лучше организовать такой контроль, а лучше сказать – мониторинг?
4. Организация ведения реестра честных и нечестных компаний на сайте Ассоциации. Думается, как некая мягкая (или не мягкая?) такая мера может быть уместна. Лучше самих участников ювелирного бизнеса все это никто не сделает. Точнее, так: лучше для потребителей и самих участников рынка.
Можем ничего и не делать. Тогда найдется какая-нибудь непрофильная организация, типа Общества защиты прав потребителей, и напишет нам что-нибудь, впоследствии с подачи власти превратившееся в нашу обязательную для исполнения нормативно-правовую базу. Точнее, первый такой проект уже написан – в 55-м постановлении, о чем говорилось выше…
Владимир Збойков
эксперт Комитета по работе с государственными органами власти и федеральными общественными организациями Гильдии ювелиров России, помощник депутата Государственной Думы
Повышение информированности покупателя о вставках в ювелирных изделиях нужно прежде всего самому ювелирному бизнесу, ювелирной торговле. Правда, лишь на этапе насыщения рынка, когда начинается реальная конкуренция за кошелек покупателя. Собственно, к этому мы уже подошли. Кризис подтолкнул. Но ювелирный бизнес – это не просто набор организаций, а это уже ювелирное сообщество. Которое может и уже должно выполнять некие функции самоорганизации своего рынка. В том числе – в части регулирования порядка оборота ювелирных вставок и изделий с ними.
При этом вовсе не обязательно, чтобы в отрасли появилась юридически оформленная саморегулирующая организация. Конечно, лучше было бы, если этим решила заняться профильная и ведущая общественная организация ювелиров - например, в Ассоциации «Гильдия ювелиров России» этим может заниматься специально восстановленный Комитет по ювелирным камням (ранее такой существовал и активно работал). Кстати, в комитет входили тогда и представители госструктур – Гохрана России и др. Если ювелиры сами не соберутся что-то предпринять в сфере оборота ювелирных вставок, то это сделают за них. И не в их пользу.
Что же можно и нужно сделать ювелирному сообществу в данном направлении?
1. Организовать разработку стандартов/регламентов по всему спектру используемых в ювелирных изделиях вставок. Значительная работа уже проделана. Есть наработки у Гохрана России, Геммологического центра МГУ и др. Нужно все тщательно обсудить и доделать то, чего не хватает. С учетом ориентира на номенклатуру CIBJO.
Важно, чтобы забота о потребителе не превратилась в профанацию. Что толку потребителю в каких-то буковках и циферках на бирке? Он же прочитать-то их не всегда может, а не то чтобы что-то понять и оценить разумность своей покупки… И это сегодня, когда у каждого потребителя в кармане смартфон с камерой и существует масса приложений для считывания штрих-кодов и пр., дающих раскрытую информацию о товаре. Хотя лично мне больше импонируют RFID чипы и сканеры для их считывания, установить которые за копейки можно в каждом ювелирном магазине. Здесь есть много чего обсуждать. И это обсуждать в ювелирном сообществе надо.
2. Организовать разработку форм общественного контроля на рынке. Определиться, что и как может контролировать ювелирное сообщество. Как вообще строить нам общественный контроль. Комитет Ассоциации по этике? Комитет Ассоциации по торговле? Какие общественные санкции за нарушения? Какие поощрения честным продавцам и ювелирам? Как организовать рекламную кампанию по информированию потребителей? Все это нужно рассматривать и вводить.
3. Организация мониторинга соблюдения информирования потребителей о вставках. Вероятно, как минимум, на первых порах общественному контролю в части информирования потребителей о ювелирных вставках должны будут подвергаться только члены Ассоциации. Собственно, это должно стать их конкурентным преимуществом. Как лучше организовать такой контроль, а лучше сказать – мониторинг?
4. Организация ведения реестра честных и нечестных компаний на сайте Ассоциации. Думается, как некая мягкая (или не мягкая?) такая мера может быть уместна. Лучше самих участников ювелирного бизнеса все это никто не сделает. Точнее, так: лучше для потребителей и самих участников рынка.
Можем ничего и не делать. Тогда найдется какая-нибудь непрофильная организация, типа Общества защиты прав потребителей, и напишет нам что-нибудь, впоследствии с подачи власти превратившееся в нашу обязательную для исполнения нормативно-правовую базу. Точнее, первый такой проект уже написан – в 55-м постановлении, о чем говорилось выше…
Владимир Збойков
эксперт Комитета по работе с государственными органами власти и федеральными общественными организациями Гильдии ювелиров России, помощник депутата Государственной Думы