Состояние алмазной отрасли во втором полугодии 2017 года. Анализ Пола Зимниски

05
августа
2017

После очень хорошего восстановления, последовавшего после повышения складских запасов во всей отрасли в 2014 - 2015 годах, и затем после демонетизации в Индии в конце 2016 года, динамика алмазной отрасли начала терять темп, или, вероятно, правильнее сказать, возвращаться в нормальное состояние. Мы уже прошли немного больше половины 2017 года, и основы отрасли не обязательно являются отрицательными, но сигналы противоречивые и нечеткие.

На крупнейшем рынке отрасли, в Соединенных Штатах, спрос на бриллиантовые ювелирные изделия в розничной торговле несколько ниже ожидаемого, поскольку крупные национальные ритейлеры получили недостаточно хорошие показатели с начала этого года до настоящего времени, несмотря на устойчивую экономику и рынок ценных бумаг, который, похоже, ежедневно достигает новых высот. В Китае, на втором крупнейшем рынке этой отрасли, спрос улучшается, но не отмечается хорошего развития рынка.

Цены на алмазы в этом году выше, но на бриллианты остаются без изменений, если не снижаются на некоторые категории, и есть свидетельства тому, что создаются излишки складских запасов бриллиантов. Похоже, что De Beers предпринимает попытки сократить излишнее предложение на рынок, продолжая повышать цены на алмазы и снижая выделение квот клиентам, а российская крупная компания АЛРОСА (RTS: ALRS) повышает объемы производства и предложения клиентам из-за «устойчивого спроса».

 

Спрос

Основной представитель США - Signet Jewelers. Спрос на американском рынке сбыта был, в лучшем случае, устойчивым, но некоторые крупнейшие участники рынка показали невысокие результаты в последнее время. Signet Jewelers (NYSE: SIG) в конце мая объявила о снижении показателя объемов сопоставимых продаж на 8,2% в годовом выражении и о 25-процентном снижении поступлений за три месяца, закончившихся 30 апреля, это после учета влияния продаж ко Дню матери. В то же время компания заявила, что она будет продавать свой портфель дебиторской задолженности по кредитным счетам  покупателей на $2 млрд, это тот компонент бизнеса Signet, который вызывал беспокойство аналитиков и инвесторов уже в течение некоторого времени. Хотя в большей мере снижение показателей объясняется долговременным снижением числа посетителей торговых центров в США, отчасти это объясняется снижением операционных показателей, и это в последнее время было связано с закрытием магазинов, возобновлением внимания к электронной торговле и с назначением нового главного исполнительного директора компании, состоявшемся 17 июля.

Основной представитель Китая - Chow Tai Fook

В Китае лидер рынка Chow Tai Fook (HK: 1929) показывает обнадеживающие признаки. Через три месяца, закончившихся 30 июня, объем продаж сопоставимых магазинов повысился на 11% в годовом выражении в материковом Китае и на 5% на рынке Гонконга и Макао. Эти цифры представляют рост объема продаж сопоставимых магазинов на материке в течение трех кварталов подряд, и в течение двух месяцев в Гонконге и Макао. Отчасти рост может объясняться тем, что китайские потребители покупают больше ювелирных изделий у себя в стране, чем за границей. В начале прошлого года китайское правительство предприняло шаги по стимулированию расходов на предметы роскоши внутри страны, и появляются признаки, что это срабатывает. Такое развитие событий затем оказало влияние на поступления от участников нижней части алмазопровода в США, Европе и Японии, которые в последние годы получали значительную часть поступлений от китайских туристов. Результаты компании также можно объяснить снижением сопоставимых показателей относительно прошлого года. Рынок Большого Китая, включая материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань, в последние годы был волатильным, поскольку происходит переход от гипер-роста в начале 2000-х годов. Переход можно видеть по снижению темпов открытия новых магазинов (см. ниже).

expert_04082017_1.jpg

 

Принимая во внимание связанные с поколениями изменения потребительских предпочтений на предметы роскоши, например, бриллианты, участники сегмента верхней части алмазопровода в отрасли объединились в 2015 году для создания Ассоциации производителей алмазов (Diamond Producers Association, DPA) с целью возродить видовой маркетинг бриллиантов. В июне DPA увеличила свой годовой бюджет на 2017 год до $57 млн по сравнению всего лишь с долей от этой суммы в 2016 году, и большая часть бюджета нацелена на потребителей Соединенных Штатов. На этой неделе De Beers сказала, что ее бюджет на маркетинг в 2017 году составит примерно $140 млн, включая ее вклад в DPA. Поскольку вклад De Beers в DPA составляет примерно $20 - $25 млн, то лидер рынка планирует потратить свыше $100 млн на маркетинг магазинов своей компании  Beers Diamond Jewellers и свой бренд Forevermark. Это сопоставимо с ~$200 млн, которые De Beers обычно тратила ежегодно на свою кампанию «Бриллиант – это навсегда» (A Diamond is Forever).

 

Технические алмазы

Технические алмазы, которые составляют примерно 20% - 30% от объема производства природных алмазов с точки зрения объема, но на 10% ниже по стоимости, выросли в цене – со средней цены $6,00 за карат в четвертом квартале 2016 года до $8,50 за карат во втором квартале 2017 года, по данным российской компании АЛРОСА. В июле De Beers заявила, что она видит скромное повышение спроса на технические алмазы от нефтегазовой отрасли по сравнению с первым полугодием 2016 года, но более слабый спрос на алмазные абразивы, применяемые для дорожной и горнодобывающей отраслей.

 

Предложение

Производители алмазов

С начала года по июнь De Beers продала алмазов на $2,9 млрд, что на 3,6% меньше в годовом выражении, но на 16,8% больше, чем в 2015 году. AЛРОСA продала алмазов на $2,5 млрд, что на 0,4% ниже по сравнению с прошлым годом, но на 14,8% больше по сравнению с 2015 годом. De Beers и АЛРОСА в настоящее время составляют примерно 39% и 28% от мирового объема производства алмазов по стоимости и 22% и 26% - по объему соответственно.

Для производителей первое полугодие 2017 года отмечено заметным восстановлением спроса на низкокачественные алмазы, который значительно пострадал после проведения индийским правительством демонетизации в ноябре прошлого года, коснувшейся индийских банкнот самого высокого достоинства. В телефонной конференции с инвесторами в мае АЛРОСА сказала, что «монетарная реформа не ударила (по индийским производителям бриллиантов) так сильно, как ожидалось, поэтому в последние несколько месяцев они купили все, (что могли)». Производители алмазов избавлялись от излишков складских запасов, состоящих, в основном, из низкокачественных товаров и отметили, что их средние цены за карат упали ниже в этом году, несмотря на рост цен на эквивалентной основе. Например, De Beers отметила снижение на 20% средней цены за карат, проданный в первом полугодии 2017 года по сравнению со вторым полугодием 2016 года, но она заявляет о повышении на 2% - 4% «индекса средних цен» за этот же период времени. Zimnisky Global Rough Diamond Price Index (Индекс глобальных цен на алмазы Зимниски), который стремится консолидировать данные мировых цен на алмазы, с начала года вырос примерно на 5%.

2017 год – первый полный год промышленного производства двух новых канадских рудников мирового класса. Но рудник Гачо Куэй (Gahcho Kué) (см. снимок ниже), который должен производить 4,2 млн каратов на сумму свыше $500 млн в этом году, и рудник Ренар (Renard), который должен производить 1,7 млн каратов на сумму свыше $200 млн, оба начали с разочарования. Оба рудника выдают меньше крупных камней, чем ожидалось. Кроме того, уровень флуоресценции алмазов, полученных на руднике Гачо Куэй, ограничивает цену, и была проблема с разрушением камней во время обработки на руднике Ренар.

expert_04082017_2.jpg

В случае с Гачо Куэй низкие показатели работы сделали Mountain Province Diamonds (TSX: MPVD), которой принадлежит 49%, неспособной финансировать счет резерва денежных средств, как этого требуют ее кредиторы. В мае компания получила отказ от предъявления требований, но может потребоваться большая гибкость. По ценам на акции Mountain Province и Stornoway Diamonds (TSX: SWY), единственных владельцев и операторов рудника Ренар, следовательно, был нанесен удар. Акции Mountain Province упали в этом году на 21,8%, а акции Stornoway на 21,9%. Но во втором полугодии этого года акции обоих производителей алмазов должны возрости, поскольку получен доступ к руде на Центральном участке на трубке 5034 рудника Гачо Куэй, и принимаются меры на руднике Ренар для устранения проблемы, связанной с разрушением алмазов.

Производители бриллиантов отдали предпочтение алмазам с рудника Ренар по сравнению с алмазами с рудника Гачо Куэй, принимая во внимание более высокую чистоту и меньшую флуоресценцию.

Второе полугодие 2017 года также может оказаться прибыльным для Lucara Diamond (TSX: LUC), поскольку эта компания возвращается к добыче на Южном участке своего рудника Карове (Karowe) в Ботсване, который принадлежит ей на 100%. Обильные ливни, появление нового подрядчика по горной добыче и модернизация обрабатывающей установки заставили остановить работу на Южном участке, который является частью кимберлитового тела AK06 рудника Карове, где был добыт алмаз Lesedi La Rona (Наш Свет).

Petra Diamonds (LSE: PDL), производитель алмазов, зарегистрированный в Лондоне, с портфелем, состоящим из 5 рудников, ранее принадлежавших компании De Beers, не предоставил производственных данных по второму полугодию своего финансового года, заканчивающегося 30-го июня. Кроме того, риск компании повысился в последние месяцы, поскольку политические озабоченности в ЮАР и Танзании нарастают, они являются двумя юрисдикциями этой компании, где ведется добыча. Акции компании Petra упали с начала года на 32,9%, но компания недавно попыталась развеять опасения, напомнив инвесторам, что производство все еще будет наращиваться в ближайшие месяцы и риск недопроизводства, ведущий к нарушению обязательства по кредитованию, «не представляет проблемы».

17 июля канадский производитель алмазов Dominion Diamond (TSX: DDC) заключил соглашение на приобретение его сравнительно неожиданным покупателем - Washington Companies. Частная компания Washington базируется в США и имеет многомиллиардный портфель компаний, в основном, связанных с производством и транспортировкой природных ресурсов. Dominion обеспечит участие Washington в алмазной отрасли. Принимая во внимание то, что акции Dominion так и не восстановились от спада 2007 - 2009 годов, в конце 2015 года рост давления нетерпеливых инвесторов заставил компанию рассматривать стратегические альтернативы. Но годом позже акции торговались предельно низко после пожара на перерабатывающей установке на руднике Экати (Ekati), контрольный пакет в котором принадлежит этой компании. В марте Washington «выразил обусловленный интерес» к этой компании, что на самом деле привело к подаче официального предложения в июле.

Washington приобретает компанию Dominion как раз тогда, когда на богатой трубке Мизери Мейн (Misery Main) на руднике Экати наращиваются производственные мощности и восстанавливается спрос на низкокачественные коричневые алмазы, которые составляют основную массу объема производства трубки. Но после того, когда прекратится производство на Мизери Мейн, примерно в 2020 году, запланированные проекты по расширению на Экати, вполне возможно, будут иметь решающее значение, в лучшем случае, и только еще один другой рудник этой компании, Даявик (Diavik) в которой у нее 40-процентная доля, подходит к концу своего срока службы. Ничто не говорит о том, что это приобретение повлияет на поставки с двух рудников компании Dominion в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

 

Геологоразведчики и разработчики

Вероятно, самым значительным достижением в плане предложения в отрасли является продвижение дел на проекте Луаше (Luaxe) в Анголе. В начале этого года было достигнуто концессионное соглашение, сделавшее основными владельцами компанию Endiama, государственное горнодобывающее предприятие Анголы, и компанию АЛРОСА. По мнению АЛРОСА, кимберлитовая трубка Луэле (Luele) на концессии Луаше в Анголе является самой крупной, открытой за последние 60 лет, ее оценочная стоимость «свыше $35 млрд» [sic].

Трубка Луэле находится в 20 км от рудника мирового класса Катока (Catoca), который тоже принадлежит компаниям Endiama и АЛРОСА. Алмазы в трубке Луэле, говорят, аналогичны по качеству алмазам с рудника Катока, которые стоят примерно $100 за карат, но говорят, что содержание алмазов в руде на месторождении Луэле еще выше, чем на руднике Катока. Вопрос о строительстве самостоятельного завода на Луаше все еще находится в стадии рассмотрения, но начало добычи руды на Луэле может начаться уже в 2018 году, и руду будут доставлять самосвалами на рудник Катока для переработки.

expert_04082017_3.jpg

В секторе юниоров, Kennady Diamonds (TSX: KDI), дочерняя компания Mountain Province, продолжает продвигаться вперед в работах на проекте Фарадей (Faraday) после того, как в мае сообщили, что компания ведет «переговоры с определенными заинтересованными сторонами о возможной стратегической сделке». Проект Фарадей может стать хорошим дополнением к еще одному продвинутому проекту Келвин (Kelvin) компании Kennady, поскольку оба находятся в большой близости к руднику Гачо Куэй и поэтому оба имеют возможность  стать проектами расширения для Mountain Province и/или De Beers Canada. Независимая оценка алмазов на проекте Фарадей запланирована на конец лета 2017 года.

В июне Shore Gold (TSX: SGF) объявила, что она вступила в опционное соглашение с Rio Tinto (LSE: RIO), по которому Rio может получить доход до 60% от проекта Стар-Орион Саус (Star-Orion South) компании Shore в провинции Саскачеван за последние семь лет. Акции компании Shore, торгуемые по цене свыше C$7 за штуку в 2007 году, упали и имеют боковой тренд в течение почти 10 лет, а совсем недавно торговались по C$0,29, поскольку обременительный алмазный проект этой компании не очень продвигался в последнее десятилетие. Стар-Орион Саус компании Shore является проектом мирового класса по размеру, но на его строительство потребуется намного больше $1 млрд, он является значительным предприятием в канадской провинции, где раньше никогда не велось промышленной добычи алмазов.

Компания Rio, имеющая рыночную капитализацию в размере $80 млрд, является идеальным партнером для этого проекта, принимая во внимание способность компании финансировать строительство рудника, а также учитывая опыт компании в добыче канадских алмазов (Rio на 60% является владельцем и оператором рудника Даявик). Но, принимая во внимание структуру сделки, Rio может подождать, так как первая фаза этого проекта еще займет 3,5 года.

На телефонной конференции аналитиков в начале июля компания Peregrine Diamonds (TSX: PGD) упомянула, что компания находится на продвинутой стадии переговоров по стратегическому партнерству, но сделка еще не согласована окончательно. Тем временем, компания продвигается с выпуском обыкновенных акций для размещения среди акционеров по льготной цене на сумму C$10 млн для финансирования дальнейшей разработки принадлежащего ей на 100% проекта Чидлиак (Chidliak) в провинции Нунавут в Канаде. Peregrine раньше работала с крупными компаниями, BHP Billiton (ASX: BHP) и De Beers Canada, по продвижению проекта Чидлиак, но с первой пути разошлись в 2011 году из-за ее выхода из алмазного бизнеса, а последняя вышла в 2013 году, так как материнская компания Anglo American урезала свой бюджет на геологоразведочные работы в масштабе всей компании.

North Arrow Minerals (TSX: NAR) также продвигается с проектом в Нунавуте, расходуя свыше C$3 млн на отбор валовых минипроб на принадлежащем ей на 100% проекте Науджаат (Naujaat). В  2015 году компания North Arrow добыла алмазы фантазийного желто-оранжевого цвета  во время отбора проб на кимберлите Q1-4. В 2018 году ожидается отбор более крупной пробы и проведение последующей оценки алмазов.

Базирующаяся в Лондоне Botswana Diamonds (LSE: BOD) открыла кимберлит в ЮАР в непосредственной близости к ранее работавшему руднику Хелам (Helam). На обнаруженном участке могут быть отобраны еще пробы для определения, является ли кимберлит алмазоносным. Botswana Diamonds имеет опцион с правом получения доходов с частной компанией Vutomi Mining по геологоразведочным работам на участке.

В Бразилии геологоразведочная компания Five Star Diamonds (TSX: STAR), зарегистрированная в Канаде, ведет отбор минипроб на принадлежащем ей на 100% проекте Жайба́рас (Jaibaras) в северо-восточном регионе страны. В 1990-х годах на проекте Жайбарас компанией De Beers было выявлено восемь кимберлитов, и на двух из этих трубок были ранее получены макроалмазы ювелирного качества. В Бразилии велась очень незначительная деятельность, связанная с алмазами, с тех пор как De Beers и Rio Tinto покинули страну 15 лет назад, но частная компания Lipari Mineração в настоящее время производит свыше 200 000 каратов ежегодно на своем руднике Брауна (Brauna) (см. изображение выше) в штате Бахиа. В Бразилии никогда не было алмазных открытий мирового класса, и кроме рудника Брауна вся предыдущая добыча алмазов в стране велась на аллювиальных месторождениях.

_______________________
Все цены на акции и цифры изменений приведены по состоянию на 25 июля 2017 года. Во время написания Пол Зимниски занимал длинную позицию по акциям Lucara Diamond Corp, Stornoway Diamond Corp, Kennady Diamonds Inc и располагал покрытым опционом «колл» в Signet Jewelers Ltd. paulzimnisky.com
Перевод Rough&Polished

Пол Зимниски является независимым аналитиком алмазной отрасли и консультантом. С ним можно связаться по paul@paulzimnisky.com и в Twitter @paulzimnisky.