Мария Иванова: «Для каждого человека есть свой бриллиант, который он должен рано или поздно встретить»

23
апреля
2019
  • Любой юбилей — радостное мероприятие, тем более такая дата: 50 лет Центру алмазных технологий и геммологии ГАПОУ КП № 11. Он дает возможность увидеться со своими друзьям юности и педагогами, вспомнить чудесные годы и рассказать о том, как сложилась судьба. Накануне этого события, мы побеседовали с выпускницей колледжа № 11, а ныне главным технологом производственного цеха филиала АЛРОСА «Бриллианты АЛРОСА» Марией Ивановой.
  •         Марина Викторовна, Вы работаете в одной из самых больших компаний алмазной отрасли, торгующей сертифицированными бриллиантами собственного производства. Прошли не простой путь от огранщика до руководителя. Расскажите, пожалуйста, что сейчас входит в ваши обязанности?
  •          Филиал АК АЛРОСА «Бриллианты АЛРОСА» — структурное подразделение компании, которая занимается огранкой собственного сырья. АЛРОСА алмазы не только добывает, но еще и гранит, а потом продает. У нас работает 186 человек, три производственных участка. Сейчас вышла очередная коллекция дорогостоящих бриллиантов – это цветные камни, которые были добыты на одном из месторождений компании. Мы их огранили и будем продавать. Моя работа связана с соблюдением всех технологических процессов. Огранка, обдирка и, конечный результат, готовая продукция. Все это часть профессии, которую я получила в колледже № 11.
  •         Какую специальность вы получили?
  •         Я окончила колледж по специальности «огранка алмазов в бриллианты». Это был выпуск 1988 года. В группе было 24 человека: 4 девочки, остальные мальчишки. Учились стандартно для этой специальности по подгруппам (12 человек в каждой): 6 станков с одной стороны под руководством одного мастера, 6 станков с другой стороны под руководством другого. Студенческая жизнь была интересной. Прошло много лет, но отношения с некоторыми ребятами поддерживаем до сих пор. Сейчас со мной в «Бриллиантах АЛРОСА» работает девочка из параллельного потока Оля Попова. Дружу с Олей Сусловой. Сотрудничали со Светланой Попковой, когда она руководила Производственным отделением нашего колледжа в рамках образовательных программ (сейчас она работает в Гохране). Все это наш выпуск.
  •         Как сложилась ваша жизнь дальше? Вы поступили в институт?
  •         После училища я пошла на московский завод «Кристалл» (один из 11 предприятий по огранке, которые были созданы в период 1969-1974гг.). Здесь я начала свою трудовую деятельность, как огранщик алмазов. Но женщины не приветствовались на заводе на рабочих специальностях, и я была переведена на должность «разметчика алмазов в бриллианты». По этой специальности я отработала 6 лет и пошла получать высшее образование в Московскую геологоразведочную академию. Позже закончила курс Московского геммологического центра по профессии геммолог, эксперт по бриллиантам и алмазным технологиям. Стала инженером-технологом производственного участка, а теперь работаю главным технологом производственного цеха АК АЛРОСА «Бриллианты АЛРОСА».
  •         Где сложнее было учиться?
  •         Когда учишься и тебе интересно, то не имеет значения, где. Было легче всего учиться за границей, потому что чаще всего ты ехал за сертификатом, а то, что там рассказывали, ты это уже практически все знал. Больше позиционных открытий было в МГУ в рамках пилотного образовательного курса. Было много интересных фактов, с которыми мы еще не сталкивались. При том, что это был переломный 2006 год, когда синтетические бриллианты стали массово использоваться в ювелирных изделиях. В МГУ в экспертной лаборатории этот вопрос уже обсуждался, и это было очень интересно.
  •         Вы были за рубежом, изучали новые технологии. В каких странах наиболее развита отрасль?
  •         Я была в Израиле и Бельгии на ограночных предприятиях. В Израиле была в 2000 годах, когда активно развивалась огранка. Но с 2014 г. там уже практически все было свернуто. Массовый центр был вывезен из Тель-Авива в Техноград, а потом и из страны, так как стало экономически невыгодно и очень дорого производить бриллианты. Принцип огранки практически везде один и тот же: ограночный станок состоит из станины и диска. Технология, при которой сидят два-три мастера у одного диска – это подготовка к огранке. Финишная огранка — это всегда один человек, камень и ограночный диск. Это индивидуальное искусство. Так нас учили и в колледже. Мир огранки достаточно активно принимает все нововведения, потому что сырье очень дорогостоящее и маржа с каждым годом уменьшается. Все меньше и меньше денег можно заработать в процессе производства. Соответственно любая новая технология востребована, все пытаются ее внедрять, но где-то она приживается, где-то нет. Стабильно все возвращается к тому, что сокращается время на производство, и это всегда отдается человеческим рукам. Что касается камней, то тут на вкус и цвет… Вспоминаю одного человека, который говорил: «Я не понимаю, почему все так восхищаются бриллиантами?» Но когда ему показали коллекцию, подготовленную для очередного аукциона, он увидел ту форму огранки, которая его потрясла. «А вот этот камень мне нравится, и я его хочу!». Так что для каждого человека есть свой бриллиант, который он должен рано или поздно встретить.
  •         Можно ли увидеть коллекции бриллиантов, которые делают в АЛРОСА, на выставках?
  •         Нет, выставочных коллекций мы не делаем, продаем свою продукцию в основном на международных аукционах. Покупательская способность внутри России не столь высока, как во всем мире, а наша продукция является очень дорогостоящей. Больше предпочитаем продавать в Гонконге, чем в Израиле, и в США, чем в Бельгии. Такой небольшой коммерческий нюанс.
  •         Ваша компания сотрудничает с Центром алмазных технологий и геммологии колледжа № 11? Приходят ли студенты колледжа к вам на работу в «Бриллианты АЛРОСА»?
  •         Огранщик алмазов — это в какой-то степени романтическая профессия. Но это художник, запертый в золотую клетку. Ты должен отвечать за продукцию, соблюдать нормы труда, норму выработки, технику безопасности, культуру рабочего места и еще много нюансов, которые тебя выстраивают в определенную линию. Для молодых людей это непросто: нет видео, музыки — это 8 часов усидчивого труда. У нас режимное предприятие: приходы, уходы, технологический перерыв нормированы. Эти достаточно жесткие дисциплинарные рамки не всем по нраву. Как работники банка носят галстуки, так и наши работники обязаны носить специальную униформу и следовать всем требованиям, которые прописаны в уставе нашей компании. Это непросто. Но ребята из колледжа приходили работать к нам в компанию, кто-то потом пошел учиться в ВУЗ.
  •         Технология обработки алмазов из-за их твердости такова, что ей невозможно научиться на обработке более мягких минералов. В Центре алмазных технологий и геммологии колледжа № 11 студенты тренируются на настоящих алмазах. Сырье для студентов предоставляет компания, которая взамен получает готовые бриллианты. Правда, выход годных камней у студентов меньше, чем у профессионалов, но компания идет на такие издержки. А как происходит введение в профессию или повышение квалификации на вашем производстве?
  •         Действительно, невозможно обучить огранщика на имитации природного алмаза. Грани будут получаться совершенно не такими. Наши мастера, конечно, учатся только на настоящих натуральных камнях. На обучение каждого закладывается тысяча карат.
  •         Оборудование, на котором Вы учились в колледже, и то, на котором сейчас работают в АЛРОСА, отличаются?
  •         Принцип станков остается одним и тем же. Единственное, что меняется — это подход к станине. У нас стоят бельгийские станки фирмы «Каборн». Все-таки это элитное производство, образованное всего 20 лет назад по принципу «все самое лучшее - нашему филиалу». Мы покупали самое дорогостоящее и современное оборудование, которое было на тот момент. В прошлом году была в Смоленске на заводе и обратила внимание, что у них точно такие же станки, как в колледже. Впрочем, такое же оборудование имеют многие фирм, которые занимаются огранкой алмазов.
  •         Самый большой страх огранщика— потеря камня в процессе работы. Бывают ли такие случаи у вас на производстве?
  •         За все время камни пропадали всего дважды. Это были, конечно, не кражи, а случайности. Иногда бриллианты улетают со шлифовального станка, и приходится затевать настоящее расследование. На этот случай на заводе есть четкая инструкция.
  •         Сложно женщине сделать карьеру в алмазной отрасли?
  •         Я же сделала. Может быть, если бы я сидела за станком, то и сейчас этим бы занималась. В огранке все зависит от тебя, в том числе и заработная плата (которая бывает выше, чем у некоторых руководителей). Но мне интересно было все время осваивать что-то новое. Когда начинаешь понимать весь цикл цепочки, ты хочешь руководить этой цепочкой. Из этого стремления понять, что и как происходит «рядом», и началось мое движение по карьерной лестнице. Сейчас в моем подчинении 75 человек.
  •         Часть вашей юности прошла в стенах колледжа № 11. Что бы вы пожелали нынешним студентам 2019 года?
  • Найти себя. Верить в профессию, которую ты получил. Она не умрет. Существует некая цикличность развития. Когда мы заканчивали колледж, наступали тревожные 90-е года, и было непонятно, что дальше. Но если вы считаете, что огранка - это ваше, вы найдете себя в этом мире, в России или других странах.
  •         Беседовала Елена Володина
  • https://kp11.mskobr.ru/novosti/ivanova_marina_dlya_kazhdogo_cheloveka_est_svoj_brilliant_kotoryj_on_dolzhen_rano_ili_pozdno_vstretit/

Иванова в музее колледжа-minИванова в классе