Означает ли создание Евразийского алмазного центра, что якутская огранка закончилась

23
сентября
2016

Одним из самых ярких событий недавнего Восточного экономического форума стало открытие Евразийского алмазного центра (ЕАЦ). Этот проект компании АЛРОСА представляет собой площадку для международной торговли и переработки драгоценных камней. Расположилась она на территории свободного порта Владивосток.

 

Подбирались долго

- Россия - крупнейший в мире производитель алмазов. Тем не менее наши камни "уезжают" за границу и реализуются в других странах, там же их гранят, - не без возмущения заявил на открытии ЕАЦ вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. - Мы должны научиться продавать алмазы, производить бриллианты и ювелирные изделия. В Евразийский центр войдут компании по добыче и продаже сырья, производители бриллиантов и ювелирных изделий, геммологические лаборатории, банки, страховые фирмы, специализированные перевозчики. Нашлось место и для государственных структур: таможенного поста и контролирующих органов.

Между тем вопрос "Почему во Владивостоке, а не в Якутии?" уже возник у многих экспертов. Свободных портов в северной республике нет. Но другие механизмы развития имеются. Первоначально алмазный центр хотели создать именно в Якутии. Резоны были: здесь добывают сырье, местная гранильная отрасль имеет давние корни, есть кадровый потенциал, в наличии международный аэропорт, а открыть таможенный пост - задача вполне решаемая…

С 2004 года гранильщики и ювелиры пробивали возможность предоставления участка под подобный комплекс, и наконец эта идея получила "прописку" в проекте "Земля Олонхо", где был даже согласован квартал под строительство. Затем региональные власти решили, что логично было бы воспользоваться инструментом ТОР, и два года назад подали в правительство РФ заявку на создание территории опережающего развития "Северный мир", которая должна была объединить туристическую и ювелирную отрасли. Однако идея "алмазов в рюкзаке" не прошла, и ТОР разделили на рекреационный кластер "Северная мозаика" и гранильный комплекс "Бриллиантовая долина".

Дальше история становится совсем замысловатой. В декабре 2014 года было принято решение отказаться от "Бриллиантовой долины". - Не вижу конкурентных преимуществ, которые бы способствовали созданию центров огранки в Дальневосточном федеральном округе, - заявил тогда директор административного департамента минфина РФ Александр Ахполов, пояснив, что себестоимость производства бриллиантов в России настолько превышает этот показатель, например, в Индии, что не помогут даже преференции государства. Но уже в начале этого года не опустивший руки глава Якутска Айсен Николаев предложил развернуть бриллиантовый кластер в рамках ТОР "Кангалассы" с размещением его в пригороде столицы республики.


Для чужих

Тем не менее алмазный центр появился во Владивостоке. Инициаторы идеи объясняют выбор места просто: близость к мировым рынкам и льготы свободного порта. Однако появились сомнения - а не поставит ли новый кластер жирный крест на гранильной отрасли Якутии? "Конечно, поставит!" - утверждают в неофициальной беседе одни якутские чиновники. "Нет!" - уверенно говорят на диктофон другие. - Если в Евразийском центре будут большие налоговые преференции, то объемы огранки алмазов, естественно, перетекут туда, - согласен президент гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий Республики Саха (Якутия), депутат Ил Тумэна Василий Власов. - Даже те малые, что сейчас остались. В советское время производство бриллиантов в стране составляло 17 процентов мирового, а сейчас - всего три.

Власов объясняет: общие проблемы российских огранщиков созданием одного благодатного оазиса не решить. Проблемы эти, на его взгляд, не просто большие, а катастрофические. В 2016-м ожидается существенное снижение производства бриллиантов. В прошлом году в Якутии по отношению к 2014-му оно уменьшилось на 38 процентов, а объем реализации - на 26. С 2008 года покупатели сырья вновь обязаны уплачивать 18 процентов НДС. С тех пор закрылось 95 процентов гранильных заводов России Главные сложности связаны с федеральным законодательством, регулирующим оборот драгоценных камней и изделий из них. Компания АЛРОСА продает сегодня на внутреннем рынке всего 10-13 процентов добытых ею алмазов. Остальное благополучно отправляется за рубеж. Почему? Да потому, что нашим огранщикам приобретать невыгодно из-за необходимости уплаты 18 процентов НДС. При этом на экспорт алмазы продают с нулевой ставкой НДС, - продолжает Власов. - Получается, что своим специалистам мы обеспечиваем заведомо худшие условия.

Но этим все "прелести" не ограничиваются. Страдает и ювелирная отрасль. - Затраты на производство у нас намного выше, чем в Индии или в Китае, - утверждает эксперт. - Из-за нерентабельности огранки в России мелких бриллиантов (меньше 0,3 карата) ювелиры вынуждены импортировать их, прибавляя к стоимости камней НДС и ввозные пошлины. Современное ювелирное и гранильное оборудование в нашей стране не выпускают. Его закупают за рубежом - это плюс те же НДС и пошлины. Во всех этих случаях массу времени занимает таможенное оформление, на пересечение границы уходят недели, тогда как в Израиле - два-три часа.


Первые шаги

Если часть сложностей благодаря льготам свободного порта Владивосток в Евразийском алмазном центре даже не возникнет, это, конечно, будет хорошо. Но для выживания всей гранильной отрасли в России проблемы надо решать, и решать в комплексе. - Глава Якутии Егор Борисов два месяца назад был на приеме у министра финансов РФ - рассказывал обо всем этом. Сейчас в минфине создана рабочая группа, - замечает Власов. - Уже рассмотрен ряд предложений.

Сам Егор Борисов о перспективах гранильщиков отзывается осторожно. - Создаст ли ЕАЦ во Владивостоке какие-то проблемы для данной отрасли в Якутии? Нет. Сырья всем хватит. И главный вопрос не в том, где и как оно продается, а в том, сколько стоит. В последние годы цены меняются с учетом конъюнктуры рынка, - объясняет он. По словам Борисова, сегодня нужно изменить положение дел в отрасли так, чтобы дополнительные доходы от продажи сырья, которые получает алмазодобывающая компания, шли на поддержку гранильной промышленности. Такой механизм разрабатывается и может быть в скором времени запущен.

Тем временем, по крайней мере, одна проблема, связанная с ЕАЦ, уже проявилась. Кстати, предупреждать о ней начали давно. - Строится Алмазный центр во Владивостоке, - тревожился в мае 2016 года председатель Торгово-промышленной палаты Якутии Владимир Членов. - И я не сомневаюсь, что он откроется, потому что там задействовали административный ресурс. Но для чего мы готовим такое количество кадров?! СВФУ ежегодно выпускает 150 специалистов для алмазогранильной отрасли. Где они будут работать? Вопрос риторический. Зато в Приморье сейчас обнаружили, что специалистов для новой отрасли в крае нет. - Уже ведутся переговоры с департаментом образования региона и директорами местных колледжей, чтобы на базе учебных учреждений создать структуры для подготовки местных кадров. Планируется вначале отправлять кандидатов на учебу в Москву, а затем, в течение двух-трех лет, открыть здесь филиалы московского колледжа, - нарисовал перспективы заместитель генерального директора одной из гранильных компаний Владимир Бугаев. //rg.ru