Производство часов умерло, да здравствует производство часов

11
августа
2016

Из месяца в месяц продолжают появляться отрицательные показатели. В апреле объем экспорта швейцарских часов снова упал, если быть точным на 11,1%, по сравнению с апрелем 2015 года. С начала года общее падение составляет около 9,5%. За существенным исключением США, которые показали «повышение» на довольно скромные 1,2%, снижение отмечалось на всех ключевых рынках: в Китае -36%, Гонконге -17%, Италии -12,3%, в Германии -11,1%, в Японии -5,8%,... нужно продолжать?

И это всего лишь шесть основных рынков. Еще больше беспокоит то, что на этот раз под ударом оказались компании высшего уровня. «В апреле сильнее всего пострадали часы из драгоценных металлов, и явно отмечалось понижающее влияние на общие результаты», - заявила Fédération Horlogère FH в пресс-релизе, отметив, что спад объемов продаж стальных часов, «был хотя и значительный, но в полтора раза меньше».  

Швейцарские производители часов, которые замкнулись в своих позолоченных башнях, считая, что они в достаточной мере изолированы от жестокой борьбы, идущей там внизу, увидели, что их модель абсолютной исключительности, предназначенная для бесславного 1% самых богатых в мире, опасно скомпрометирована.

Чья это вина? Пожалуйста, не старайтесь приписать ее производителям «умных» часов. Это было бы слишком удобно. Растущее признание этих «часов», которые на самом деле совсем не являются часами (или являются ими с большой натяжкой), просто совпала с ситуацией, которая с большой вероятностью могла бы возникнуть в любом случае. Нет, то, что мы наблюдаем, это переломный момент для общества, поворотный момент, с которым большинство швейцарских производителей часов, за очень небольшим исключением, не смогли или даже не захотели смириться. Мы тысячу раз говорили: вы пренебрегаете доступными часами и уходите к недоступным, на свой страх и риск.

Сумасшедшая лихорадка в погоне за исключительной экстравагантностью почти изжила себя, а последствия трудно представить. Рискуя повториться, мы скажем еще раз, что часовая отрасль является зеркалом общества, которое его придумало, разработало и построило. И на лицо все признаки для тех, кто хочет их увидеть: доминирующая модель, основанная по сути на все более ужасающем неравенстве, скоро станет невыносимой. Это растущее неравенство прекрасно отражает швейцарская часовая отрасль, которая производит немногим более 2% всех часов, продаваемых в мире (в 2015 году 28 млн из 1,2 млрд), но получили 50% объема поступлений. И это довольно явный дисбаланс, но такова ситуация. По мере того, как все больше увеличивались излишки, серьезно страдала также и репутация швейцарских часов. Поскольку самые экстравагантные творения красовались на запястьях мексиканских наркобаронов, коррумпированных китайских функционеров, одиозных российских олигархов, самовлюбленных рэперов и безвкусных знаменитостей, швейцарская часовая отрасль, думаю, увидела, что ее репутация запятнана во всем мире. 

Одновременно с этим мы наблюдали постепенный рост популярности более точной немецкой часовой промышленности, которая устояла перед сладкозвучными бриллиантами и сейчас, слава богу, у нее хорошо идут дела. То же самое можно сказать о Японии, опыт которой в производстве часов все больше ценится и признается.* Потому что, несмотря на все, часовая отрасль не умерла. Ничего подобного. Только посмотрите на поразительное количество старnапов в области производства часов – сегментов как «умных», так и традиционных часов, которые запустили успешные кампании, использующие «краудфандинг» - прямое финансирование проектов физическими лицами. Или посмотрите на ошеломительный успех новых начинающих гигантов, предлагающих классические консервативные модели. Или даже бурное возрождение винтажных часов, демонстрирующих привлекательность – даже для более молодых поколений, – производство консервативных, сдержанных, классически элегантных механических часов с богатой историей.

Нет, производство часов не умерло. Ничего подобного. Но меняется его экономическая модель. И мы слышали предзнаменование гибели определенного бренда высокомерия, которым люди сыты по горло. Мы будем снова обращаться к этим вопросам в июньско-июльском номере Europa Star (см. Оглавление). Надеемся, вам понравится. О, и … да здравствует производство часов.

*Во время выхода в свет этой публикации мы узнали, что Frédérique Constant была приобретена компанией Citizen. Когда мы брали интервью по этому вопросу у Петера Стаса (Peter Stas), главного исполнительного директора и основателя компании, мы спросили о его наступлении на цены, продемонстрированном запуском Perpetual Calendar стоимостью менее 8 000 Евро. Он не сказал ничего об поглощении, которое, конечно, уже велось, но эта продажа еще раз подтверждает нашу гипотезу о том, что японские производители часов правильно сделали, что касается важного значения модернизации как в формировании цены, так и в вопросах эстетики. europastar.com