Максим Михайленко: Как Кремль имитирует приватизацию

12
сентября
2016

В июле правительство РФ бодро отрапортовало об успешной приватизации пакета акций государственной алмазодобывающей компании АЛРОСА. С формальной точки зрения это, конечно, не "привычная" приватизация - государственный пакет, вероятно, размывается, но продолжает оставаться существенным. Согласно правительственному распоряжению 10,9% акций АЛРОСА было реализовано по цене примерно $1 за одну акцию. До продажи акционерами компании являлись Российская Федерация (44%), Республика Саха (Якутия) - 25%, улусы (районы) Якутии - 8%, еще 23% находится в свободном обращении. Но учитывая реальное состояние федерализма в России, можно сказать, что государство, по сути обладало 77% акций, и продолжает сохранять контрольный пакет. Но раз захотелось называть это приватизацией - пусть бы называли.

Если бы не слишком много "но". Во-первых, от хорошей жизни приватизацию не проводят - ясно, что власть ищет возможность наполнить бюджет в условиях спада, низких цен на нефть и санкций, ведь комбинация этих факторов за последние два года вымыла из России сотни миллиардов долларов. Во-вторых, сообщение об удачной реализации акций привлекло внимание тем обстоятельством, что таких рисковых инвесторов при нынешней российской конъюнктуре еще поискать. В-третьих, "алмазная" проблематика в РФ скандализируется еще с начала года.

Начнем с третьего фактора. 10 марта в центре Москвы покончил жизнь самоубийством экс-глава Государственного учреждения по формированию фонда драгоценных металлов при Минфине (Гохран) Владимир Рыбкин. Тело 68-летнего Рыбкина было обнаружено возле одного из домов на Зубовском бульваре с травмами, характерными для падения с высоты. Гохран - федеральное казенное учреждение при Минфине России, которое занимается хранением и учетом драгоценных металлов (золото, серебро, платина), драгоценных камней и прочих ценностей Госфонда России.

В СМИ сразу же была вброшена версия о том, что покойнный Рыбкин страдал депрессией. В каком-то смысле с этой версией нельзя не согласиться - бывший руководитель и впрямь мог находиться под давлением. В конце 2013 г. совладелец челябинской компании "ЧелПром-Даймонд" некто Александр Синтяев написал заявление в УФСБ, где раскрыл схему вывода алмазов в оффшоры, практикуемую принадлежащей ему наполовину компанией. Среди партнеров Синтяева оказался ряд более чем известных в России персонажей - в частности, родственники Никиты Михалкова. Семья Михалковых вошла в бриллиантовый бизнес в 2012 году, приобретя 30% акций алмазообрабатывающего предприятия "ЧелПром-Даймонд", созданного в 2001 г. Александром Синтяевым на базе Кусинского завода и специализирующегося на бриллиантах мелких рассевов.

Фактически оборотистый кинопропагандист контролировал предприятие, решая на высшем уровне финансовые и правовые проблемы других совладельцев. С момента своего появления на свет и вплоть до 2012 г. челябинское предприятие никак не могло наладить отношения с российским алмазным госмонополистом "АЛРОСА" (90% добычи алмазов в РФ, 25% мировой добычи) и организовать стабильные поставки сырья. Но после появления в бизнесе путинского любимчика на "ЧелПром-Даймонд" обрушился алмазный дождь.

В том же году дочерняя структура госмонополиста "АЛРОСА-Нюрба" отгрузила челябинской фирме алмазов на $4,2 млн. Для сравнения: такой заметный участник алмазного рынка, как "Мосалмаз", получил в 2012 году от "АЛРОСА-Нюрба" почти в два раза меньше драгкамней - всего на $2,7 млн. Ведь "АЛРОСА" продавала "своим" по ценам значительно ниже рыночных. "ЧелПром-Даймонд" перепродавал по заниженной цене все получаемые камни гибралтарскому офшору Dundela Limited, а тот реализовал их на мировом рынке уже по рыночной цене.

После обращения Синтяева, на которого пытались повесить огромный кредит, было заведено уголовное дело. "ЧелПром-Даймонд" сам расторг контракт с "АЛРОСА", а на предприятии было по решению арбитражного суда установлено конкурсное производство. Его срок продлили до 24 февраля 2016 г. Дело прикрыли, поскольку ветки его цепляют представителей узкого высшего слоя российской элиты - а предавший этот сюжет широкой огласке тюменский блоггер Алексей Кунгуров оказался в тюрьме по обвинению в "поддержке терроризма". Потому что во главе золотой и алмазной мафии России стоит влиятельный Отар Маргания - однокурсник и одногрупник будущего вице-губернатора Санкт-Петербурга и создателя путинской финансовой системы Алексея Кудрина.

За внешним лоском системных либералов эпохи "суверенной демократии" скрывается много интересного. Например, в декабре прошлого года Приокский завод цветных металлов "списал" со всех счетов 5 тонн золота и 36 тонн серебра. Попытки Счетной палаты РФ хотя бы учесть золото и серебро встретили сопротивление в лице "отдельных сотрудников Минфина РФ". Так что причин впасть в депрессию и случайно упасть из окна у Рыбкина было предостаточно.

О состоянии самой АЛРОСы мнения высказывались разные. Ведь, как оказалось, российская казна еще и доплачивает освоителям недр, покрывая из бюджета их убытки. А убытки такие: в самом благополучном для алмазной индустрии 2014 году, когда РФ экспортировала рекордные объемы драгкамней на $4,7 млрд, АЛРОСА получила чистый убыток почти в $450 млн. Возможно и потому, что пользуется схемами, описанными выше - реализовывала алмазы через цепочку посредников, оканчивающихся оффшорами на Кипре, Британских Виргинских островах и в американском штате Делавэр. Вокруг компании ходят истории о фирмах-двойниках, через которые утекли из государственных карманов миллиарды долларов, и о второй жизни одного из руководителей Минфина РФ Александра Ахполова. Однако уже в нынешнем году этот типичный предреволюционный "скандал с ожерельем" зацепил следующий ряд элит. В феврале этого года был лишен лицензии Международный акционерный банк (МАБ), которым владел заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы Михаил Слипенчук.

Причем оздоровление МАБ с привлечением госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" было объявлено невозможным из-за низкого качества активов. Но важно иное - в этом банке утратило значительные средства (примерно $125 млн) подведомственное Минфину ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт". Михаил Слипенчук является основным владельцем инвестиционной группы "Метрополь". Кроме этого он контролирует девелоперские проекты и месторождения полиметаллов в Восточной Сибири.Сегодня Слипенчук является членом фракции "Единая Россия", но в сентябре пойдет в Думу от либерального симулякра "Партия роста", за которой мелькает тень Алексея Кудрина, по сути являющегося сотрудником АП РФ в таком же особом статусе, как и лидер этой партии, бизнес-омбудсмен Борис Титов.

В 2011 году Слипенчук засветился в комическом эпизоде с передачей €20 млн предпринимательнице Татьяне Бальзамовой, якобы предназначавшихся Виктору Януковичу за включение некоторых коммерческих структур в соглашение по поставкам транзитного газа. Но в итоге "взятка" Януковичу передана так и не была, поскольку эти €20 млн были похищены из хранилища некоего офиса "Сбербанка" на Гоголевском бульваре.

В свете всего вышесказанного кто захочет связываться как с самой АЛРОСА, так и с казенными предприятими Минфина РФ, банками, которыми они пользуются, и политиками, с которыми они сотрудничают - на первый взгляд решительно непонятно. В то же время, по словам министра экономики РФ Алексея Улюкаева (в кругах острословов-комментаторов получившего прозвище "Доктор Дно" за свои слишком лояльные к Путину прогнозы), в бюджет РФ поступит более $800 млн. Правда, это всего лишь 10% от нарастающей дыры в нынешнем финансовом законе страны. Да и примерно на 4% дешевле рыночной цены акций. Или - на 18% (!) дешевле рыночной цены на 18 мая. Улюкаев объявил о том, что планы по реализации находящихся в федеральной собственности акций крупных компаний, таких как "Башнефть", "Роснефть" и "Совкомфлот", ВТБ - все еще соответствуют реальности.

В то же время как известно, с "Роснефтью" существуют определенные проблемы, ей даже не позволили участвовать в конкурсе по покупке акций той же "Башнефти". Откуда же пришел покупатель - и, в таком случае, откуда же его ждут и в будущем? Продавал пакет Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Это государственный инвестиционный фонд с капиталом в $10 млрд.

Официально во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами - фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. Но в основном его деятельность окутана завесой тайны. Сообщалось, что покупателями, которых привлек РФПИ это некие азиатские, европейские игроки, да еще российские НПФ. Кстати, незадолго до приватизации АЛРОСА интерес к ней проявляли пенсионные фонды группы БИН Михаила Гуцериева и Михаила Шишханова. А заработали на передаче акций в частные руки банки, устроившие размещение - ВТБ и Сбербанк. Они получили свои законные комиссионные от сделки в 1,8%, то есть около миллиарда рублей.

Похоже, акции государство продало собственным ручным олигархам, таким кружным путем пополняя бюджет - как когда-то Борис Ельцин брал кредиты у еще не прирученных олигархов на поддержание штанов страны, отдавая им "право первой ночи" с ключевыми предприятиями РФ. А про оживление в экономике или возобновление даже самого слабого интереса серьезных инвесторов к активам страны, находящейся под санкциями, Москве остается только мечтать. Dsnews.ua