Как будет развиваться российская ювелирная индустрия в новых реалиях

11
апреля
2023

Одинаковые для всех новые экономические реалии сказались на игроках ювелирного рынка по-разному, в зависимости от масштаба их бизнеса. Forbes Life разбирается, каковы эти новые условия бизнеса и как в них будет развиваться индустрия.

        С одной стороны, на фоне приостановки деятельности международных брендов в России освободилась часть рынка — казалось бы, развивайся и занимай свою нишу. С другой — государство ввело в 2022 году новое, единое для игроков любого масштаба налогообложение в размере 20% против 6% с дохода или 15% с разницы между доходами и расходами, которые индивидуальные предприниматели выплачивали ранее. Если учитывать, что за последние три года повысились цены на драгоценные материалы, была введена обязательная маркировка любого изделия — сложная, дорогая процедура — и, наконец, подоспели санкции, то высокое налогообложение может стать для многих последней каплей. По подсчетам портала Uvelir.info, оно повлияет на 14 000 российских ювелирных компаний, а это более 90% участников рынка.

Сухая статистика показывает, что в первую очередь пострадали небольшие независимые ювелирные марки и индивидуальные мастера - те самые, что выдают высокий художественный уровень и обеспечивают эволюцию ювелирного искусства. Незадолго до наступления Нового года их социальные сети предупреждали о неизбежном подорожании украшений. В августе 2022-го российский Forbes со ссылкой на данные Росстата констатировал стагнацию ювелирного рынка, а в ноябре вместе с Гильдией ювелиров России предсказывал подорожание минимум на 20%. «Для «маленьких» ювелиров изменения в законодательстве — драматические. Крупным производителям они нипочем, а вот тех, кто работает в художественном сегменте, практически задушили. Многие ювелиры просто ушли с рынка, занялись чем-то другим. Сейчас Гохран предпринимает попытки выработки особого статуса «художник-ювелир» — результаты будут предлагаться на рассмотрение правительству. Но что выйдет из этой формальности, пока непонятно», — считает Елена Веселая, эксперт, автор книги «Ювелирное искусство России XXI века».

        Ситуация для развития ювелирного бизнеса неоптимистична, но нельзя сказать, что российские бренды и марки в 2022-м снизили активность; напротив, они пытались наращивать информационное и физическое присутствие всеми способами. Большие и сильные премиальные бренды уровня АЛРОСА, Miuz Diamonds и Mercury, как и меньшие по масштабу Parure Atelier, Chamovskikh, Cluev, представляли все новые коллекции, работали над дизайном, делали акцент на инвестиционную стоимость драгоценных камней и активно «прокачивали» инфоповоды. «То, что уход западных брендов открыл новые возможности, очевидно. Сейчас дело только за нами. Вкус и уровень запросов аудитории из России очень высок, и приходится потрудиться, чтобы их по-настоящему удивить», — считает Юрий Толмачев, вице-президент ювелирного дома Chamovskikh.

        Путь на Восток
        Еще одна новая реалия 2022 года — отток основных клиентов из страны. Того самого успешного класса, который ценил в украшениях оригинальную идею, маленький тираж и мог позволить себе большую каратность. В поисках новых клиентов ювелиры активно развернулись в сторону Востока - тем более что продавать украшения на Запад они уже год как не могут из-за эмбарго. На Восток нацелились Parure Atelier, Chamovskikh, Yana Jewellery, Liza Borzaya и Epic Jewellery. Уже этой весной Parure Atelier открывает бутики в Казахстане и ОАЭ. Правда, к этим регионам в бренде присматривались более года назад, но сегодня признаются, что в Дубай идут за перебравшимися туда россиянами.

        Открытие сразу двух магазинов (не только ювелирных, но и модных) в Дубае готовит в настоящий момент и бренд Yana Jewellery, его бутик третий год успешно работает на Мальдивах, в отеле One & Only Reethi Rah. Yana Jewellery, как и украшения еще одной российской марки Liza Borzaya, уже начали продаваться в ближневосточном регионе — с августа 2022 года они представлены на онлайн-платформе Theodore & Co., наряду с известными западными ювелирными и часовыми брендами. Еще с 2019 по 2021 год бренд Liza Borzaya участвовал в престижной выставке Couture Show в Лас-Вегасе, после чего началась было международная популярность бренда, но теперь, когда путь на Запад закрыт, он ищет другие точки на карте. Осенью 2022-го марка участвовала в крупнейшем в Азии ювелирном шоу Jeweluxe в Сингапуре и сразу ощутила коммерческий интерес к своим изделиям. В Москве также был открыт шоурум в Столешниковом переулке, который вскоре должен перерасти в бутик. «За год в Liza Borzaya пришли новые клиенты, которые искренне удивляются, что в России есть высокое качество украшений. Настолько люди ничего не знали про отечественное», — рассказывает владелица и креативный директор бренда Елизавета Борзунова. Правда, российским «пионером» Столешникова стал все-таки флагманский бутик ALROSA Diamonds.

        Еще одна марка, Epic Jewellery, начала свое продвижение на Восток с Дубая, открыв там представительство, а затем провела серию клиентских мероприятий в Бахрейне и планирует их продолжать. С 2013 года у бренда также есть офис в Бангкоке и шоурум в Гонконге, на подходе участие в Art Central, параллельной программе Art Basel 2023 в Гонконге. Независимый художник-ювелир Игорь Учеватов, один из немногих в России, кто создает украшения из инновационного титана, в 2022-м впервые участвовал в Hong Hong International Jewellery Show, а в нынешнем — в Thailand Gems & Jewelry Fair в Бангкоке. Перспектива развития на Востоке для российских ювелиров очевидна, хоть результат может прийти не молниеносно.

        На Запад этот же путь пока закрыт. Лишь марка Elena Okutova по-прежнему участвует в международной выставке Gem Geneve в Швейцарии - только благодаря патронажу Вивьен Бекер, главного куратора экспозиции Vivarium, авторитетного ювелирного эксперта. У ювелира-новатора Алексея Зубова (Zubov Atelier) выставка PAD в Лондоне в 2022-м свое приглашение отозвала. У Epic Jewellery сорвалось партнерство с ведущей европейской институцией в области дизайна — в бренде не афишируют, с какой, надеясь на возобновление проекта в будущем. Источник: forbes.ru