Природа создает-я наблюдаю

25
июня
2012

Уоллес Чен - один из тех мастеров, чьи работы не продаются в обычных ювелирных магазинах, а на аукционах коллекционеры и знатоки готовы платить за них любые деньги. То, что умеет делать этот ювелир, невозможно повторить. Еще ни одному мастеру в мире не удалось добиться такого гармоничного сочетания оттенков драгоценных камней в изделии, а техника обработки титана - основного материала, с которым он работает, до сих пор остается загадкой для профессионалов. Уоллес Чен создает уникальные вещи, которые воплощая философию и символику живой природы, являются признанными современными артефактами. Будучи членом жюри авторитетного международного конкурса International Jewellery Design Excellence Award, он высоко оценил работу Ильгиза Фазулзянова, получившего в прошлом году Гран при. Об этом, а также о природе и эстетике своего творчества он рассказывает в интервью "ЮО".    

В ваших работах содержится много духовной символики, что вы можете рассказать об этом?

Почти все мои работы содержат образы-символы, которые являются главными персонажами китайских легенд и историй. Например, известная коллекция брошей-бабочек состоит из двух линий - «Трепещущие» и «Вечный танец». Концепция «Трепещущих» - это переосмысление древней китайской легенды о любви «Влюбленные бабочки», которая повествует о юных влюбленных, вынужденных расстаться из-за того, что родители девушки не одобряли их союз. Молодые люди умерли от горя, а впоследствии превратились в бабочек и получили возможность быть вместе. Танец бабочек символизирует идею вечной любви - именно такую энергетику несут в себе мои украшения. Я всегда был полон любви к самому себе, к природе, к окружающим людям. Любовь – это первооснова и одно из главных достижений в жизни. Очень важно научиться любить и сделать так, чтобы это чувство сопровождало нас на протяжении всей жизни. Именно любовь помогает нам узнавать друг друга. Без нее у человека нет стержня, уверенности в своих силах. Любовь – это вечное движение навстречу друг другу, способность к пониманию, без нее невозможно жить по-настоящему и созерцать палитру окружающего мира. Это ключ к мудрости, поскольку не существует иного пути к постижению тайн природы и мира, кроме любви.

Яркие бабочки из коллекции «Вечный танец» символизируют бессмертие, страсть, счастье и радость творчества. Полет бабочки – прекраснейшее и одно из самых загадочных явлений природы. Эта серия воплощает мысль о том, что счастье всегда находится где-то рядом, но оно быстротечно. Источник счастья может исчезнуть, но ощущения, которые вы испытали, ваш духовный опыт, останутся. Лично для меня бабочка – это мистическое существо, обладающее способностью к перерождению, является основным стимулом для творчества.

Серьги «Круги света» тоже содержат много символов. Я выразил в них свое представление о милосердии в буддизме, согласно которому самая высокая степень просветления (развития) напрямую зависит от количества добра, которое человек приносит в этот мир. Серьги напоминают по форме ступу* - буддийский символ мироздания. Два бриллианта («камень в камне») изумрудной огранки в верхней части серег символизируют четыре стороны света, внизу можно увидеть   бриллиант, ограненный в форме лотоса - символа Будды, семь составляющих элементов конструкции – это знак высшей мудрости и интуиции.

Расскажите о наиболее важных, решающих, моментах своей жизни. Какие из них больше всего повлияли на ваше мировосприятие и отразились на творчестве?

В конце 2000 года мой близкий друг, который также был моим Мастером, покинул этот мир, и я почувствовал, что потерял жизненный стержень. В течение последующих 6 месяцев я углубился в самопознание и однажды, размышляя о природе пути, я пришел к мысли, что органично существовать в материальном мире, полном ограничений, возможно, если рассматривать все, что создает природа, как главный объект искусства. Драгоценные камни с их удивительной энергетикой стали для меня источником вдохновения и главным ювелирным материалом. Знаете, потенциал камней безграничен, как безгранично воображение мастера. Не существует какого-то определенного пути, который приведет тебя к созданию самого лучшего украшения в мире. Важно лишь научиться видеть внутренний мир камня, раскрыть его потенциал и глубину, вдохнуть в него жизнь. В этом состоит природа моего творчества.

Что вдохновляет вас сегодня?

Огромное количество вещей и явлений современного мира. Вдохновлять может все что угодно - событие, предмет, человек. Главное – уметь слушать, наблюдать и учиться. Беспристрастно наблюдать за происходящим вокруг, исключая лишние эмоции. Я черпаю вдохновение в размышлениях – религиозных или философских.
Например, буддизм учит понимать и принимать настоящее через опыт прошлого. Только древняя культура может объединить глубину познания и понимание явлений современности. В «Алмазной сутре», наиболее значимом для буддистов тексте, говорится о том, что мы не должны успокаиваться внутри себя. Это означает, что в стремлении к совершенству и внутренней гармонии человеку необходимо научиться сдержанно реагировать на мелкие и незначительные события внешнего мира и сосредоточиться на том, что является главным и важным. Для меня это утверждение является своего рода жизненным кредо, которое характеризует и мое творчество.

Продолжаете ли вы и сейчас учиться?

Я никогда не перестану учиться. Вспомните Конфуция: «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках буду учиться сам». Знания можно получить где угодно, если мы стремимся к совершенствованию.

Какое послание или идею несут в себе ваши работы?

Как Вы могли заметить, почти все мои работы созданы по мотивам китайских легенд и сказаний. На мой взгляд, культура Китая одна из самых загадочных и самобытных. Посредством своих работ я хотел бы рассказать современному поколению об эстетике одной из древнейших цивилизаций мира.

Каковы главные критерии для Вас в оценке собственных работ, а также в оценке работ начинающих дизайнеров, участвующих в International Jewellery Design Excellence Award?

Идеальное в моем понимании ювелирное украшение должно быть образцом высококлассного мастерства и квинтэссенцией национальной культуры. Кроме этого оно должно наилучшим образом демонстрировать красоту драгоценных камней. Умение делать прекрасные во всех отношениях вещи приобретается не за один день - это результат многолетней практики и духовного опыта. В этом и состоит главный критерий, в соответствии с которым я оцениваю свои и чужие работы.

Как вы чувствуете камни? Что вы в них видите?
В соответствии с законами мироустройства каждая вещь имеет свою форму и внутреннюю энергию. Драгоценные камни, будучи частью Вселенной, обладают энергией живых существ, я уверен в этом. Они очаровывают меня игрой света и палитрой оттенков. Я восхищаюсь их формами, загадочной душой, мне хочется исследовать природу их красоты и передать эти удивительные ощущения в своих работах.

Работая с цветными драгоценными камнями, вы придерживаетесь каких-либо правил сочетания цветов?
Правила создают ограничения, а их быть не должно. Я всего лишь наблюдаю за природой.

Что для вас первично - идея или материал?
Я бы сказал, что это равнозначные понятия, которые в одинаковой степени мотивируют друг друга.

Почему Вы сделали титан основным материалом для своих работ?

Почти все мои работы - это миниатюрные скульптуры. Работать с традиционными золотом и платиной мне было сложно, поскольку эти материалы не давали возможности, например, использовать вставки больших размеров. Чтобы выполнить работу, приходилось менять дизайн, в результате чего страдала художественная составляющая ювелирного украшения. Титан подарил мне свободу творчества - я перестал думать о размере камней. Если говорить откровенно, это весьма капризный металл, который обладает сложными для работы характеристиками. Его сложно деформировать, но при этом он легко поддается ковке. Он сопротивляется литью, в нем сложно закреплять камни. Но при этом он не подвержен внешним воздействиям, не темнеет и не окисляется. Я не один год изучал его химические характеристики и свойства, прежде чем «приручил» его. Когда это произошло, я открыл для себя безграничный потенциал этого нового ювелирного материала. Сегодня я могу создавать коллажи, инкрустировать его, получать широкую палитру цветов. Меня ограничивает только воображение. Все лучшие работы, которые я показал в Базеле в 2007 году, были выполнены из титана. На выставке многие известные производители проявили интерес к этому материалу.

Какие эмоции вы считаете самыми важными?

Я думаю, что самое главное - быть счастливым. Но только по-настоящему счастливым, тем видом счастья, которое длится долго. Как этого достичь? Откройте свое сердце, поскольку именно оно - источник настоящего счастья, как говорят буддисты.

Ирина Слесарева

@"Ювелирное обозрение" 5-6\2012


Wallace w Dragonfly_HRBrooch_Forever Dancing by Wallace ChanBrooch_Celestial Beauty by Wallace ChanEarring_Circles of Light by Wallace Chan