Китай присматривается к русскому золоту

27
июля
2016

 

Как говорят горняки, от нефти до золота — один шаг. И его всё увереннее делают инвесторы из Китая. Как выяснил Лайф, затерянные в сибирской тайге рудники интересуют представителей Поднебесной не меньше находящихся рядом нефтяных скважин. Инвестирование в золотодобычу активно обсуждалось на последней межправительственной комиссии двух стран в июне этого года в Пекине, рассказал Лайфу источник в комиссии. Эту же информацию нам подтвердил собеседник в одной из золотодобывающих компаний.

— Российские компании испытывают проблемы с получением кредитов на Западе. Это касается даже крупных компаний. В этой ситуации выход один — предложить инвесторам из Китая стать соинвесторами проекта. Самим китайцам это тоже на руку: у них есть деньги, но нет проектов, вложения в которые стопроцентно окупятся, — говорит один из чиновников. По его словам, правительства Китая и России уже определили 60 ключевых проектов в разных отраслях, которые будут поддерживаться на государственном уровне. Среди них и несколько золотодобывающих проектов в России.

 По данным источников Лайфа, совместную разработку или же частичную продажу месторождений китайцам планируют как минимум две компании. В их числе подконтрольная Виктору Вексельбергу "Золото Камчатки", а также "Западная голд майнинг лимитед". Речь идёт о сравнительно небольших месторождениях, с запасами от 22 до 57 тонн золота. Все они находятся сравнительно недалеко от границы — у компании босса "Реновы" это "Аметистовое" (57 тонн золота) и "Бараньевское" (около 30,5 тонны) на Камчатке, у "Западной" — "Александровское" (23 тонны).

В настоящее время "Золото Камчатки" ведёт работу на своих месторождениях, включая "Аметистовое" и "Бараньевское", собственными силами. Мы заинтересованы в сотрудничестве со стратегическими инвесторами, в том числе из Китая, — заявили в пресс-службе компании.

Но это далеко не самые крупные месторождения. Куда более интересным активом представляется Наталкинское месторождение, разрабатываемое компанией "Полюс" Сулеймана Керимова. По словам источников Лайфа, оно также значится в списке 60 приоритетных проектов межправкомиссии. Если верить экспертам отрасли, то Наталке нет равных в России. В мире она входит в число крупнейших месторождений золота с подтверждёнными запасами почти в 1500 тонн. Но драгметаллов, в отличие от остальных выставленных на просмотр китайцам активов, пока не добывает. Привлечение китайских юаней в разработку Наталкинского курирует Российский фонд прямых инвестиций. Кроме магаданской "жилы" правительство стремится привлечь иностранцев и в другой очень крупный проект — принадлежащее Ростеху месторождение Сухой Лог (1029 тонн золота), которое находится в Иркутской области.  В разное время Наталка вместе с проектами "Золота Камчатки" интересовала одного из крупнейших в Китае золотодобытчиков — China National Gold Group Corp. (CNGGC) Ранее компания уже была замечена в контактах с "Полюсом" Керимова. По сообщениям из Поднебесной, владелец футбольного "Анжи" готов был продать им четверть Наталки. 

Есть потенциал для сотрудничества с Китаем и у "Западной голд майнинг лимитед". Они владеют четырьмя активами, запасы которых оцениваются в 411 тонн золота. У камчатского предприятия Вексельберга "вес" несколько скромнее — 375 тонн. По данным аналитиков, "Западная" в прошлом году извлекла из недр земли 2,9 тонны золота, что эквивалентно 1,2% от общероссийской добычи. У "Золота Камчатки" данный показатель немного скромнее — 2,5 тонны. Зато впечатляет годовой рост добычи у актива Вексельберга — 38%. Если говорить о доле на российском рынке, то она почти идентична цифрам "Западной" — 1,1%. В мае о возможности слияния с "Золотом Камчатки" говорил совладелец и глава другой крупной золотодобывающей компании Petropavlovsk Plc. Павел Масловский. Пока они работают на своих месторождениях в одиночку, но надеются, что это продлится недолго. Петропавловцы также не прочь сотрудничать с инвесторами из Поднебесной — эту информацию Лайфу подтвердил представитель российской компании. В "Западной" и CNGGC на наш запрос пока не ответили. 

В принципе говорить о том, что китайцы приходят в российское золото впервые, было бы неправильно: с 2012 года они инвестировали в четыре небольших стартапа (на профессиональном сленге разрабатываемые с нуля месторождения называют гринфилдами). Но в крупные проекты российских золотодобытчиков партнёры из Поднебесной пока не входили, рассказал Лайфу председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба. В прошлом году, к примеру, порядка $100 млн в строительство комбината на территории Тувы инвестировала китайская Zijin Gold. В перспективе, считает Кашуба, число проектов должно расти. Ведь у Пекина, как крупнейшего в мире потребителя и производителя золота, иссякают запасы, и он ищет их на других рынках. Наша минерально-сырьевая база лучше китайской: где у них 1 грамм золота в тонне, у нас — вдвое больше. Согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых, объём запасов золота в России превышает 13,1 тыс. тонн.

В прошлом году, по данным Союза, в России было добыто 293 тонны золота, что на 1,7% больше, чем годом ранее. Китайцы тем не менее добывают больше: по прошлому году они сохранили первое место с 490 тоннами, это примерно 14% мирового рынка. Россия, к примеру, имеет "кусок" почти вдвое меньший — 8%.

— Наладить сотрудничество важно обеим сторонам. Нам не  хватает инвестиций. Технологии для переработки и оборудование для добычи мы в основном закупаем в том же Китае, поэтому смотрим на их участие в разработке наших месторождений более комплексно, чем они, — говорит Сергей Кашуба. — Единственное, что несколько смущает наших бизнесменов, — это дороговизна азиатских кредитов. Оптимально всё-таки было бы взять дешёвые деньги с Запада и технологии с Востока.

Тем временем иностранные или частично иностранные старатели наращивают свою долю рынка и объёмы добычи в сравнении с компаниями без иностранного капитала. С 2008 года она оставалась на довольно высоком уровне в 57—62% от всего добываемого в России золота. По 2015 году это 60,2%, посчитали аналитики Ernst & Young. Крупнейший инвестор в российской добыче — канадская Kinross Gold, владеющая "Чукотской ГГК" с добычей в 21,7 тонны золота по прошлому году. Крупнейшая по добыче отечественная компания "Полюс" Сулеймана Керимова тоже может условно считаться иностранной: 4,7% её акций принадлежат структурам китайского суверенного фонда CIC. В прошлом году добыча "Полюса" достигла 54,3 тонны золота, это почти четверть всего нашего рынка (22,8%), указано в обзоре EY. Подавляющая часть горняков на иностранный капитал надеяться не привыкла — согласно исследованию EY, на средства от продажи активов в этом году надеются только 7% компаний, тогда как в прошлом году их было около 17%.

Хотя сейчас доля китайцев в российской добыче небольшая (в районе 3%), потенциал для их инвестиций до 2020 года достигает 7—10 млрд рублей, считает директор инвестиционно-банковского департамента QBF Дмитрий Кипа, в будущем доля китайцев может вырасти до 10—15%, считают собеседники Лайфа. Логично то, что китайцы более активно просматривают мелкие месторождения, считает Кипа. В ту же Наталку, по его мнению, они будут вкладываться позже. Life.ru