Может ли отрасль обойтись без прейскуранта на бриллианты? Как этот вопрос обсуждался на Президентской встрече

07
июля
2015

Прейскуранты становятся все более важной частью бриллиантового рынка в последние 25 лет, и прейскурант Rapaport приобрел огромное значение. Но указывают ли и могут ли такие прейскуранты точно указывать цены на бриллианты? Производятся ли изменения в прейскурантах слишком часто и являются ли эти изменения слишком большими, особенно в то время, когда существуют трудные условия для торговли? Существует ли реальная альтернатива Rap list, или отрасль вынуждена мириться с ним? Такими были основные вопросы, поднятые на Президентской встрече (Presidents Meeting) в Тель-Авиве в середине июня президентами Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) и Международной ассоциации производителей бриллиантов (International Manufacturers Association, IDMA). Нет ничего нового в несогласии отрасли с прейскурантом, в последние годы оно уже выражалось во всех основных центрах – в Бельгии, Индии и Израиле.

Участники торговли бриллиантами не всегда были согласны с изменениями в прейскуранте – будь это повышение или понижение цен, чувствуя, что они не соответствуют ситуации, существующей в отрасли на самом деле. И изменения в прейскуранте, вносимые каждые несколько месяцев, вызывали огромную волатильность и могли оставить диамантеров со стоками, которые они потом не были в состоянии сбыть.
Глобальная торговля бриллиантами, привыкнув к Rap list и видя, что его влияние становится таким большим, оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, много трейдеров бриллиантами хотели бы перейти на другой прейскурант, с другой стороны, они понимают, что Rap list, будучи таким значимым, не может исчезнуть сам собой. Более того, они видят ту устойчивость, которую он приносит. С другой стороны, есть широко распространенное мнение, что Мартин Рапапорт (Martin Rapaport) должен больше консультироваться с участниками торговли и отраслевыми организациями перед тем, как принимать решения.

Рапапорт вышел с предложением о своем сейчас широко известном и широко применяемом прейскуранте Rapaport в 1978 году. Многие в отрасли при проверке цен на бриллианты автоматически рефлекторно смотрят в прейскурант Rapaport, ставший своего рода Библией для многих диамантеров. Несколько раз по разным причинам изменения в прейскуранте Rapaport вызывали недовольство в бриллиантовой отрасли. В 2006 году члены Бельгийской и Израильской алмазных бирж резко отреагировали, когда прейскурант опубликовал среднее снижение цен на бриллианты на 5% в интервале 10-90 поинтов, когда производители бриллиантов и дилеры сказали, что был хороший спрос на бриллианты VVS и SI. Было проведено срочное совещание в офисе Rapaport, на котором присутствовали ведущие диамантеры, вручившие петицию Мартину Рапапорту.

А в 2008 году, как раз перед выставкой JCK Show в Лас-Вегасе, прейскурант Rapaport поднял некоторые цены на 25 процентов, наряду с небольшими повышениями и некоторыми снижениями. Участники бриллиантовой отрасли задавали острые вопросы Рапапорту на его ежегодной встрече за завтраком. Рапапорт объяснил, что новые уровни включали премии, которые отрасль платит за товар, и посоветовал диамантерам пересчитать свои скидки по новому прейскуранту. И опять же, в конце 2008 года Бельгийская ассоциация трейдеров бриллиантами (Belgian Polished Diamond Traders Association, BVGD) раскритиковала решение о широком повышении цен на бриллианты. BVGD заявила, что прейскурант Rapaport был неточным, так как рынок в то время характеризовался падением цен.

Решение Мартина Рапапорта по ценам на бриллианты фантазийной огранки, а затем их понижение в июле не только не отражало происходящее на рынке, говорят некоторые диамантеры, но и оказало большое отрицательное воздействие. Если отрасль смотрит на прейскурант, где цены не подняты – даже если на самом деле они выросли, то производители бриллиантов задаются вопросом: «Почему я должен производить по таким ценам. Это просто не имеет смысла, не говоря уже о прибыльности, потому что я не смогу обеспечить цену, которая мне нужна». Все это в то время, когда прибыли, в лучшем случае, минимальные и когда многие производители бриллиантов, согласно сообщениям, даже производят товар в убыток себе просто для поддержания работы своих предприятий. В ситуации, когда цены на алмазы растут выше цен на бриллианты, прибыль производителей бриллиантов падает еще больше. Многим производителям бриллиантов, которые сохраняют дорогие стоки и пытаются защитить слабые прибыли, теперь говорят, что их товар стоит меньше их нормы прибыли. Это также создает проблемы для производителей бриллиантов с их банками, которые могут решить, что стоки, которые хранятся у производителей бриллиантов, стоят меньше, согласно прейскуранту, и, может, поэтому у них будет меньше желания предоставлять в дальнейшем кредит.

Не должен ли рынок сам решать, какой должна быть цена на какой-то определенный бриллиант? Попытайтесь объяснить кому-нибудь, кто не работает в бриллиантовой отрасли, почему цена на определенный бриллиант является «Rap -15 процентов», и вы поймете, как все-таки странно это звучит. И хотя существуют также и другие прейскуранты, ими не настолько удобно пользоваться, чтобы они нашли поддержку у торговли бриллиантами и чтобы к ним обращались.
Это и недавнее снижение цен на некоторые бриллианты фантазийной огранки порождают вопрос о том, должны ли те, кто публикует прейскуранты, иметь такое сильное влияние на установление цен. Должны ли компании, занимающиеся торговлей бриллиантами, тоже публиковать прейскуранты – является ли это конфликтом интересов? И не заслуживает ли бриллиантовый бизнес намного большей прозрачности – насколько глубока и широка информация, на которой основаны эти прейскуранты? Основаны ли прейскуранты на фактических запрашиваемых ценах, полученных от сотен и тысяч поставщиков по всему миру, и основаны ли цены на реальных сделках на рынке за предыдущие дни работы и на значительном объеме? Кроме того, принимая во внимание огромное количество различных видов существующих бриллиантов, есть ли достаточно подкомплектов информации, собранной для каждого вида?

Мартин Рапапорт сохраняет спокойствие перед этими обвинениями своих конкурентов и диамантеров, не раз выслушивая все эти претензии за свои многие годы в бизнесе. Рапапорт много раз отвечал на вопросы, обращенные к нему. Он сказал, что диамантеры должны учитывать наличие огромного ассортимента бриллиантов для продажи и проблему предоставления информации, которую может понимать все то большое число людей во всем мире, занятых в этой отрасли. Он также отметил, что люди ошибаются, если они думают, что он пытается дать точную информацию по каждой сделке. Его цель – служить своего рода указателем на очень ухабистом пути в формировании цен и предоставить глобальной бриллиантовой отрасли общий знаменатель для использования ее. Он отметил, что, когда потребитель собирается купить дорогой товар, будь это машина, бриллиант или что-то еще, потребитель не всегда платит цену по прейскуранту, а вместо этого пытается получить скидку на нее. Другими словами, прейскурант является общим указателем конечной цены. Прейскурант дает людям точку отсчета, говорит он.

Рапапорт раньше говорил, что причина, почему он не хочет раскрывать, как он получает эти цены, заключается в том, что это может привести к тому, что другие фирмы станут копировать его методы. Он объясняет, что компания должна хранить в секрете свою интеллектуальную собственность. Он сказал, что фирма постоянно изучает рынки, и у нее есть экономисты, анализирующие эти данные. Компания также широко взаимодействует с рынком. Он сказал, что, когда он снижает цены, люди обычно недовольны им, но он им нравится, когда он их повышает. Когда появляются жалобы, он обсуждает ситуацию с диамантерами, и, если он считает, что было принято неправильное решение, то незамедлительно принимает меры по исправлению ситуации.

Что касается обвинений в конфликте интересов в связи с его занятием торговлей, он их отметает, говоря, что на самом деле бриллианты ему не принадлежат, он ими просто торгует. Он сказал, что для торговли логично сверять цены у тех, кто располагает информацией о бриллиантах, чтобы проверить их текущую стоимость. Рапапорт работает на рынке свыше 30 лет и говорит, что, так как он находится на рынке, он может предоставлять точную информацию. Он отметил, что некоторым людям не нравится его прейскурант, потому что он дает покупателям доступ к большому количеству исходной информации, которой у них не было в прошлом, и что они могут делать деньги, используя его информацию.
А в эпоху Facebook и мгновенных обменов информацией могут ли прейскуранты стать менее значимыми, так как людям все легче общаться, круг общения расширяется, и они получают информацию о ценах из более широкого ряда источников? Составители прейскуранта также заявляют о том, что они помогают достичь большей прозрачности в формировании цен для торговли бриллиантами, но не все с этим согласны. «Я не чувствую, что прейскуранты приводят к большей прозрачности. Никакие бриллианты не продаются по ценам, указанным в прейскурантах. Из одних только прейскурантов невозможно узнать, какова цена какого-либо определенного бриллианта. Прейскуранты – это не цены, а просто ориентир. Люди в отрасли, особенно дилеры, всегда выясняют цену какого-то определенного бриллианта, используя свои многочисленные связи, поэтому им для этого не нужны прейскуранты. В наши дни секретов нет. Компании рекламируют свои цены на товары в Интернете и в других местах, где они продают, и это дает более надежное представление о цене».
Шмуэль Шнитцер (Shmuel Schnitzer), президент Израильской алмазной биржи (Israeli Diamond Exchange), прокомментировал: «Я не имею ничего против прейскуранта Rapaport или какого-то другого. Я могу с ними смириться. Цены на бриллианты должны на чем-то базироваться. Проблема заключается в том, что происходит с составлением этих прейскурантов. Не всегда имеется достаточно прозрачности в том, как они составляются. Отрасль не видит, с кем по прейскурантам работали и у кого собирали информацию; если бы мы видели, чувствовали бы себя лучше. Нам нужны прейскуранты. Мы не можем вести дела, как в старые дни, когда не было большой прозрачности в формировании цены. Кроме этого, в нынешнем мире Интернета информация находится повсюду. Что касается определенных товаров, если цены на определенные бриллианты снижаются, то это может отбить желание у производителей бриллиантов их производить».

Абрахам Даян, корреспондент Rough&Polished в Израиле