Как North Arrow может помочь заполнить надвигающийся дефицит предложения алмазов

27
июля
2017

Открытие алмазов Чаком Фипке (Chuck Fipke) и Стью Блассоном (Stu Blusson) в ноябре 1991 года в Северо-Западных территориях поставило Канаду на глобальную алмазную карту. Это также вызвало одну из крупнейших в мире лихорадок с целью «застолбить» участки, поскольку сотни компаний устремились на север в поисках богатства. Через несколько лет многие ретировались в более теплые места. Одна компания, которая продолжила охоту, это Aber Resources, принадлежащая Грену Томасу (Gren Thomas), имеющая крупный участок земли, захваченный Томасом и партнерами в районе Лак-де-Гра около места находки Фипке. Весной 1994 года геологоразведочная группа компании Aber под руководством геолога Ейры Томас (Eira Thomas), дочери Томаса, стремительно продвигалась по весеннему таящему снегу через льды в поисках кимберлита – породы, которая иногда содержит ценные алмазы. Это было долгой перспективой. Со времени открытия Фипке большая канадская охота за алмазами почти пришла к концу, несмотря на миллионы долларов, потраченных на поиски сверкающих камней. Но образец породы, полученный из этой последней скважины при бурении, содержал алмаз весом в два карата. Открытие Даявик (Diavik) означало начало игры для Aber - и для зарождающейся алмазной отрасли Канады.

 

Мощный игрок в области алмазов

Через четверть века после того, как была проделана та судьбоносная скважина через тающий лед, Канада достигла больших результатов в мире алмазов. C точки зрения стоимости страна является третьим по величине производителем алмазов в мире. и ценные алмазы, которые продолжают добываться на руднике Даявик, открытом Aber, являются этому веской причиной. Это открытие породило растущую волну стоимости акционерного капитала. Акции Aber и ее компаний-преемников выросли с нескольких пенни до более чем $50, поскольку стало известно о качестве алмазов и размере актива. Dominion Diamond Corp. (TSX: T.DDC, Forum), под этим именем известна сейчас Aber, которой принадлежит рудник Экати (Ekati) и 40% рудника Даявик, сейчас является основной алмазной компанией Канады. Ожидается, что на руднике Даявик в этом году будет получено 7,4 млн тонн карат, что сделает ее одним из крупнейших предприятий в алмазной отрасли в мире.

Группа, открывшая месторождение Даявик, под руководством Эйры Томас, также создала значительный акционерный капитал за прошедшие с того времени годы. Она является соучредителем двух алмазодобывающих компаний - Stornoway Diamond Corporation и Lucara Diamond Corp., и остается директором Lundin Group company. Ее совсем недавняя должность в качестве главного исполнительного директора Kaminak Gold закончилась довольно хорошо – в прошлом году Goldcorp купила эту компанию за $520 млн.

Томас является также консультантом компании North Arrow Minerals Inc. (TSX: V.NAR, NHAWF, Forum), финансово обеспеченной компании, ведущей в геологоразведке алмазов в Канаде. Грен Томас из Aber является председателем правления North Arrow, а главным исполнительным директором является Кен Армстронг (Ken Armstrong), бывший геолог Aber и Rio Tinto. North Arrow недавно получила $5 млн на геологоразведку проектов, и ведется программа бурения на ее проекте Науджаат (Naujaat), который находится на продвинутой стадии и содержит популяции ценных алмазов фантазийного оранжево-желтого цвета.

Располагая несколькими новыми открытыми месторождениями или проектами по разработке, Канада является местом, где расположены два из крупнейших в мире алмазных рудников. Недавно начали промышленное производство оба рудника, Ренар (Renard) компании Stornoway в Квебеке и Гачо Куэй (Gahcho Kue), являющийся совместным предприятием De Beers-Mountain Province в Северо-Западных территориях.

В глобальном масштабе алмазная отрасль столкнулась с трудностями, включая демонетизацию в Индии и изменяющиеся цены на алмазы. Но алмазы по-прежнему являются источником получения денег для некоторых из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний, включая Rio Tinto (владелец 60% рудника Даявик) и Anglo American. Жан-Себастьян Жак (Jean-Sebastien Jacques), вступающий в должность руководителя Rio, назвал алмазы «приоритетной областью» в прошлом году в интервью изданию Bloomberg: «Я бы с удовольствием имел больше алмазов, честно говоря». Эта компания подтвердила эти слова, подписав трехлетний договор на участие в алмазном проекте Стар Орион Саут (Star-Orion South) компании Shore Gold на $18,5 млн в северной провинции Саскачеван.

А подразделение De Beers компании Anglo остается надежным генератором прибыли. по данным The Diamond Loupe, в 2016 году объем продаж алмазов вырос как в Anglo American (на 36%), так и у российского производителя алмазов АЛРОСА (на 26%). Недавняя заявка на недружественное поглощение Dominion Diamond отражает спрос на хорошо управляемые рудники, которые являются мощными станками по созданию прибыли.

 

Дефицит геологоразведочных работ

Картина является менее многообещающей в области геологоразведки. Бюджеты сократились во время спада объемов горной добычи, начавшегося в 2011 году, и небольшие геологоразведочные работы проводятся на новых участках. Это особенно проблематично в плане предложения, потому что уходит много времени на открытие алмазных месторождений, их оценку и строительство рудников. Эти новые канадские рудники помогут заполнить пробел, но их недостаточно. Экономически целесообразные открытия алмазов просто не успевают за истощением рудников по всему миру. «Явно наблюдается нехватка новых проектов, по меньшей мере новых проектов, которые расположены близко к инфраструктуре, - сказал Пол Зимницки (Paul Zimnisky), независимый аналитик алмазной отрасли из Нью-Йорка. – Их на самом деле совсем немного в глобальном алмазопроводе.

Экономически целесообразных алмазных проектов мирового класса совсем мало, и большинство геологоразведочных компаний, которые искали их, потерпели неудачу», - объяснил Зимницки. Это привело к большей осторожности и снижению интереса со стороны инвесторов. «Вообще акционеры не достигли высоких результатов в области алмазов». Появляющийся дефицит предложения особенно остро наблюдается в отношении редких цветных алмазов, которые имеют более высокие цены. Рудник Ellendale в Австралии производил примерно 50% от мирового объема алмазов фантазийного желтого цвета до своего закрытия в 2015 году. Рудник Argyle, тоже в Австралии, является одним из крупнейших в мире рудников и источником ценных цветных алмазов, включая исключительно редкие розовые алмазы. Также уже намечено его закрытие в ближайшие годы после нескольких десятилетий производства алмазов.

Проект Науджаат компании North Arrow мог бы помочь заполнить пустоту. Этот проект содержит популяции алмазов фантазийного оранжево-желтого цвета, которые более ценны благодаря своей редкости. Науджаат сейчас на подъеме, что резко снизило затраты, и он имеет очень большой алмазоносный кимберлит, Q1-4, который выходит на поверхность. По программе на этот год в размере $3,2 млн компания North Arrow пробурит 4 500 метров и отберет 200 тонн валовых минипроб. Целью является расширение предварительно оцененных ресурсов на глубину по меньшей мере до 300 метров под поверхностью и более точное определение популяции алмазов. Пробы будут отправлены на юг в конце августа и обработаны осенью. «Существует отличная возможность для расширения кимберлита Q1-4 в глубину за пределы последних отметок бурения, - сказал Кен Армстронг, главный исполнительный директор компании North Arrow. – Это первое бурение за период свыше 12 лет. Эта работа поможет нам подтвердить и обновить размеры Q1-4 и лучше понять внутреннюю геологию месторождения и распределение алмазов».

В 2014 и 2015 годах North Arrow отобрала небольшие валовые пробы на месторождении Науджаат (ранее известном как Qilalugaq) с целью определения стоимости алмазов, но стоимость за карат для небольшой партии в 384 карата получилась гораздо ниже ожиданий. Акции North Arrow были переведены в штрафной бокс на рынке, и компания с тех пор в основном не привлекала внимания, несмотря на важную подготовительную работу, которая привела к этой стадии программы на этот год.

 

Риск и возможности

Обратное инвестирование и способность планировать циклы может привести к созданию состояний в юниорском горнодобывающем секторе. Росс Бити (Ross Beaty), ванкуверский инвестор, неоднократно доказал это. В 2000-х годах, когда медь торговалась по цене меньше $1 за фунт, его команда набрала портфель невостребованных медных активов на рынке с тенденцией на понижение. Он развивался и продал эти активы во время повышательной тенденции на рынке, превратив $170 млн в инвестированный капитал в акционерные поступления порядка $1,87 млрд. Его последним удачным делом было инвестирование на рынке с тенденцией на понижение в Kaminak Gold, позднее выкупленную компанией Goldcorp.

Обратное инвестирование Бити было в North Arrow в размере $2 млн, что было частью недавнего финансирования в размере $5 млн в виде частного размещения. Другими инвесторами были базирующийся в Нью-Йорке фонд Electrum Strategic Opportunities Fund ($2 млн), а также руководство и директора компании. Эти средства будут финансировать активную программу на месторождении Науджаат, включая бурение и отбор валовых проб, а также геологоразведочные работы на проектах Мел (Mel), Локи (Loki) и Пикоо (Pikoo) компании North Arrow.

North Arrow также участвует в бурении через LDG (Lac de Gras), совместное предприятие с Dominion Diamond Corp. Этот проект граничит с арендуемыми участками недр с целью добычи полезных ископаемых, где расположен рудник Даявик. Рудник Экати находится в 40 км к северо-западу. Dominion планирует провести бурение в нескольких точках в конце лета в рамках своей геологоразведочной программы, стоимость которой $2,8 млн. У North Arrow будет 30-процентная доля в этом совместном предприятии. Принимая во внимание постоянную критику в свой адрес, Dominion очень сильно мотивирована на увеличение стоимости акционерного капитала. А это включает не только работу на руднике, а требует геологоразведки и новых открытий. В мае Dominion объявила о “новой стратегической концентрации усилий на геологоразведку» и о $50-миллионном пятилетнем бюджете на геологоразведочные работы.

 

Сильная сторона, связанная с фантазийными камнями

Что касается проекта Науджаат, North Arrow заново вернулась к нему после того, как после огранки и полировки получила бриллианты фантазийного желтого цвета, которые привлекли внимание некоторых людей в отрасли. Несколько камней были сертифицированы как бриллианты «фантазийного яркого» цвета, что является престижным определением в мире цветных бриллиантов. Качество бриллиантов показывает, что бриллианты оранжево-желтого цвета на месторождении Науджаат являются более ценными, чем при оценке указанных алмазов в июне 2015 года. Основной вывод оценщиков алмазов заключался в том, что партия алмазов с месторождения Науджаат в размере 384 карат была слишком маленькой для надлежащей оценки. North Arrow планирует это исправить, отчасти отобрав 200-тонную валовую пробу, которая может дать еще 80-100 карат. Проба будет отобрана с участка А61, имеющего самое высокое содержание. Результаты лабораторных исследований ожидаются в начале 2018 года.

Еще одним осложняющим фактором на месторождении Науджаат является наличие двух четких популяций алмазов разных возрастов, включая популяцию редких алмазов фантазийного желтого цвета. Это не было учтено в предыдущей оценке стоимости за карат. Это будет сделано в следующий раз. Алмазы являются редкостью, а алмазы, которые встречаются еще реже, например, цветные алмазы и крупные алмазы, являются более ценными. Желтые алмазы составили всего 9% в пробе с месторождения Науджаат в 2015 году по числу камней, но свыше 21% по весу в каратах.

Целью буровых работ на месторождении Науджаат является причисление кимберлита на глубине 200 - 300 метров, в настоящее время классифицируемого как объект для дальнейших исследований (TFFE), к категории прогнозного ресурса. Это бурение и валовые минипробы должны помочь North Arrow провести более точную оценку алмазного месторождения на пути к будущей Предварительной экономической оценке. Кимберлит Q1-4 имеет форму лошадиной подковы, что делает его пригодным для разработки открытым способом и обеспечивает низкий коэффициент вскрыши. Более крупную валовую пробу планируется отобрать в 2018 году.

 

Объемы цветных алмазов в каратах

Бриллианты фантазийного желтого цвета приковали к себе внимание в начале этого месяца, когда Dominion представила поразительный бриллиант огранки «бриллиант» фантазийного ярко-желтого цвета Arctic Sun (Арктическое солнце) весом 30,54 карата, изготовленного из алмаза весом 65,93 карата, добытого на руднике Экати. Dominion также представила цветные камни на своей последней презентации корпорации, особенно дорогостоящие драгоценные камни фантазийного желтого и оранжевого цвета, полученные на руднике Мизери (Misery), повышающие привлекательность компании.

Потенциальное появление канадских цветных алмазов может помочь укрепить положение Канады на мировой алмазной сцене, считает аналитик Зимницки. С точки зрения брендирования и маркетинга канадские алмазы продолжают иметь большую привлекательность благодаря своему высокому качеству и этическому происхождению. И недавнее открытие этих двух канадских месторождений является ярким событием для глобальной отрасли, несмотря на рано возникшие проблемы как на руднике Гачо Куэй (более низкая, чем ожидалось стоимость), так и на руднике Ренар (дробление камней), отметил он. «Существует большая возможность продавать канадские алмазы с премией, особенно в Северной Америке”, - сказал Зимницки. Соединенные Штаты остаются крупнейшим в мире алмазным рынком, несмотря на рост спроса со стороны Китая и Индии. Сохраняются серьезные препятствия до того, как на месторождении Науджаат будет построен какой-то рудник, но сила руководства компании North Arrow предрасполагает к успеху, считает Зимницки. «North Arrow стремится получить что-то мирового класса, а это высокий риск и высокое вознаграждение, - сказал Зимницки, который видел бриллианты фантазийного желтого цвета этой компании: - Они прекрасны».

Сохраняется высокий спрос на бриллианты фантазийного желтого и других цветов, несмотря на закрытие или предстоящее закрытие двух из рудников, на которых они добываются. В прошлом году был открыт магазин компании De Beers на Мэдисон Авеню в Нью-Йорке, и основным бриллиантом в день открытия был очень крупный бриллиант фантазийного желтого цвета весом свыше 100 карат.

 

Возможность обнаружения кимберлита

Еще дальше на север от Науджаата, на полуострове Мельвиль в провинции Нунавут, находится еще один проект компании North Arrow, имеющий хорошие шансы на обнаружение кимберлита. На участке Мел в 210 километрах от Науджаата геологи компании North Arrow четко определили три выноса минералов-индикаторов кимберлита (KIM) с помощью систематического отбора проб в течение нескольких сезонов. В прошлом году отбор проб валунной глины показал, где заканчивается вынос КIM, что говорит о том, что источник кимберлита поблизости. В этом сезоне возможно открытие нового кимберлитового месторождения, поскольку кимберлиты в районе выходят на поверхность. «Это на первый взгляд, но существует возможность обнаружения без проведения бурения», - говорит главный исполнительный директор Кен Армстронг.

Что касается совместного предприятия Lac de Gras, заявка на недружественное поглощение компании Dominion в размере US$1,1 млрд, объявленная частной Washington Corp. в начале этого года, может сработать в пользу North Arrow. Кроме того, что это вызвало рост акций, заявка побудила алмазодобывающую компанию максимально сосредоточиться на создании стоимости акционерного капитала. И ключевой стратегией для Dominion с ее двумя стареющими рудниками является возобновление активных геологоразведочных работ. Открытие новых алмазоносных кимберлитов поблизости от существующих рудников придало бы мощный импульс компании Dominion. Одним из ее удачнейших шагов является совместное предприятие с North Arrow, которое охватывает 147 200 гектаров южнее Экати и Даявика. Dominion потратит $2,8 млн на этот проект в этом году, включая запланированную на осень программу бурения. North Arrow находится в хорошем состоянии, чтобы осилить стоимость любых кимберлитов, отрытых компанией Dominion.

North Arrow также планирует провести бурение на двух или трех перспективных объектах на находящемся поблизости проекте Локи, принадлежащем ей на 100%, увязав это с завершением бурения на участке LDG. Компания получила грант на $170 000 от правительства Северо-Западных территорий на программу бурения на участке Локи. North Arrow также проведет осенью отбор проб валунной глины на участке Пикоо, открытом ею алмазном месторождении в провинции Саскачеван, перед работой по предполагаемой программе бурения в начале 2018 года. Автор: Джеймс Квантес, Resource Opportunities. stockhouse.com). Перевод Rough&Polished.