От тюльпанов до бриллиантов – торговые площадки

03
марта
2017

 

В начале этой серии статей мы рассматривали вопрос о «тюльпаномании», которая, по мнению некоторых, является предостережением, показывающим, почему товарный рынок для бриллиантов – дело неосуществимое. Позволю себе не согласиться. До сих пор в статьях я описывал то, что необходимо для создания рынка для бриллиантов с целью использования их в качестве актива, дающего возможность сохранить богатство. Сегодня я бы хотел добавить еще одну составляющую.
Если вкратце повторить, то в предыдущих статьях этой серии я говорил, что нам сначала необходимо достичь критической массы приверженцев, поддерживающих создание достаточно большого рынка. Затем я подробно рассмотрел вопрос редкости бриллиантов, показав, что только малая часть кимберлитовых трубок в мире является экономически целесообразной для ведения добычи и что из добытых алмазов только 0,5% по объему пригодны для того, чтобы стать активами для сохранения богатства. Потребность в прозрачности и образовании является обязательной для понимания формирования цен на бриллианты, и это предоставляет потенциальным участникам рынка основную информацию для принятия решения о покупке бриллианта. Я также рассмотрел то, что считается препятствием для торговли – взаимозаменяемость, описав средства, имеющиеся для создания взаимозаменяемости.
 
Торговая площадка - необходимое условие для бриллиантов
Итак, есть ли способ повышения потока поступлений от бриллиантов? Есть ли способ повышения потока поступлений за счет обеспечения устойчивости и продолжительности существования алмазной отрасли? На этот вопрос можно четко ответить «да».
Для того, чтобы бриллианты действительно стали активом для сохранения богатства, нужно, чтобы произошло многое. Кроме предварительных условий, приведенных выше, инвесторам потребуется место, где они смогут покупать бриллианты и продавать их. Площадки для торговли бриллиантами.
У всех видов площадок для торговли бриллиантами есть общие необходимые характерные черты. Во-первых, на площадке для торговли бриллиантами должна проводиться регистрация бриллиантов, имеющихся к продаже. На ней также будет создаваться прозрачность благодаря предоставлению полной подробной информации о каждом бриллианте. Сюда будут входить показатели «4С» (вес, цвет, чистота и огранка), геммологический отчет со всей подробной информацией о нем, включая неоднородности, если они имеются, и любые другие характеристики, влияющие на стоимость камня. Это необходимо, потому что прозрачность является обязательным условием. Кроме того, должна быть раскрыта история формирования цены каждого бриллианта. Если бриллиант раньше никогда не продавался, должны быть показаны ценовые тренды, существовавшие в прошлом на камни, имеющие точно такие же характеристики.
Конечно, такая площадка должна предоставлять широкое образование о бриллиантах. Короче говоря, все элементы, обсуждавшиеся здесь раньше, нужно объединить, чтобы сделать возможным создание торговой площадки. Наконец, эта площадка свела бы воедино заинтересованных покупателей и заинтересованных продавцов. Такими покупателями и продавцами могут быть частные лица, институциональные инвесторы, финансовые компании и трейдеры. Для всех должно быть место.
Площадки для торговли бриллиантами могут иметь несколько форм. Прежде всего, нам необходимо иметь спотовые рынки. По сути, спотовым рынком является место, где товар или другие финансовые активы продаются за непосредственную оплату – на месте. Фондовая биржа является примером спотового рынка – покупатель приобретает акцию и сразу же платит за нее. Одним из первых организованных современных спотовых рынков была Чикагская товарная биржа (Chicago Mercantile Exchange), основанная в 1898 как Чикагская биржа масла и яйца (Chicago Butter and Egg Board), биржа торговли сельхозпродукцией.
Во многих отношениях эта биржа, известная под названием Chicago Marc, является примером того, что можно сделать с бриллиантами. Она была запущена как первый проект, прокладывающий новые пути в том смысле, что там велась торговля сельскохозяйственными продуктами в крупном масштабе, открыто и прозрачно, с контролем над торговлей. Могут ли бриллианты торговаться на спотовом рынке таким же образом, как акции, золото и кофе?
Я представляю себе классический спотовый рынок для бриллиантов. Регулярно публикуется перечень товаров, имеющихся для торговли, трейдеры могут открыто покупать и продавать, а не-трейдеры, заинтересованные в покупке или продаже своих бриллиантов, могут делать это через брокеров так же, как мы используем банки для покупки и продажи акций. Создается база данных спотовых цен, цены обновляются постоянно по мере совершения торговых сделок, и товары сразу же поставляются покупателям. Такой спотовый рынок бриллиантов имеет полный пакет банковского обслуживания, начиная с расчётных операций, заканчивая предоставлением финансирования против таких активов. Конечно, как и любой другой бирже, местные власти должны выдать ей лицензию и осуществлять надзор, какой, например, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Commission Securities and Exchange) осуществляет над Нью-Йоркской фондовой биржей (New York Stock Exchange). Пакет банковских услуг и надзор являются существенными составляющими для формирования доверия к торговле любыми активами, включая бриллианты. Вокруг этой спотовой торговой деятельности могут образоваться дополнительные виды не-спотовой деятельности. Например, такие финансовые инструменты, как рынок бриллиантовых фьючерсов, рынок производных финансовых инструментов или ценных бумаг - все они будут покупаться и продаваться на спотовом рынке бриллиантов.
Принимая во внимание то, что спотовый рынок поддерживается крупными банками и за ним осуществляет надзор соответствующий орган власти, подумайте о том влиянии на структуру потока поступлений в алмазопровод, которое могут иметь международные спотовые рынки бриллиантов. В предыдущей статье мы показали, что из объема бриллиантов, ежегодно производимых на сумму свыше $20 млрд, бриллианты на сумму около $8 млрд пригодны для сохранения активов. Вместо расходования $20 с лишним миллиардов на бриллианты, которые сегодня идут почти исключительно на ювелирные изделия, $8 млрд потенциально могут быть выделены для торговли на спотовом рынке. Это означает, что спотовые рынки будут не просто отслеживать цены на торгуемые товары, они могут даже устанавливать цены на бриллианты, которые направляются для ювелирных изделий. Кроме того, товары, которые идут на торговлю на спотовом рынке (помните, их немного, всего 0,5% по объему), могут быть заменены на выращенные в лаборатории бриллианты, которые выглядят таким же образом, но стоят дешевле.
Еще одна важная перемена, которую я предвижу, произойдет в ценах на алмазное сырье. Если цены на бриллианты станут столь ясными и известными, цены на алмазы будут диктоваться реальными торговыми ценами на бриллианты. Что же касается потребителей, то их бо́льшая вовлеченность в торговлю бриллиантами, используемыми в качестве финансового инструмента, а также известные всем цены на бриллианты увеличат доверие и, возможно, будут генерировать дополнительный спрос на ювелирные изделия с этими камнями.
Ключом к созданию жизнеспособного спотового рынка является полное раскрытие информации о бриллианте, прозрачность, вклад в образование и успешное сведение вместе покупателей и продавцов. Я уверен, что создание таких устойчивых площадок торговли бриллиантами возможно. И как только они будут созданы и заработают, спотовые рынки вызовут революционные изменения в алмазной отрасли. Я не удивлюсь, если некоторые из оптовых продавцов переориентируют свой бизнес, чтобы заниматься этим. На самом деле, я бы ожидал, что некоторые производители бриллиантов станут специализироваться на огранке и полировке бриллиантов, чтобы лучше соответствовать такой торговле. В финансовом плане существует много возможностей, и они могут создать широкое поле для роста, вовлекая в процесс все большее число участников на многие годы вперед.
Автор: Эхуд Арие Ланиадо (Ehud Arye Laniado) (ehudlaniado.com) Перевод Rough&Polished