Новая стратегия устойчивого развития Anglo American: осуществима ли она?

22
июня
2018

        В марте этого года Британско-южноафриканский горнодобывающий гигант Anglo American объявил о новой стратегии устойчивого развития, нацеленной на то, чтобы «изменить» и подвергнуть критической оценке представление об устойчивом развитии в отрасли. Среди целей, которые она ставит, сокращение выбросов парниковых газов на 30%, повышение эффективности использования электроэнергии на 30% и сокращение потребления свежей воды на 50% в бедных водой регионах. Эта стратегия заменила собой предыдущие цели, намеченные компанией Anglo American для достижения к 2020 году, куда входило повышение энергосбережения на 8 процентов и сокращение выбросов парниковых газов на 21%, а также сокращение потребления свежей воды на 20 процентов.

        На бумаге это выглядит впечатляюще, но, что касается окружающей среды и соблюдения прав человека, есть мало отраслей в мире, которые имеют такую плохую репутацию, как горнодобывающий сектор. А из крупных горнодобывающих компаний, вероятно, нет ни одной, которой пришлось бы работать больше с целью изменения этой репутации, чем Anglo American. За последние годы Anglo American столкнулась с большой критикой, начиная с обвинений в получении выгоды от ЮАР еще во времена апартеида, до ее сложного финансового участия в ведущей алмазодобывающей компании De Beers, которая сама обвинялась в торговле конфликтными алмазами.

        В отчете организации Друзья Земли по всему миру (Friends of the Earth International, FOEI), составленном в 2014 году, под названием «Как правят корпорации: грязное энергетическое лобби компании Anglo American и его фальсифицированные решения по климату», рассматривается лоббирование компанией при работе над Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (UN Framework Convention on Climate Change) и ее деятельность на разных угольных шахтах в мире. На угольной шахте El Cerrejón (Эль Серрехон) в Колумбии, где добыча ведется открытым способом и где Anglo American является одной из трех равноправных участников, организация FOEI обвинила эту компанию в экспорте «как сильно загрязняющего топлива, так и всех ее прибылей», оставляя после себя «социальную и экологическую разруху» и «увеличивая климатический долг перед глобальным югом». В отчете утверждалось, что загрязнение близлежащей реки Ранчерия сделало невозможным для местных людей заниматься охотой, ловить рыбу и выращивать скот. В нем также утверждается, что идеи, продвигаемые компанией, начиная с улавливания и хранения углерода и кончая его продажей являются «фальсифицированными решениями», предназначенными для создания дополнительных «бизнес возможностей для корпораций и финансового сектора».

Это всего лишь пример одной из многих проблем, с которыми Anglo American продолжает сталкиваться. Только в этом месяце компания была оштрафована бразильским правительством на $37,73 млн за загрязнения, вызванные утечкой из трубопровода, транспортирующего железную руду с шахты Минас-Рио (Minas-Rio). Это подводит нас к важному вопросу: является ли крупнейшая попытка компании решить проблему выброса парникового газа и других экологических вопросов настоящим примером корпоративной социальной ответственности или свидетельством того, что некоторые виды экологической деятельности стали называться «зеленым пиаром, отмывкой»? Хотя ответ еще предстоит получить, Патрик Кингслэнд задал ряд вопросов представителю компании Anglo American с целью выяснить, что отрасль может сделать по улучшению своей репутации, в чем заключается ее новая стратегия на самом деле и может ли компания достичь поставленных целей.

 

        Патрик Кингслэнд: Насколько важно, чтобы горнодобывающая отрасль занималась решением экологических проблем в предстоящие годы? Какие выгоды может это принести таким компаниям, как Anglo American, и более широкому обществу?

Anglo American: Горная добыча играет важную роль в обществе. Материалы, которые мы добываем, имеют важное значение для современной технологии – от смартфонов до транспортных средств - и для видов чистой энергии, начиная от ветряных турбин и кончая солнечными панелями. Но горная добыча является отраслью, стоящей на распутье, поскольку ожидания отрасли от бизнеса растут. Мы в горнодобывающей промышленности никогда не должны думать, что существующее положение вещей является достаточным и поэтому мы должны стремиться к поэтапным изменениям способа ведения горной добычи, изменениям в том, как мы можем добиваться полных выгод от горной добычи и как мы взаимодействуем с обществом в целом.

Наша роль в современном мире намного больше, чем просто быть поставщиком реальных продуктов. Если Anglo American или какая-то другая горнодобывающая компания должна играть роль в создании устойчивого будущего для мира и всех нас, кто в нем живет, то мы должны быть готовы к тому, чтобы критически относиться к нашему бизнесу и к себе самим. Мы должны смотреть дальше своих реальных предприятий, быть более прозрачными в своем мышлении и стремиться создать добавленную стоимость, которую имеют право ожидать все наши заинтересованные стороны.

 

ПK: Ваши предыдущие цели, намеченные для достижения к 2020 году, включали сокращение использования свежей воды на 20 процентов, повышение сбережения энергии на 8 процентов и сокращение выбросов парниковых газов на 21%. Вы смогли достичь эти цели?

AA: Сокращение выбросов парниковых газов в 2017 году составило 4,8 млн тонн – на 21% меньше по сравнению с потреблением при «обычном ведении бизнеса» (business as usual, BAU). И мы находимся на пути к достижению своей цели по энергосбережению, где мы в настоящее время достигли шести процентов по сравнению с обычным ведением бизнеса. Примерно 320 проектов по повышению эффективности использования электроэнергии и совершенствованию бизнеса позволили сэкономить 6,4 млн ГДж при расходовании электроэнергии в 2017 году. Мы достигли прогресса в достижении своих целей, поставленных на 2020 год, по сокращению абсолютного использования свежей воды на 20% (по сравнению с запланированным при обычном ведении бизнеса), рециркулированной воды повторного использования на 75% от наших потребностей в воде и зарегистрировали отсутствие инцидентов 3-го уровня (или выше), которые определяются как экологические инциденты с последствиями от умеренных до крупных.  

 

ПK: Расскажите нам об основных элементах вашей новой стратегии устойчивого развития.

AA: Наша стратегия устойчивого развития сосредоточена на трех глобальных основополагающих элементах - заслуживающем доверия корпоративном лидере, бурно развивающихся сообществах, здоровой окружающей среде, каждый из них охватывает три глобальных цели. Наше стремление – стать заслуживающим доверия корпоративным лидером, укрепляющим доверие, обеспечивающим этические цепочки стоимости и более строгую отчетность перед сообществами, с которыми мы работаем. Мы хотим быть компанией, которая действительно приносит изменения, строит развивающиеся сообщества с более качественным здравоохранением, образованием и уровнями занятости. И, наконец, мы стремимся быть компанией, которая поддерживает здоровую окружающую среду, создавая рудники, использующие безводные технологии, с углеродной нейтральностью и обеспечивающие положительное биоразнообразие. В наши цели входит сокращение выбросов парниковых газов на 30%, сокращение потребления свежей воды на 50% в бедных водой регионах к 2030 году.

 

ПK: Как вы определяли и ставили эти цели?

AA: Мы разработали нашу стратегию с помощью широкого внутреннего и внешнего привлечения и анализа критических возможностей и рисков, включая Цели ООН по устойчивому развитию (UN Sustainable Development Goals, SDGs). Наша стратегия простирается дальше соответствия законам о горной добыче или требованиям нормативных документов. Дело касается создания более стратегического и целостного воздействия на участок, и сюда входят взаимно укрепляющие элементы, которые будут положительно трансформировать то, как наши заинтересованные стороны используют нашу компанию, как на местном уровне, так и на глобальном.

 

ПK: Ваш технический директор Тони О’Нилл (Tony O’Neill) сказал, что новый подход к устойчивому развитию «возник из подхода FutureSmart Mining™». Можете ли вы рассказать немного о подходе FutureSmart Mining™ и как вы используете технологию для оказания помощи в решении экологических проблем отрасли?

AA: В Anglo American нашей целью является посмотреть другими глазами на горную добычу с целью улучшения жизни людей. Мы делаем это с помощью нашего подхода FutureSmart Mining™, основанного на инновациях, нацеленных на достижение устойчивой горной добычи. Это является нашей программой для будущего нашего бизнеса. Будущего, в котором широкое инновационное мышление, передовые технологии и сотрудничество партнерств сформируют отрасль, которая будет более безопасной, более устойчивой и эффективной и более соответствующей потребностям населения в местах нашего размещения и для общества в целом. Сюда входит поиск новых путей для того, чтобы сделать горную добычу более безопасной, более эффективной и более устойчивой, с небольшими фактическими последствиями. Именно этот широкий инновационный подход, включая то, как мы используем существующие и новые технологии, поможет нам выполнить наши обещания, особенно, когда дело касается безопасности наших людей, использования нами энергии и воды, и нашего стремления иметь здоровую окружающую среду.

 

ПK: С какими вызовами вы столкнетесь на пути достижения этих новых целей?

AA: Как и при любом новом подходе, мы очень многому научились. Во-первых, мы поняли, что сосредоточиваться только на развитии района, который ближе всего расположен к руднику, не является рецептом для достижения успеха. Существует гораздо более широкая область воздействия, которую мы должны рассматривать и которая тоже связана с местной (и нашей) инфраструктурой. И во-вторых, по мере развития сотрудничества, наши партнеры обнаруживают, что временные рамки разных сторон могут быть ограниченными. Для многих организаций существует соблазн мыслить только краткосрочными циклами. Но на самом деле мы не можем действовать стратегически в таких коротких временных рамках и добиваться самых эффективных результатов. Нам необходимо рассматривать социально-экономическое развитие по-другому, чтобы пытаться заниматься развитием в гораздо более широких временных границах.

Хотя наши цели могут быть определены на глобальном уровне, то, как мы будем их достигать, также будет зависеть от нашей деятельности на местном уровне. Мы понимаем, что все наши предприятия совсем разные и мы соседствуем с разными сообществами во многих странах, где мы работаем. Мы хотим быть горнодобывающей компанией, которая участвует в жизни населения, где она работает, и занимается внедрением новых стандартов корпоративной прозрачности. Мы представляем себе бурно развивающиеся сообщества, в которых люди имеют доступ к высококачественному образованию, хорошему здравоохранению и разнообразным возможностям трудоустройства. И мы хотим управлять такими рудниками, которые не оказывают вредного воздействия на существующие водные ресурсы населения там, где они расположены. Автор: Патрик Кингслэнд (Patrick Kingsland) (mining-technology.com) Перевод Rough&Polished