О концепции развития ювелирной промышленности Кыргызстана до 2018 года, утвержденной правительством республики

21
июля
2016

В Кыргызстане в настоящее время насчитывается около 255 месторождений золота, общие запасы которых составляют 2 тысячи 149 тонн. Основная часть золота добывается на высокогорном руднике Кумтор, который по добыче золота занимает 3-е место в СНГ и 22-е в мире. В последние годы добыча золота устойчиво сохраняется на уровне 18-20 т в год.

«В 1998-2009 гг. отмечалось динамичное развитие и подъем ювелирной отрасли, а в течение последних семи лет наблюдается спад производства ювелирных изделий из драгметаллов отечественного производства и, соответственно, значительный рост их импорта. Отечественное производство изделий из серебра в 2015 году упало по сравнению с 2009-м в 2,2 раза, при этом импорт за этот же период вырос в 28 раз. Объем производства изделий из золота в 2015-м по сравнению с 2009-м упал в 2,9 раза, в то время как импорт за этот период вырос в 50 раз. Его увеличение привело к резкому сокращению экспорта и вытеснению с рынка ювелирных изделий местных производителей, что создало угрозу потери в будущем ювелирной промышленности», - отмечается в концепции.

Экспорт отечественной ювелирной продукции составляет менее 5% от общего объема произведенной продукции. В теневом обороте этот показатель значительно выше. По официальным данным Департамента драгоценных металлов при Минфине, в 2015 году ювелирную промышленность КР представляли 594 субъекта предпринимательства, в том числе 156 юридических и 438 физических лиц, 14 специализированных ювелирных магазинов, более 1,5 тысяч человек, занятых в производстве и торговле ювелирными изделиями.

В документе перечислены сдерживающие факторы развития ювелирной промышленности:

  • неконкурентоспособность отечественных ювелирных предприятий из-за более высокой себестоимости их продукции по сравнению с изделиями зарубежных производителей;

  • высокая цена на аффинированное золото в виде сырья;

  • недостаточная защита рынка страны от импорта и подпольного производства, который составляет более 70 процентов годового объема розничных продаж;

  • существующий технический и технологический уровень производства, не позволяющий внедрять новые сложные дизайн-модели украшений;

  • недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров по рабочим специальностям для ювелирной промышленности;

  • низкий уровень обеспеченности ювелирными камнями;

  • недостаточное продвижение отечественных торговых марок (брендов) на внутреннем и внешних рынках.


Концепция направлена на формирование благоприятных условий для развития и повышение конкурентоспособности предприятий ювелирной отрасли, удовлетворение потребностей внутреннего рынка, увеличение экспорта продукции и создание рабочих мест. Основные ее цели - легализация теневого оборота на рынке драгметаллов и драгкамней, развитие внутренней сырьевой базы для обеспечения отечественных производителей.