В Украине вступил в силу закон об обязательном применении кассовых аппаратов в ювелирных магазинах. Таково требование МВФ

01
июля
2015

Ювелирная отрасль Украины переживает трудные и вместе с тем интересные времена. Страна реформируется, меняется система регуляции и стимулирования бизнеса в целях оптимизации налоговой нагрузки и ликвидации теневого оборота. В законе об обязательном применении кассовых аппаратов исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом не более 1 млн. гривен (2,7 млн. руб.), но при этом принята поправка министра финансов Натальи Яресько о том, что Минфин до 1 сентября разработает систему контроля для этой группы. Серьезный удар по ювелирному производству нанес действующий с 1 января 10%-ный сбор в пенсионный фонд, который взимается при клеймении ювелирных изделий, исходя из их стоимости. Вместо него будет введен сбор по ставке 2% на доходы от всех операций с ювелирными изделиями. Самым активным защитником отраслевых интересов выступает Союз ювелиров Украины, который сочетает парламентские методы борьбы с методами «прямой демократии». Президент Союза Дмитрий Выдолоб по просьбе «Ювелирного обозрения» рассказал о ходе событий и ситуации на рынке

– Дмитрий Викторович, в чем суть законопроекта № 1910, который в профильном парламентском комитете готовят ко второму чтению?
– Это была инициатива участников ювелирного рынка, направленная на равномерное распределение налоговой нагрузки. Сегодня 10%-ный сбор касается только 856 производителей, а с принятием законопроекта его будут уплачивать более 6 500 участников ювелирного рынка. Изначально мы предложили ставку 1%, но при подготовке ко второму чтению народные депутаты решили установить ее на уровне 2%. С принятием закона все участники ювелирного рынка – производители, оптовики, розница - окажутся в равных условиях. Так захотели сами ювелиры: решение, воплощенное в законопроекте №1910, было принято на открытом общем собрании в Киеве еще 22 января 2015 года, в котором участвовали все желающие из сферы ювелирного производства и торговли. Тогда на рейтинговое голосование было предложено пять вариантов реформы сбора: три из президиума и два – от свободного микрофона. Максимальное число голосов набрал именно тот вариант, о котором идет речь в законопроекте.

– Но почему эту проблему начали решать только сейчас? Куда смотрели во время принятия Закона от 28.12.14 г. № 71-VIII? Ведь раньше был торговый сбор по ставке 5 % стоимости реализованных ювелирных изделий.
– По нашему убеждению, это была инициатива лоббистов крупных производителей ювелирных изделий с бриллиантами и другими драгоценными камнями, направленная на вытеснение с рынка малых и средних производителей и дальнейшую монополизацию ювелирного производства. Данная инициатива была поддержана в Минфине, а сама разработка норм законопроекта о 10%-ном сборе проводилась в закрытом режиме, кулуарно, без обязательного для таких случаев общественного обсуждения. Полный текст интервью см. в разделе «Аналитика».

– Согласно законопроекту ставку пенсионного сбора предлагают снизить с 10 % (от стоимости основного драгметалла в ювелирном сплаве) до 2 % (от стоимости готового ювелирного изделия или услуги по его изготовлению) и перенести ее на доходы от всех операций, связанных с производством и реализацией ювелирной продукции. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, откуда взяли такую цифру – 2 %? Почему не 3, 5 %? Во-вторых, что значит «перенести ставку на доходы от всех операций»? Кого это касается?
– Изначально мы предложили ставку 1 %. Но при подготовке законопроекта № 1910 ко второму чтению народные депутаты решили установить ее на уровне 2 %. Очевидно, по аналогии со ставкой сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование с покупки наличной иностранной валюты. Таким образом, размер поступлений в госбюджет увеличится почти вдвое (по сравнению с ожидаемыми расчетами). Участники ювелирного рынка оказались готовыми к повышению ставки с 1 % до 2 %. Мы всех предупреждали о такой возможности заблаговременно и проводили открытые дискуссии в отрасли в течение последних пяти месяцев. На второй вопрос отвечу так: это будет касаться всех – и производителей, и оптовиков, и розничных торговцев ювелирными изделиями. Все участники ювелирного рынка окажутся в равных условиях (нагрузка по уплате этого сбора будет равномерной). Так захотели сами ювелиры. Ведь решение, воплощенное в законопроекте № 1910, было принято на открытом общем собрании участников ювелирного рынка в Киеве еще 22 января 2015 года. В нем участвовали все желающие из числа представителей сферы ювелирного производства и торговли. Тогда на рейтинговое голосование было предложено пять вариантов реформы этого сбора: три – из президиума и два – от свободного микрофона. Максимальное число голосов набрал именно тот вариант, о котором идет речь в законопроекте № 1910.

Получается, что раньше объектом торгового сбора являлась цена реализованного изделия, а его фактическим плательщиком являлся покупатель. А после 1 января сбором облагается не все ювелирное изделие, а только стоимость содержащегося в нем драгметалла. Вы хотите расширить базу налогообложения?
– Именно так. Почему, к примеру, не облагается налогом стоимость бриллиантов в изделиях? Известно, что бриллианты и другие драгоценные камни могут быть значительно дороже, чем драгметаллы, которые сейчас являются объектом налогообложения. Поэтому в ювелирной отрасли достигли договоренности: платить пенсионный сбор должны все, причем с любых хозяйственных операций: изготовитель – с операции по изготовлению изделия, оптовик – с операции, связанной с продажей оптом, а при продаже в розницу – с полученного дохода.

– Не приведут ли эти новшества к тому, что большая часть прибыли в ювелирной отрасли уйдет в тень?
– Скорее, наоборот, к большей прозрачности в этой сфере. Ведь производители, подают на клеймение 91% общего объема ювелирной продукции, и дополнительный сбор привел, с одной стороны, к сворачиванию деятельности целого ряда предприятий, а с другой – к незаконному клеймению ювелирных изделий недобросовестными игроками через свои связи в пробирном контроле. Подчеркиваю, речь идет именно о незаконном клеймении, а не о распространении поддельного клейма и изделий с ним. Значит, в схеме участвуют государственные казенные предприятия пробирного контроля, подчиненные Минфину. По данным МВД, общая масса официально проклейменных по этой схеме изделий за последние два с половиной года превысила 1 000 кг в золоте.

Справка
С 1 января 2015 года объектом обложения пенсионным сбором является стоимость основного драгоценного металла (золота, серебра, платины, палладия) ювелирного и бытового изделия, в пересчете на вес чистого металла в сплаве, из которого изготовлено такое изделие, определенная по курсу НБУ на время подачи плательщиком сбора изделий на клеймение в казенное предприятие пробирного контроля (новая редакция п. 5 ст. 2 Закона от 26.06.97 г. № 400/97-ВР), то есть до реализации изделия конечному покупателю. Ставка сбора составляет 10 %. Отметим, что изготовленные в Украине ювелирные и бытовые изделия из драгметаллов подаются на клеймение государственным пробирным клеймом казенным предприятиям пробирного контроля в состоянии готовности 70–80 %: без вставок из драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней или синтетических вставок. Таким образом, уплата «ювелирного» пенсионного сбора на одной из стадий производственного процесса, задолго до получения дохода, приводит к вымыванию оборотных средств субъектов хозяйствования – производителей ювелирных изделий. Это противоречит принципу справедливости налогообложения и основам государственной политики в сфере поддержки национального товаропроизводителя.

– Согласно пояснительной записке ожидаемые поступления в казну составляют почти 110 млн грн. На чем основаны эти расчеты?
– Сегодня цифры уже другие. Дело в том, что в мае при подготовке законопроекта № 1910 мы подали уточненные данные. При ставке 2 % поступления в госбюджет превысят 437 млн грн – это гораздо больше ожидаемых поступлений. Ведь во время принятия Закона о госбюджете-2015 (от 28.12.14 г. № 80-VIII) предполагали, что поступления от пенсионного сбора при подаче ювелирных изделий на клеймение составят 221,8 млн грн.

Справка
Пользуясь несовершенством законодательства, в Украине действуют так называемые черные ювелиры: они зарегистрировали несколько десятков подставных частных предпринимателей, которые находились на упрощенной системе налогообложения и осуществляли минимальные платежи в бюджет (с целью сокрытия источников происхождения и объемов приобретения драгметаллов). По данным правоохранительных органов, общая масса официально проклейменных по этой схеме изделий за последние два с половиной года превысила 1 000 кг золота.

– Хотелось бы обратить внимание еще на один момент: данными вопросами должны заниматься органы исполнительной власти, реализующие государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Однако эти положения законопроекта не согласованы с положениями о Государственной фискальной службе и Пенсионном фонде в части полномочий по администрированию пенсионного сбора. Каким будет порядок администрирования сбора?
– Уже все согласовано. Этот сбор будет администрироваться и контролироваться в том же порядке, что и сбор с покупки наличной инвалюты, автомобилей, объектов недвижимости, услуг мобильной связи. Субъекты хозяйствования должны отчитываться перед Пенсионным фондом, а контроль и проведение проверок будет осуществлять Государственная фискальная служба.

– А Вас не смущает, что согласно законопроекту Кабмин должен определить порядок подачи и форму отчета о начислении и уплате пенсионного сбора. Выходит, что сам документ не обеспечивает завершенного правового механизма для реализации его положений. Не приведет ли это к неполноте регулирования отношений в ювелирной отрасли?
– Нет, нас это не смущает. Правительство отрегулировало порядок уплаты пенсионного сбора с отдельных видов хозяйственных операций. Все изменения к постановлению Кабмина от 03.11.98 г. № 1740 являются регуляторными актами: их проекты подлежат обязательному обнародованию для получения замечаний и предложений, согласованию с Государственной регуляторной службой. Если бизнес-сообщество что-либо не будет устраивать, мы через публичные процедуры сможем эффективно повлиять на процессы внесения изменений в это постановление.

– Как будущий закон повлияет на стоимость ювелирных изделий? Что именно подорожает?
– На розничные цены вряд ли повлияет. Изменится лишь размер скидок для потребителей. Если сейчас максимальные скидки доходят до 15 %, то в будущем они снизятся до 10–12%, а в ряде случаев до 3 – 5 %.

– Каковы Ваши прогнозы дальнейшего развития бизнеса в ювелирной сфере? Какие видите риски и перспективы?
– Мы сейчас ориентированы сначала на выживание, а потом на дальнейшее развитие. По ювелирной отрасли Украины за последние месяцы властями нашей страны нанесен сокрушительный стратегический удар. Обратите внимание на пять моментов:

1. С октября 2014 года Нацбанком введены ограничения на продажу банковских металлов – золота и серебра. Ювелирный рынок лишился наиболее стабильного и надежного источника сырья для ювелирного производства. Были разрушены экономические связи между традиционными поставщиками сырья и производителями ювелирных изделий.

2. С января 2015 года введен 10%-ный пенсионный сбор с ювелирных изделий, который напрямую вымывает оборотные средства отечественных производителей ювелирной продукции, которые должны платить его авансом, задолго до выведения продукции на рынок (при подаче полуфабрикатов на клеймение) и до ее реализации, а также до получения дохода.

3. После ликвидации Государственной пробирной службы с марта текущего года ни один новый производитель ювелирных изделий не в состоянии зайти на легальный рынок, поскольку не может зарегистрировать именник – именное клеймо, удостоверяющее производителя ювелирных изделий, как того требует законодательство. Регистрация именников проводится ежегодно. Если ситуация не разрулится, то с 2016 года никто из отечественных производителей не сможет продолжать свою деятельность, а импортеры будут работать.

4. Власти в очередной раз пытаются ввести обязательное применение кассовых аппаратов для торговцев ювелирными изделиями, что не воспринимается бизнес-сообществом при нынешнем законодательстве. С 1 июля вступили в силу нормы Закона №71-VIII от 28.12.2014 г. о налоговой реформе, обязывающие физических лиц-предпринимателей – плательщиков единого налога ІІІ группы применять кассовые аппараты. Предприниматели с огромными усилиями, выходя на массовые акции к Верховной Раде, добились принятия в целом, как Закона Украины, законопроекта №1088, позволяющего самым маленьким предпринимателям с оборотом за календарный год до 1 млн гривен работать без кассовых аппаратов. Этот законопроект также разрабатывался при участии Союза ювелиров Украины. В новом документе принято много других «про-предпринимательских» новаций – отмена для физлиц-предпринимателей – плательщиков единого налога требования по ведению учета товарных запасов и штрафа за торговлю неучтенным товаром в двукратном размере стоимости, сокращение сумм штрафных санкций за не выданный кассовый чек – с 500% до максимум 100% суммы продажи, отмена норм о хранении кассовых лент в течение 3-х лет, увеличение сроков сервисного обслуживания кассовых аппаратов с 72 часов до 7 рабочих дней, введение штрафных санкций за срыв этих сроков центрами сервисного обслуживания и пр. Но принятый закон еще не подписан Президентом Украины и официально не опубликован.

5. Наши производители не могут реализовать свой экспортный потенциал в Европе. Украина, десять лет назад получившая официальное приглашение стать членом Венской пробирной конвенции 1972 года, до сих пор не стала ее полноценным участником. Зато у нашего государства образовались долги по членским взносам в соответствующие международные организации.

Поэтому сначала нам нужно отразить очередную атаку властей на ювелирный рынок, иначе он будет уничтожен. А о развитии поговорим очень скоро. Искренне на это надеюсь.

Беседовал
Валентин Ковальский


Выдолоб Дмитрий Викторович – президент ассоциации «Союз ювелиров Украины». Родился 19 мая 1975 года в Киеве. Окончил аспирантуру Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Входит в состав Совета предпринимателей при Кабинете Министров, член Общественного совета при Государственной фискальной службе Украины. Участвовал в разработке законопроектов в налоговой сфере.