Прейскуранты и рыночные реалии

21
сентября
2009

На встрече президентов Всемирной федерации алмазных бирж (WFDB) был представлен новый прейскурант цен на бриллианты, разработанный IDEX Online при содействии WFDB. В связи с этим снова встал вопрос, какой из существующих на мировом рынке прейскурантов наиболее объективен и прозрачен, как формируются базы, от которых отталкиваются реальные цены купли-продажи

В основу прейскуранта IDEX-Online «Рекомендуемые розничные цены на бриллианты» (Suggested Retail Price for Diamonds – SRP Diamonds) положены данные, основанные на фактических продажах, полученные от компаний через веб-сайт IDEX-Online и обработанные затем с помощью заданного математического алгоритма. Прейскурант предназначен как для гранильной отрасли, так и для потребителей – как полагают создатели листа, с ростом информированности возрастет уровень потребительского доверия к бриллиантам. В целях продвижения SRP Diamonds среди розничных покупателей он интегрирован в систему eBay: при покупке бриллиантов on-line рядом с камнями отображаются рекомендуемые цены из прайса. В отличие от прейскуранта Rapaport, который используется игроками рынка с 1978 года и основан на данных, полученных от торговцев бриллиантами на бирже Нью-Йорка, SRP Diamonds формируется на более широкой базе.

На большую по сравнению с другими прейскурантами объективность претендует PolishedPrices, впервые опубликованный в 2002 году в Антверпене Чарльзом Уиндхемом. По словам самого Уиндхема, его прейскурант основан на данных сделок, которые предоставляют малые и крупные компании из Индии, Израиля, Нью-Йорка и Антверпена. Методология его формирования подробно описана на сайте компании.

Таким образом, разница цен, представленных в прейскурантах, обусловлена различием исходных данных и применяемой составителями методологии. Критики существующих прейскурантов говорят, что технологии из создания недостаточно прозрачны и направлены против свободной рыночной конкуренции. Но справедливости ради надо сказать, что все они так или иначе служат лишь отправной точкой для начала переговоров.

Генеральный директор КЮФ «АЛЬКОР» Алексей Метельков.

В цивилизованном мире действуют общепринятые средневзвешенные цены на бриллианты, которые ежемесячно корректируются и публикуются: например, в общеизвестном прейскуранте Rapaport или, как его еще называют, Asking price, от которых отталкиваются продавцы. Многие из них неоднократно высказывали мнение об уходе от привязки к прейскурантам, потому что публикуемые там цены часто не соответствуют ситуации на рынке. Ярким примером может служить начало 2009 года, когда в пресловутом «Рапапорте» были опубликованы нереально низкие цены.

Чтобы лучше понять, что такое Rapaport Diamond Report, нужно всего лишь перевести то, что написано мелким шрифтом под таблицей цифр («В прейскуранте отражены самые высокие запрашиваемые цены на рынке Нью-Йорка» - прим. ред.), и все встанет на свои места. Прейскурант IDEX-Online по сути несет ту же смысловую нагрузку, а по цифрам практически не отличается от «Рапапорта».

Что касается российских прейскурантов, то сегодня при закупке бриллиантов нельзя руководствоваться ни одним из них, поскольку они не отражают действительной ситуации на рынке драгоценных камней. Напомню, что последний раз корректировка цен была опубликована в начале 2007 года. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять: ситуация меняется гораздо быстрее, чем цифры в озвученной таблице.

По большому счету, цены на драгоценные камни, как и на другие товары, зависят от состояния мировой экономики и спроса на них. Но у бриллиантов, как и у любого другого товара, существует себестоимость, поэтому цена на них всегда колеблется в допустимых пределах. Если кто-то из продавцов резко занижает цену, то в большинстве случаев это означает, что камни не соответствуют заявленным характеристикам цвета и чистоты.

 @Ювелирное обозрение, 10\2010