Р Е К О М Е Н Д А Ц И И парламентских слушаний на тему «О состоянии гранильной и ювелирной отраслей в Республике Саха (Якутия)»

06
марта
2017

Заслушав и обсудив доклад министра промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) А.А. Панова, выступление Председателя Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова, Президента некоммерческого партнерства «Гильдия производителей бриллиантов и ювелирных изделий Республики Саха (Якутия)», народного депутата Республики Саха (Якутия) В.М. Власова, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей гранильных, ювелирных организаций Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В настоящее время в гранильной и ювелирной отраслях Республики Саха (Якутия) отмечаются проблемы. В 2016 году производственную деятельность на территории республики осуществляли 10 алмазогранильных и 38 ювелирных организаций всех форм собственности. Произведено бриллиантов на 66 млн. 643 тыс. долларов США, по сравнению с 2015 годом объём снизился почти на 35%. По итогам 2016 года бриллиантов на внутреннем рынке было реализовано на сумму 6 млн. 260 тыс. долларов США,
что составляет около 10%, на российском рынке – на 4 млн. 090 тыс. долларов США (6%)
и 84% составляет экспорт. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в республике работает 233 огранщика. Загруженность производственных станочных мощностей организаций республики составляет не более 46%. В ювелирной отрасли занято 426 человек, загруженность составляет 87%. Ювелирных изделий в 2016 году в Республике Саха (Якутия) было произведено на 1 млрд. 237 млн. 700 тыс. рублей, что составляет 95,2%
от установленного планового задания.

По сравнению с 2016 годом неблагоприятная ситуация в гранильной и ювелирной отраслях Республики Саха (Якутия) и в целом по Российской Федерации усугубилась. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 966 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» в Российской Федерации отменена заградительная таможенная пошлина на экспорт природных алмазов в размере 6,5% с 23 сентября 2016 года до 1 июля 2018 года. Указанным постановлением установлено, что в период с 23 сентября 2016 года до 1 июля 2018 года ставка вывозной таможенной пошлины применяется в размере 0 рублей. Между тем, данная пошлина стимулировала иностранные компании размещать производство на территории Российской Федерации и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, так как стоимость сырья для организаций, работающих в России, была ниже на 6,5%, чем для организаций, занимающихся огранкой за её пределами. Отмена указанной пошлины приведёт к дальнейшему выводу гранильного производства с участием иностранного капитала за рубеж и к снижению конкурентоспособности цен и ослаблению позиций местных производителей бриллиантов.

Дополнительные сложности для тех, кто занимается в этой отрасли, создаёт неоптимальная система налогообложения 18 % НДС, что ведёт к снижению показателей производства ювелирных изделий и бриллиантов. В этой связи Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на XXVII (очередном) пленарном заседании 28 февраля 2017 года рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», обеспечивающий конкурентоспособность российской алмазогранильной отрасли. После рассмотрения указанный законопроект внесён для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Указанным проектом федерального закона предлагается внести изменения в три статьи части второй Налогового кодекса Российской Федерации, чтобы установить «нулевую» ставку НДС для российских покупателей алмазов. Поправками предлагается изменить обложение налогом на добавленную стоимость реализацию необработанных природных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям в части введения ставки «0» процентов налога на добавленную стоимость при реализации алмазодобывающими предприятиями алмазного сырья на внутреннем рынке.

Участники парламентских слушаний, учитывая необходимость продолжения работы по реализации предложений указанных в рекомендациях парламентских слушаний от 14 июня 2016 года на тему «О проблемах и перспективах гранильной и ювелирной отраслей в Республике Саха (Якутия)» р е к о м е н д у ю т:

 

1. Главе Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):

1.1. Поручить Правительству Республики Саха (Якутия) при разработке, уточнении (корректировке) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года подготовить и внести на рассмотрение Главы Республики Саха (Якутия) предложения о разработке государственной программы Республики Саха (Якутия), направленной на развитие гранильной и ювелирной отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) как традиционного рода занятий местного населения;

1.2. Возобновить деятельность Алмазного совета при Главе Республики Саха (Якутия);

1.3. При внесении изменений в состав Алмазного совета при Главе Республики Саха (Якутия) включить представителей органов государственной власти, представителей гранильных и ювелирных организаций, представителей алмазодобывающих компаний.

 

2. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
(А.Н. Жирков):

2.1. Обратиться в Министерство финансов Российской Федерации о возобновлении деятельности Экспертной группы по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней;

2.2. Обратиться в адрес Экспертной группы по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Российской Федерации по вопросу о разработке Стратегии развития алмазообрабатывающей отрасли на долгосрочный период;

2.3. Принять участие в работе межведомственных рабочих групп по разработке проектов федеральных законов по изменению и дополнению законодательства Российской Федерации в области налогообложения, недропользования, оборота драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и продукции из них по вопросам:

– изменения системы государственного контроля при производстве драгоценных камней и ювелирной продукции (в части снижения избыточных требований);

– отмены либо снижения ставки НДС;

– упорядочения ввозных, вывозных пошлин;

2.4. Внести в ноябре 2017 года на рассмотрение пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект постановления о рекомендациях парламентских слушаний на тему «О состоянии гранильной
и ювелирной отраслей в Республике Саха (Якутия)» с участием представителей
гранильных и ювелирных организаций Республики Саха (Якутия), АК «АЛРОСА» (ПАО) и других добывающих компаний, органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

 

3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Чекину):

3.1. Поручить государственному унитарному предприятию «Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)» за счет сокращения деятельности по развитию непрофильных активов сосредоточить усилия организации на реализации главной уставной задачи – участие в развитии алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия), золотодобывающей промышленности, гранильного и ювелирного производства, путем осуществления следующих видов деятельности:

– обеспечение организаций отрасли необходимым сырьем;

– формирование сбытовой сети для реализации продукции отрасли
в Российской Федерации и за рубежом;

– обеспечение подготовки кадров для отрасли;

– обеспечение кредитования организаций отрасли по льготной системе;

– обеспечение проведения торгово-выставочной деятельности для организаций отрасли;

– организация работы организаций отрасли с государственным казенным учреждением «Государственное хранилище ценностей Республики Саха (Якутия)»;

3.2. Рассмотреть вопросы о разработке и внесении предложений в Правительство Российской Федерации в части:

открытия специализированного таможенного поста в г. Якутске;

включения по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) гранильных организаций Республики Саха (Якутия) в список гранильных организаций, имеющих возможность гарантированного выкупа произведенных ими бриллиантов Гохраном России;

упрощения процедуры оформления разрешения на вывоз сувенирной продукции из бивня мамонта за пределы Российской Федерации;

– упрощения процедур таможенного оформления ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней таможенными представителями при вывозе из Российской Федерации в целях выставочной деятельности, а также для продажи;

3.3. При внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия)
«О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотреть:

а) средства на предоставление субсидий гранильным и ювелирным организациям Республики Саха (Якутия):

на возмещение 1/4 процентной ставки по привлеченным банковским кредитам;

на возмещение части затрат на участие в российских, международных ювелирных выставках;

б) средства на переоснащение технического парка ювелирного и гранильного цехов учебно-производственного комбината государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский промышленный техникум»;

3.4. Рассмотреть вопрос об упрощении процедуры реализации
не уникальных золотых самородков из государственного казенного учреждения «Государственное хранилище ценностей Республики Саха (Якутия)»;

3.5. Рассмотреть вопрос о включении в лицензионные условия компаний, добывающих драгоценные металлы на территории республики, предоставление товарных кредитов гранильным и ювелирным организациям Республики Саха (Якутия);

3.6. Рассмотреть вопрос создания государственного фонда развития промышленности Республики Саха (Якутия) в составе которого будут предусмотрены средства на поддержку гранильной и ювелирной отраслей в Республике Саха (Якутия);

3.7. Рассмотреть вопрос об увеличении уставного капитала Акционерного Коммерческого Банка «Алмазэргиэнбанк» Акционерное общество с 4 млрд. руб.
до 5,5 млрд. руб. в целях приведения его в соответствие с требованиями ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для включения в перечень кредитных организаций, гарантии которых принимает АК «АЛРОСА» (ПАО);

3.8. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части увеличения сумм при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
с 40 000 рублей до 200 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа со 100 000 рублей до 600 000 рублей;

3.9. Организовать взаимодействие со специализированным таможенным постом расположенным на территории свободного порта Владивосток по вопросу ввоза и вывоза необработанных, так и частично обработанных природных алмазов;

3.10. Рассмотреть вопрос о предоставлении некоммерческой организацией «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)» гарантий, поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства осуществляющих деятельность в сфере гранильного и ювелирного производства;

3.11. Рассмотреть вопрос кредитования гранильных и ювелирных организаций Республики Саха (Якутия) под залог товаров в обороте;

3.12. Провести работу с кредитными организациями в части установления ставок по кредитам для гранильных и ювелирных организаций Республики Саха (Якутия)
в размере
не более 16 % и увеличения сроков кредитования;

3.13. Рассмотреть вопрос с заинтересованными сторонами строительство центра коллективного пользования гранильных и ювелирных организаций Республики Саха (Якутия) с общим хранилищем, производственными и торговыми площадками, офисными помещениями и сопутствующей инфраструктурой на территории опережающего социально – экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы».

 

4. АК «АЛРОСА» (ПАО) (С.С. Иванов):

4.1. Разработать совместно с Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) механизм работы с гранильными и ювелирными организациями Республики Саха (Якутия) по обработке алмазного сырья на давальческой основе в объеме, необходимом для обеспечения их стабильной работы;

4.2. Решить с Гохраном России вопрос о разрешении АК «АЛРОСА» (ПАО)
о пересортировке алмазного сырья по заявкам гранильных заводов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске на базе Якутского предприятия по торговле алмазами
АК «АЛРОСА» (ПАО);

4.3. Рассмотреть вопрос о сохранении объемов продажи алмазного сырья
на внутреннем рынке Российской Федерации в целях увеличения объемов производства бриллиантов в Российской Федерации.

 

5. Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)
(А.А. Панов) провести анализ причин финансового банкротства гранильных и ювелирных организаций Республики Саха (Якутия).

 

6. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) (В.А. Егоров):

6.1. В целях повышения уровня среднего профессионального образования специалистов ювелирной отрасли, возобновить практико-ориентированное обучение на производственных площадях действующих ювелирных организаций с обеспечением финансирования мастерам или предприятию за обучение, что позволит повысить закрепляемость обучающихся и заинтересованность организаций создавать рабочие места;

6.2. В целях повышения уровня среднего профессионального образования специалистов алмазогранильной отрасли и снижения численности иностранной рабочей силы привлекаемой для отрасли предусмотреть в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014-2019 годы» обеспечение финансирования реализации образовательного проекта ООО «ДДК».

7. Организациям гранильной и ювелирной отраслей Республики Саха (Якутия):

7.1. Обратить внимание на необходимость консолидации огранщиков и ювелиров Республики Саха (Якутия) для решения проблем стоящих перед отраслями;

7.2. Рассмотреть возможность стать резидентами на территории опережающего социально – экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы».

8. Всем заинтересованным сторонам организовать освещение в средствах массовой информации проблем гранильной и ювелирной отраслей Республики Саха (Якутия).

И.А. Гагарин, В.О. Жариков

(4112) 43-55-94