Право на Faberge

01
января
2018

Известные бренды и ювелирные дома часто являютcя ценным активом и объектом притязаний инвесторов и крупных фирм.  Приобретение известной ювелирной компании либо авторских прав на ее имя может не только повысить статус покупателя, но со временем приумножить его финансовое состояние. На протяжении последнего столетия ювелирный дом Faberge и права на использование этого имени как  товарного знака переходили из одних рук в другие, а истории, связанные с этими сделками, будоражили международную прессу. Так кто же сегодня владеет выдающимся ювелирным домом XIX – начала ХХ веков? 

Ювелирный дом Faberge ведет свою историю с маленькой петербургской мастерской, которую открыл в 1941 году Густав Фаберже. Известность компания получила благодаря Карлу Фаберже и произведениям, которые были изготовлены для российского императорского двора. Особенно выделяются пасхальные яйца (первое было произведено в 1883 году, последнее – в 1916-м), количество которых превысило пятьдесят. Декорированные драгоценными камнями, они демонстрировали совершенство эмалевых техник, которыми славился ювелирный дом. Отличительной чертой работ Faberge является гильошированная эмаль – ее  впервые в России применил Карл Фаберже. Техника эмали была доведена мастерами до исключительного качества;  особенно следует отметить ее цветовую палитру с множеством сложных оттенков и сочетаний. Гильошированной эмалью декорировались портсигары, табакерки, рамки для фотографий и многое другое.  

В 1917 году производство ювелирных украшений дома Faberge было прекращено,  что связано с революционным временем. Карл Фаберже был вынужден эмигрировать из России в Швейцарию, где в 1920 году скончался. Позже его наследники пытались продолжить работу ювелирного дома Fabergе and Cie и открыли магазин в Париже. А в 1937 году Сэм Бин основал компанию Fabergé Inc  и зарегистрировал товарный знак Faberge. Под этим брендом он выпускал украшения, парфюмерию и многое другое, что со временем поспособствовало утрате престижного имени компании. Через какое-то время наследники фирмы Faberge продали свою компанию Бину, который, в свою очередь в 1964 году перепродал ее новым владельцам.

11 Февраля 1989 года газета The Washinglon Post опубликовала сенсационную новость о том, что днем ранее Unilever Group, одна из крупнейших европейских компаний, дала согласие на покупку Faberge за $1,55 млрд. Сделка такого уровня подлежала государственному регулированию. Также были проведены обсуждения по продаже некоторых предприятий, принадлежавших Faberge. По решению руководства Unilever Group ювелирный бренд возглавил Виктор Майер, владелец одноименной ювелирной марки, специализирующейся на эксклюзивных украшениях и аксессуарах с эмалями. В этом же году за Victor Mayer было закреплено эксклюзивное право на изготовление украшений для Faberge. Еще через год  общественности была представлена первая линия украшений, а сотрудничество брендов продолжалось на протяжении 10 лет.

В 2007 году Unilever Group приняла решение продать права на бренд Lever Faberge, выпускавший в это время косметические средства и парфюмерию, бывшему главе самой крупной горнодобывающей компании мира BHP Billitons Брайану Гилбертсону за $38 млн. Цель Гилбертсона была проста: вернуть былую славу компании Faberge и возобновить производство ювелирных украшений и аксессуаров высокого качества.

Брайан Гилбертсон  в то время возглавлял фонд Pallinghurst Resources, который, в свою очередь, финансировался другим фондом, принадлежавшим российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу – Renova Resources Private Equty Ltd. В 2004 году Вексельберг выкупил у наследника Малькольма Форбса для своей личной коллекции 15 яиц, выполненных Карлом Фаберже для императорской семьи. Позже фонд Вексельберга «Времена года» приобрел еще 140 произведений Faberge. В связи с этим предложение о покупке прав на бренд Faberge в 2006 году для Вексельберга показалось интересным, он   хотел преподнести рождественский подарок своей супруге (по некоторым источникам).

Для осуществления сделки требовалось согласие фонда Renova, запрошенное Гилбертсоном у своих партнеров. Впоследствии Гилбертсон–младший, работавший вместе со своим отцом, огласил компании Renova решение о том, что для приобретения  Faberge у Unilever была создана другая компания –   Project Egg Ltd (PEL, впоследствии переименованная в Faberge Ltd). Данная компания вошла в структуру фонда Pallinghurst Resources, часть акций которой и купил позже  Вексельберг. В 2007 году  Гилбертсон сообщил, что для сделки по покупке Faberge были найдены новые источники финансирования, в которых компания Renova не упоминалась. Это совсем не устроило Вексельберга, который обвинил Гилбертсона в нарушении партнерского соглашения и потребовал возврата компании Renova 25% PEL, а также выплаты компенсации.

Между тем после покупки Faberge  в январе 2007 года Гилбертсон пытался продать этот бренд компании АЛРОСА, но получил отказ. Позднее инвестиционный фонд Pallinghurst Resources решил сделать одним из направлений Faberge производство и продажу цветных камней — по примеру аналогичного проекта De Beers. Эта идея тоже не нашла воплощения, а 1 ноября 2007 года фонд Pallinghurst Resources возглавил Марк Данхилл, ставший также исполнительным директором ювелирной компании Faberge.

Для возрождения былой славы и знаковой позиции ювелирного дома в команду в качестве консультанта по истории ювелирной компании была приглашена внучка легендарного ювелира Сара Фаберже, вошедшая в совет директоров компании. В свою очередь, креативным директором была назначена Катерина Флор. Новая команда обновила  концепцию продвижения ювелирных изделий, открыв  бутик в Женеве и сделав ставку на интернет-продажи через официальный сайт. Для возобновления ювелирного производства бренда Faberge потребовалось два года, и в 2011 году публике была представлена первая коллекция Faberge – Les Fameux de Fabergе из 12 подвесок в виде пасхальных яиц, символизирующих месяцы года. Затем последовали коллекция Les Saisons Russes, лейтмотивом которой стал русский балет  Сергея Дягилева, и коллекция Le Carnet de Bal, выполненная под впечатлением русских балов царской России.

В 2007 году Вексельберг инициировал судебное разбирательство с Гилбертсоном, потребовав официально подтвердить его права на бренд Faberge. В 2012 году он выиграл дело, но затребованную компенсацию получить не удалось. В 2012 году британская горнодобывающая компания Gemfields приобрела права на бренд Faberge за $142 млн. у одного из собственных акционеров, Pallinghurst Resources, и в настоящее время активно продает коллекции с уникальными рубинами и изумрудами, которые добывает на собственных месторождениях в Замбии.  

 Историю с оценкой активов Faberge и суммами сделок, когда  в 1989 году фирма была продана за $1, 55 млрд,  Брайан Гилбертсон приобрел ее в 2007 году за  $38 млн, а  в 2012 году Gemfields купила за $142 млн, прокомментировал искусствовед, историк ювелирного искусства и специалист по бренду Faberge Валентин Скурлов: «На мой взгляд, речь может идти об отмывке финансов с целью ухода от налогов, поскольку стоимость бренда определить сложно. Надо сравнивать со стоимостью таких брендов,  как Tiffany, Cartier. Возможно, в 1989 году речь шла не о покупке бренда, а стоимости продукции, произведенной фирмой Unilever Group. Насколько я помню, только зубной пасты под брендом Faberge в 1990-х было произведено на $180 млн. Более реальна стоимость собственно бренда в пределах  $38 млн. Что же касается капитализации до $142 млн., то в этом нет ничего удивительного: в развитие бренда были вложены средства». Новый владелец прав на Faberge, компания  Gemfields, занимающаяся добычей и поставками на мировой рынок цветных камней, поставила задачей продвижение драгоценностей с цветными камнями под этим брендом, который связывают прежде всего с уникальными цветными эмалями. Некоторым экспертам эта цель кажется довольно амбициозной. Получится или нет - покажет время».

 Екатерина Кулешова

@Ювелирное обозрение, 6\2017 


Artemis_2013 ujl VICTOR MAYERFABERGE Three Colours of Love Collection 20172461