Розовый природный?

11
мая
2011

По данным экспертов, продажи цветных бриллиантов в последние годы растут, и особенным спросом пользуются камни розовых оттенков. Но все ли розовые бриллианты в современных ювелирных украшениях имеют природное происхождение?

Розовые экземпляры всегда были чрезвычайно редки. В XVI и XVII столетиях основным источником таких камней считалась Индия. В 1725 году было найдено несколько светло-розовых алмазов в Бразилии. «Звезда Бразилии» - бриллиант массой 128,8 ct был огранен в Амстердаме примерно в 1832 году. В 1979 году в Австралии открыли месторождение «Аргайл», в лампроитах которого обнаружили большие запасы розовых алмазов, и это стало важным событием! Вместо бледных и светло-розовых камней на рынке появились австралийские алмазы, имеющие теплый розовый цвет. Объем добычи таких камней составляет 100 ct в год. Большая часть - мелкие экземпляры до 1 ct, камни большего размера попадаются редко. Самым громким событием на аукционном рынке в 2010 году стала продажа за $46 млн. бриллианта «Розовый Графф» массой почти 25 ct.

Спрос и предложение

Несмотря на популярность и растущий спрос, говорить о полноценном рынке розовых бриллиантов преждевременно. Оборот этих камней нестабилен, и отсутствует главное условие рынка– надлежащий ассортимент, предоставляющий покупателям свободу выбора. Розовые экземпляры чаще всего выступают в качестве коллекционных раритетов или уникальных артефактов. Из-за моды спрос на розовые бриллианты превышает предложение. Однако платить слишком много за них пока мало кто готов. Большинство ценителей бриллиантовых украшений интуитивно понимают, что мода может выразиться в ценовых надбавках в десятки процентов по отношению к обычным бриллиантам, но не в десятки раз.

Весьма приблизительно ежегодный мировой оборот розовых натуральных бриллиантов можно оценить в $10 млн, из них на Россию приходится менее 1%. В нашей стране они пока рассматриваются как экзотика и представляют отдельный сегмент, в отличие от развитого рынка хорошо известных многим прозрачных бриллиантов. Слишком высокие цены и неудовлетворённый спрос являются основным стимулом к производству облагороженных и синтетических розовых бриллиантов.

«Розовые» технологии

В начале 2000-х годов физики хорошо изучили природу розовой окраски алмазов. Весомый вклад в исследования внесли Всероссийский институт минерального сырья (ВИМС), Университет Нанта (Франция), фирма Gemtechlab (Швейцария) и Smithsonian Institution (США). В результате исследования бриллианта Grand Condé было установлено, что камень имеет тип IIa и демонстрирует слабые пики светового поглощения на длинах волн 860, 960, 1050, 1115 и 1156 cm− 1, , то есть в инфракрасной области спектра. Центры розовой окраски носят гомогенный характер, а не микровключения. Для розовых алмазов типична линия поглощения на 550 нанометрах, что обусловлено пластической деформацией кристаллической решётки. Также зафиксированы резкие линии поглощения на 573, 586, 594, 600 и 609 нанометрах (эти линии – слабые и заметны при охлаждении образца).

На других образцах розовых алмазов было обнаружено, что розовый цвет обусловлен тонкими ( 1 микрометр) розовыми пластинчатыми образованиями в направлении {111} кубической кристаллической решетки бесцветного алмаза. Методом трансмиссионной электронной микроскопии установлено, что розовые образования обусловлены микродвойниками, возникшими в результате пластической деформации кристаллов. Все проведённые исследования выявили разную природу окраски розовых алмазов типа IIa и типа Ia.

На практике факт пластической деформации розовых алмазов типа Ia очень важен, поскольку открывает возможность искусственного окрашивания алмазов в печах с аппаратами сдвиговой нагрузки. Существует еще один способ - отжиг коричневых алмазов, в которых уже имеющиеся пластические деформации соединены с центрами коричневой окраски. В результате теплового воздействия коричневые центры исчезают, а центры розовой окраски остаются, поскольку они более устойчивы к нагреванию.

Возникает вопрос - все ли розовые бриллианты в современных ювелирных украшениях имеют природное происхождение или же часть из них получена из рядовых бриллиантов путем технологических ухищрений? Увы! На рынке существует определённое количество искусственно окрашенных бриллиантов. На самом деле, облагороженные бриллианты pink стоят сравнительно дешево, так как исходным материалом являются коричневатые недорогие камни. Но, разумеется, их продают по цене природных камней. Впрочем, облагороженный и натуральный розовые бриллианты внешне идентичны, и обнаружить подмену может лишь специалист. Например, в Геммологическом центре МГУ уже накоплен определённый опыт идентификации розовых бриллиантов. Самый первый розоватый (точнее, более красный) алмаз они увидели в конце 1990-х годов и определили его как синтетический, облагороженный облучением и затем отжигом. С тех пор сюда приносят розовые бриллианты чуть ли не ежегодно.

В настоящее время рынок недостаточно исследован и определить долю рынка ненатуральных розовых бриллиантов не готовы даже специалисты.

Исполнительный вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян дал понять, что открытой информации о фальшивых розовых бриллиантах не существует: «Я думаю, что на российском рынке в свободной продаже искусственно облагороженных розовых бриллиантов практически нет». А заместитель директора Геммологического центра МГУ Юрий Шелементьев высказал другую точку зрения: «Розовые и красные бриллианты в последние годы в России продавались под брендом «Новые бриллианты Сибири». Это природные алмазы, но их цвет получен искусственно. Несколько лет назад в Рапапорте публиковались данные о розовых бриллиантах, цвет которых создан в результате многоступенчатого облагораживания. С большой долей вероятности, эти камни были облагорожены в России, в Новосибирске, а затем попали на рынок США. Кроме того, на рынке встречаются синтетические алмазы, имеющие розовую и лиловую окраску. Природные розовые алмазы с природной окраской редко, но встречаются в Якутии, в частности они есть в продукции Мирнинского ГОКа компании «Алроса».

Очевидно, надо подождать, пока не возникнет торговый скандал или же мода на розовые камни не сойдёт на нет, после чего вопрос перейдёт исключительно в научную плоскость.

Владимир Тесленко

@Ювелирное обозрение, 5\2011