Как правильно снять кольцо?

07
июня
2012

Фотография ювелирных изделий неслучайно считается одним из самых сложных видов съемки. Это обусловлено не только необходимостью применения специальной оптики и освещения, выполнением длительной многоступенчатой ретуши отснятого изображения. Для получения качественной фотографии украшений необходимо учитывать такие специфические моменты, как отражающие особенности металлических поверхностей, преломление света в драгоценных камнях, трудность работы с изделием ввиду его малого размера. Если вы все же решились на самостоятельную съемку продукции, вам пригодятся наши советы.

Основной момент в съемке, на который необходимо обратить внимание, - это освещение. Прежде всего потому, что от того, как вы его установите, будет зависеть отражение, которое получится на металле. Сразу откажитесь от съемки со встроенной вспышкой. Все источники света, которые находятся вокруг изделия, будут отражаться в полированных частях, равно как стол, камера и другие предметы. Поскольку металлические части ювелирных украшений имеют, как правило, округлую форму, отражение, искажаясь, складывается в причудливый рисунок из белых (свет) и темных (предметы) пятен. Задача фотографа – сделать этот рисунок максимально привлекательным.

Чтобы исключить отражение лишних предметов и сделать освещение металла как можно более ровным и однородным, необходимо использовать поверхности, рассеивающие свет. Это может быть, например, профессиональный световой куб (лайткуб, фотобокс) – конструкция, выполненная из белого тканевого материала. Передняя стенка у такого куба отсутствует для того, чтобы можно было осуществить съемку. Другой вариант – использовать самодельный купол, подходящий по размеру и форме, из плотной кальки или другой, пропускающей свет, бумаги. Чем меньше сгибов будет у вашего сооружения, тем лучше – тогда свет ляжет на изделие ровнее.

Экспериментируя с формой светового короба, количеством источников света и их расположением, можно добиться необходимого рисунка, отражающегося в металлических деталях. Тут все зависит от вашего вкуса: можно добиться даже абсолютно ровного освещения, без темных деталей, в стиле Tiffany & Co., однако, это может лишить изделие объема. Чтобы внести в отражение темный акцент в необходимом месте, рядом с изделием кладут полоску черной бумаги.

Поверхность, на которой находится изделие при съемке, также стоит выбрать белую, чтобы избежать нежелательного цветного отражения в металле. Для этих целей нередко используется кусок глянцевого пластика. При съемке украшений всегда работайте в безворсовых перчатках, чтобы не оставлять отпечатков пальцев, и протирайте металл от пыли специальной тканью.

 Для того чтобы закрепить изделия на подставке, некоторые фотографы рекомендуют использовать термоклеевой пистолет, однако у этого способа есть несколько недостатков. Во-первых, клей быстро остывает, в том числе от самого соприкосновения с поверхностью изделия или подставки. В результате скорректировать положение украшения практически невозможно – необходимо приклеивать его заново. Во-вторых, горячий клей тянется, превращаясь в тонкие нити, которые необходимо обрезать. Вы вполне можете не заметить их при съемке, однако при увеличении фотографии присутствие нитей станет очевидным. В-третьих, световой куб ограничивает пространство для маневра, в результате, обеспечить точность положения изделия при приклеивании пистолетом становится крайне сложно.

Наиболее простым способом представляется крепление украшения на клейкую массу, которая продается в магазинах канцелярских принадлежностей в том же отделе, что и скотч. Масса по консистенции похожа на жевательную резинку и не оставляет следов, а ее характеристики вполне позволяют закрепить вертикально даже тонкое кольцо с камнем.

Камера для съемки может быть практически любой. Для зеркальной камеры в этом случае необходим макро-объектив и возможность снимать с довольно большого расстояния, чтобы в фокусе было все изделие целиком. Для «мыльниц», с их небольшой матрицей, это не так принципиально. В любом случае камеру необходимо перевести в ручной режим, если вы не снимаете с профессиональными импульсными источниками света. Для того чтобы сфотографировать ювелирное изделие, будет достаточно двух ламп, но фотоаппарат при этом должен быть установлен на штатив. Чтобы получить качественный снимок, необходимо использовать длительную выдержку и спуск с задержкой в несколько секунд (эти опции есть в любой современной камере).

Главное условия применения обычных ламп при съемке – чтобы они были одного типа: галогеновые, люминисцентные или какие-то другие. Использование ламп двух разных типов приведет к тому, что одна половина фотографии будет иметь желтый оттенок, а вторая – голубой, что объясняется разной цветовой температурой источников. Приборы необходимо установить по бокам от светопропускающей конструкции либо чуть сзади, их высоту при этом можно варьировать. Для съемки изделий с гранеными вставками потребуется также использовать третий источник света, чтобы заставить камень заиграть. Это может быть светодиодный фонарик, расположенный возле камеры с небольшим отклонением от оси, проходящей через кристалл. Чтобы лучше понять, как именно свет должен отразиться от камня, вспомните, как оценивают игру света на примере кольца с бриллиантом – камнем к себе – и где при этом обычно расположен осветительный прибор.

Отдельно стоит сказать про съемку сложных композиций с ювелирными изделиями. Ввиду описанных выше тонкостей работы с этими предметами, в рекламе, как правило, применяют комбинированную технику, когда украшения снимаются отдельно, а потом монтируются с другими элементами. Тем не менее вы всегда можете попробовать сочетать в одном кадре ювелирные изделия и другие предметы, которые одновременно могут выполнять функцию подставки.

В этой статье мы не рассматриваем вопросы обработки фотографий, ретуши дефектов и нежелательных бликов, и сделанные подобным образом снимки вряд ли подойдут для рекламных целей. Тем не менее, если вы хотите сэкономить на услугах профессионала и сделать много кадров (например, для онлайн каталога), то эти советы вполне могут помочь вам улучшить качество изображений.

Альбина Рыжова

@"Ювелирное обозрение" 1\2012